Введение
Предыдущие исследования /1, 2/ показывают, что ключевым параметром, влияющим на дальность отброса снежной массы, является скорость снежной частицы, которую она приобретает в результате движения по лопасти ротора. Соответственно при прочих равных условиях эффективность работы ротора метательного аппарата тем выше, чем большую скорость он сообщает снежной массе.
Основная часть
Таким образом, необходимо найти такую траекторию движения снежной частицы по поверхности лопасти ротора, которая обеспечивает максимум скорости в конце участка движения снежной частицы, то есть необходимо обеспечить максимум интеграла /2/:
где t — время движения снежной частицы по лопасти ротора.
То есть необходимо найти функции ω(t), α0(t), β(t), R(t), дающие экстремум функционалу, при соответствующих начальных условиях и наличии дополнительных связей, наложенных на движение системы, описываемой уравнением:
Решение задачи о нахождении экстремума функционала при наличии связей сводится к составлению и решению уравнений Эйлера для вспомогательного функционала, Ф, /2/:
(1)
где F — подынтегральная функция вспомогательного функционала; li — множитель Лагранжа; ni — уравнение связи.
Тогда, вспомогательный функционал примет вид /1, 3/:
(2)
где l1 — множитель Лагранжа.
В соответствии с /2/ для поиска искомой системы функций x(t), vx(t), b (t), реализующих максимум интеграла (1), и, кроме того, подчиняющихся уравнениям связи (2), используют систему дифференциальных уравнений- уравнений Эйлера, которые имеют следующий вид /2/:
где i=1,2,…,n- количество искомых функций; Ф - вспомогательный функционал; yi — искомые переменные величины; t — время.
Соответственно уравнения Эйлера для случая пренебрежения действием аэродинамических сил примут вид:
На правом конце интегрирования имеем:
(3)
Таким образом, уравнения (2), (3) полностью определяют профиль лопасти ротора, реализующей максимум интеграла (1).
Решение уравнения осуществлялось на ЭВМ на каждом этапе расчета скорости и положения частицы на лопасти ротора. В результате вычислений были определены углы наклона участков лопасти ротора, обеспечивающие максимум скорости частицы.
Так, при вертикальной разгрузке лопасти ротора, при радиусе ротора 0,3 м и угловой скорости вращения 150 рад/с изменение скорости частицы при постоянном угле наклона лопасти ротора относительно радиуса и угле наклона, обеспечивающем соблюдение условия (2), представлены на рис. 1. На рис. 2 представлено изменение угла наклона образующей лопасти ротора в зависимости от угла поворота ротора. Соответственно, профиль лопасти ротора, построенный по данным представленным на рис. 2, изображен на рис. 3.



Заключение
Таким образом, получена зависимость, на основании которой, определяется профиль лопасти ротора, обеспечивающий максимальную скорость снежной частицы при ее движении по лопасти.