Государственно-частное партнерство в образовании

NovaInfo 42, с.176-179, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 17
CC BY-NC

Аннотация

Объектом исследования в настоящей статье стало государственно-частное партнерство, как организационная и координационная форма взаимосвязей субъектов образовательной сферы и государства. Предложен ряд мер, направленных на развитие государственно-частного партнерства в образовании, определены его направления, проведен анализ конкретных проектов такого партнерства.

Ключевые слова

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО, ОБРАЗОВАНИЕ, КОНТРАКТЫ, ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА, ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ

Текст научной работы

Фундаментальная проблема координации экономической деятельности решается на современном этапе с помощью различных моделей, включая косвенное регулирование, государственно-частное партнерство и др., которые реализуются на альтернативной основе или параллельно. Именно образовательная отрасль экономики - одна из наиболее важных в плане выбора результативной модели государственного вмешательства, при том, что необходимость подобного действия не вызывает сомнений.[1] Однако практика государственного регулирования сферы образования, имеющая место в последнее время, не приносит ожидаемо-высоких результатов, поэтому теоретико-методические аспекты реформирования и активизации ее государством сегодня актуальны и востребованы. Анализ преобразований в отрасли свидетельствует о том, что действенным инструментом решения проблем в сфере образования зачастую оказывается модель государственно-частного партнерства.

Актуальность темы усиливается из-за нерешенности как в теории, так и на практике, ряда проблемных положений государственно-частного партнерства. Это касается, прежде всего, определения сфер и целесообразных пропорций участия государства в экономике, целевой недостаточной эффективности функционирования частного капитала в чистом виде; необходимости пересмотра и применения отдельных положений базовых теорий государственного регулирования в сфере образования; оптимизации государственного участия в сфере образования, острота которой выросла в условиях дефицита бюджетных ресурсов, вызванного кризисными тенденциями в экономике.

Проблемы развития института государственно-частного партнерства рассмотрены в работах многих исследователей как отечественных, так и зарубежных. В частности, Б.Б. Бицота анализирует проблемы правового обеспечения корпоративных форм государственно-частного партнерства на основе использования зарубежного опыта [7]. Российские ученые А. Головиной, А. Казанцева рассматривают особенности государственно-частного партнерства в научно-инновационной сфере [8, 10]. Ученые Е. Баторина, А. Молчанова, А. Лившин подробно анализируют разные стороны становления и развития государственно-частного партнерства в российской образовательной сфере [11].

Государственно-частное партнерство в любой сфере деятельности выстраивается как формализованная кооперация государственных и частных структур, специально создается под те или иные цели и опирается на соответствующие договоренности сторон.[12] В образовании, государственно-частное партнерство - это способ предоставления государственных образовательных услуг, сочетающий бизнес, государство, образовательные учреждения на долгосрочных контрактных началах и закрепляет за каждой стороной субъектов определенные обязательства. Регулирование этого партнерства происходит не государственными органами, не рынком, а условиями соглашения с учетом индикаторов результативности и стандартов оказания образовательных услуг.

В сфере образования государственно-частное партнерство предполагает сотрудничество между государством, образовательными учреждениями и бизнесом в целях решения образовательных социально-ориентированных проектов.[3] Государство, имея обязательства перед обществом по поводу предоставления образовательных услуг, оставляет сферу образования в основном в государственной собственности. В рамках государственно-частного партнерства оно передает часть правомочий собственника частному бизнесу.

Итак, в традиционный государственный сектор образования привлекаются частные товары и услуги, которые расширяют ее материально-техническую базу для эффективного функционирования, управления, наиболее рационального использования ресурсов. Государственно-частное партнерство в образовании стимулирует развитие как государственных научно-образовательных структур, так и подобных предприятий частного сектора, специалисты которых способны разрабатывать новации, инициировать создание новых малых и средних инновационных предприятий.[6] Оно позволяет исследовать и создавать новые технологии с целью их распространения в рамках экономики страны путем коммерциализации.[5] Партнерство для бизнеса означает приобретение стабильной работы на рынке образования, получения определенной совокупности гарантий, преференций, устранение возможных препятствий.

Сфера образования характеризуется своей спецификой, где образовательные услуги не ограничиваются их производством, продолжают формироваться и на стадии распределения, обмена и потребления результативности образовательных услуг, где распоряжение собственностью остается преимущественно за государством.[9] Все это определяет содержательность форм интегрированного взаимодействия участников указанного государственно-частного партнерства.

В России механизм государственно-частного партнерства стал широко вовлекаться в систему образования в последние несколько лет. Среди форм сотрудничества частного сектора и образовательных организаций особое место в отечественной практике занимает социальное и государственно-частное партнерство .

Анализ показывает, что в 2015 году реализовано 117 проектов в сфере образования в рамках механизмов государственно-частного партнерства, в целях реализации общественно значимых проектов в широком спектре деятельности – от НИОКР, строительства образовательных зданий и сооружений до оказания образовательных услуг.

Недостатком развития государственно-частного партнерства является взаимодействие государства только с крупным бизнесом. Государственные структуры образования проявляют слабую заинтересованность в сотрудничестве с малым и средним бизнесом, так как ориентированы на построение отношений с крупными спонсорами, а не на активизацию работы по трудоустройству своих выпускников. Отсутствуют механизмы взаимодействия малого и среднего бизнеса с государственными структурами образования, разработка же данных механизмов не является приоритетом государственной политики в этой сфере.

Многие исследователи констатируют, что современная система образования не в полной мере отвечает потребностям инновационного развития национальной экономики.[14, 15] Эффективная система институциональной модернизации экономических отношений в сфере образования должна предусматривать, наряду с другими мерами, организацию плодотворного диалога между представителями различных ее участников для бесперебойного функционирования и взаимодействия рынков труда, образования и инноваций.

Государство, выступая инициатором перехода национальной экономики на инновационный путь развития, должна учитывать экономические интересы заинтересованных сторон в образовательной сфере. Механизм государственно-частного партнерства нацелен на то, чтобы обучение и подготовка специалистов были составной частью воспроизводственного процесса, а расходы, связанные с этим, не рассматривались как издержки производства, а как долгосрочные инвестиции, необходимые для устойчивого развития предприятия.

Полагаем, что государство должно принять ряд мер, направленных на реальное развитие государственно-частного партнерства в сфере образования. Прежде всего, необходимо создание на государственном уровне рабочей группы по развитию государственно-частного партнерства в сфере образования, в том числе с целью формирования пакета предложений об изменениях действующего законодательства.

Читайте также

Список литературы

  1. Алексашина Т.В. Формирование и функционирование рынка интеллектуального капитала в инновационной экономике. - Диссертация на соискание ученой степени к.э.н. / Орловский государственный технический университет. Орел, 2010
  2. Алексеев А.Н. Исследование систем управления. – Москва: МИЭМП, 2010. – 36 с.
  3. Алексеев А.Н. Проблемы кадрового потенциала агропромышленного комплекса регионов Крайнего Севера // Экономика. Предпринимательство. Окружающая среда. 2009. № 2. С. 52-57.
  4. Алексеев А.Н. Стратегическое планирование и контроль регионального экономического развития// Вестник АКСОР. 2014. № 4. С. 190-193.
  5. Алексеев А.Н., Алексашина Т.В. Инновационная деятельность: организация системы контроля// Вестник АКСОР. 2015. № 3. С. 117-120.
  6. Алексеев А.Н., Батулкин Д.С. Малый и средний бизнес в условиях инновационной экономики: основные трудности и направления поддержки// Транспортное дело России. 2015. № 1. С. 39 - 41.
  7. Бицота Б. Б. Государственно-частное партнерство: перспектива и ретроспектива [Электронный ресурс] / Б. Б. Бицота. – М. – 2015. - № 8. – С. 236-239.
  8. Головинов А. Н. Концептуальные основы формирования государственно-частного партнерства / А. М. Головинов // Экономический вестник. - 2015. - № 3 (29). - С. 56-62.
  9. Завалько Н.А., Рагулина Ю.В. Повышение эффективности взаимодействия на рынке образовательных услуг// Вестник Академии. 2013. № 2. С. 126-128.
  10. Казанцева А.К. Государственно-частное партнерство в научно-инновационной сфере / под ред. А. К. Казанцева, Д. А. Рубвальтер. - Москва: ИНФРА-М, 2014. - 329 с.
  11. Молчанова А.П. Государственно-частное партнерство в образовании: монография / науч. редакторы: А. П. Молчанова, А. Я. Лившин. - Москва: КГУ, 2015. - 240 с.
  12. Рагулина Ю.В., Петрова Ю.И., Плахотников А.А., Елесина М.В. Государственно-частное партнерство: региональный опыт развития. - Москва, 2014.
  13. Рибокене Е.В. Современное социально-экономическое пространство как единая система/В сборнике: Cоциальная направленность менеджмента: инновации, проблемы, приоритеты. Ответственный редактор: Т.В. Алексашина, Д.Е. Морковкин. 2013. С. 359-362.
  14. Романова Ю.А., Егоренко А.О., Халилова М.А. Эффективность контроллинга в публичном управлении в социальной сфере: теория, современное состояние, перспективы развития. Монография. Москва, 2014.
  15. Флеров О.В. Межкультурная коммуникация: к вопросу об истории феномена// Человек и культура. 2015. № 5. С. 77-91.

Цитировать

Хрисанова, Т.А. Государственно-частное партнерство в образовании / Т.А. Хрисанова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 42. — С. 176-179. — URL: https://novainfo.ru/article/4948 (дата обращения: 06.12.2022).

Поделиться