Роль куратора в социально-психологической адаптации студентов вуза

NovaInfo 42, с.254-257
Опубликовано
Раздел: Психологические науки
Просмотров за месяц: 0
CC BY-NC

Аннотация

В статье обсуждается о социально-психологической адаптации студентов как процесса вхождения в новый коллектив, принятие установок, норм и ценностей. В социально-психологической адаптации студентов именно куратор группы – является самым необходимым и полезным человек в вузе.

Ключевые слова

ОБРАЗОВАНИЕ, АДАПТАЦИЯ, КУРАТОР, СТУДЕНТ, СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ, НОРМЫ, КОДЕКС

Текст научной работы

Современная система образования остается главным источником воспроизводства и повышения интеллектуального потенциала общества. Неоспоримой истиной является утверждение о том, что именно образование становится одним из основополагающих факторов экономического и социального прогресса, духовного обновления общества. Однако развитие образования и общества – это взаимообусловленные процессы.

Важным условием развития Узбекистана является формирование совершенной системы подготовки кадров на основе богатого интеллектуального наследия народа и общечеловеческих ценностей, достижений современной культуры, экономики, науки, техники и технологий.

Национальная программа по подготовке кадров соответствует положениям Закона Республики Узбекистан «Об образовании», разработана на основе анализа национального опыта, исходя из мировых достижений в системе образования и ориентирована на формирование нового поколения кадров с высокой общей и профессиональной культурой, творческой и социальной активностью, умением самостоятельно ориентироваться в общественно-политической жизни, способных ставить и решать задачи на перспективу. Программа предусматривает реализацию национальной модели подготовки кадров, создание социально-экономических, правовых, психолого-педагогических и иных условий для формирования всесторонне развитой личности, адаптации к жизни в современном изменяющемся обществе, осознанного выбора и последующего освоения образовательных и профессиональных программ, воспитание граждан, сознающих свою ответственность перед обществом, государством и семьей

Вот и наступил тот момент, когда вчерашние абитуриенты, успешно прошедшие тестовые испытания, начали обучение в высших образовательных учреждениях. В преддверии нового учебного года каждый студент, наверное, представляет яркие картины: просторные лекционные залы, заполненные жаждущими знаний юношами и девушками, которые старательно записывают каждое слово маститых профессоров, читающих лекции. Сердца молодых людей полны надежд и волнения...

В новом статусе молодежь может встретиться с немалым количеством стрессогенных факторов. К таковым можно отнести продолжительность и количество ежедневных учебных занятий, особенности их организации, новые преподаватели и однокурсники, для иногородних студентов — смена местожительства, вопросы обустройства и прочее. Конечно же, большинство молодых людей по истечении нескольких месяцев адаптируются к новым, периодически (раз в семестр) изменяющимся условиям, но некоторые так и оканчивают четырехлетнее обучение, не найдя своего места в коллективе. Можно ли как-то ускорить и облегчить процесс адаптации студентов?

В настоящее время в образовательных учреждениях Узбекистана проводятся целенаправленные работы по воспитанию молодых людей в духе уважения национальных ценностей, любви и преданности Родине. Несмотря на это, в нынешнее сложное время для обогащения духовного мира молодых людей требуется вести регулярную и системную работу по обучению, воспитанию и духовной пропаганде с применением передовых методов, в соответствии с требованиями времени.

Социальная адаптация —процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; вид взаимодействия личности с социальной средой. Адаптация происходит на трех уровнях: физиологическом, психологическом и социальном. На физиологическом уровне адаптация означает способность организма человека поддерживать свои параметры в пределах, необходимых для нормальной жизнедеятельности при изменении внешних условий. На психологическом уровне адаптация обеспечивает нормальную работу всех психических структур при воздействии внешних психологических факторов (принятие взвешенных решений, прогнозирование развития событий и др.).

Социальная адаптация обеспечивает приспособление человека к сложившейся социальной среде за счет умения анализировать текущие социальные ситуации, осознания своих возможностей в сложившейся социальной обстановке, умения удерживать свое поведение в соответствии с главными целями деятельности.

Социально-психологическая адаптация студента представляет собой процесс вхождения в новый коллектив, принятие установок, норм и ценностей. Для первокурсников, впервые приехавших из сельской местности в большой город, данный вид адаптации усугубляется необходимостью приспособления к городскому образу жизни, к проживанию в общежитии и выстраивания отношений со студентами не только своей группы, но и студентами, проживающими совместно с ними в общежитии. Трудности социально-психологической адаптации студентов обусловлены новизной социального окружения, потерей привычного коллектива, родных и друзей, отсутствием дружного и сплоченного коллектива студенческой группы. Результатами влияния этих проблем и трудностей могут служить негативные переживания (растерянность, чувство одиночества, ощущение ненужности, покинутости, тоска по дому) и настроения.

Важным является вопрос о структуре вузовской адаптации. В.В. Лагерев выделяет ряд основных составляющих адаптации: социально-психологическую, психологическую и деятельностную. Социально-психологическая адаптация отражает изменение социальной роли студента, усвоение норм и традиций, сложившихся в вузе. Психологическая отражает перестройку мышления, речи, внимания, памяти, зрительного восприятия, воли, способностей.

Деятельностная составляющая отражает приспособление к учебному ритму, методам и формам работы, приобщение к учебному труду , то есть по своей сути является дидактической адаптацией. Таким образом, вузовская адаптация, предполагает и приспособление студента как субъекта профессиональной деятельности. В структуре вузовской адаптации В.И. Ковалева и В.Н. Дружинин выделяют три компонента адаптации студентов, описывая их как виды адаптации, педагогическая адаптация – приспособление студентов к новой системе обучения, необходимости усваивать знания; психофизиологическая адаптация – ломка прежнего динамического стереотипа, формирование новых установок, навыков и привычек; профессиональная адаптация – вхождение в профессиональную среду, усвоение норм и ценностей. Включенность профессионального компонента в вузовскую адаптацию является необходимым элементом дальнейшей производственной адаптации.

Присутствие в структуре вузовской адаптации профессионального и социального компонентов подтверждается в работах М.А. Будякиной, Ю.М. Забродина, Л.Н. Захаровой, В.В. Лагерева, В.В. Новикова, А.А. Реана, А.А. Русалиновой, А.Л. Свенцицкого, В.Д. Шадрикова . Таким образом, обобщая, мы делаем вывод, что в структуре вузовской адаптации выделяются следующие компоненты адаптации: дидактический, социальный, профессиональный.

Читайте также

Список литературы

  1. Гайсина Г. И. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Педагогика высшей школы» http://bspu.ru/
  2. Хацкевич Н.А. Адаптация студентов к учебной деятельности. УДК 378.095-057.875-044.332
  3. Бегулов Т.А. Газета «Учитель Узбекистана» от 4.09.2015 .Ташкент. http://marifat.uz/
  4. Хакимова Г.А., Уста-Азизова Д.А. Роль куратора в деятельности и воспитании учащихся // Современная педагогика. 2014. № 4

Цитировать

Хакимов, С.У. Роль куратора в социально-психологической адаптации студентов вуза / С.У. Хакимов. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 42. — С. 254-257. — URL: https://novainfo.ru/article/4869 (дата обращения: 21.01.2022).

Поделиться