Как известно, главной задачей в процессе развития транспортной системы города является, в первую очередь, достижение соответствия между параметрами магистральной сети и транспортной нагрузки, а также отдельными подсистемами, где должно учитываться удовлетворение потребностей населения и всех отраслей хозяйства. Сегодня на этапе экономического развития региона перед транспортным комплексом, который в свою очередь влияет на развитие уровня производительных сил, а также на жизнь населения в целом, поставлена важная задача - повысить существующий уровень обеспечения потребностей населения, организаций и предприятий в перевозках и качестве предоставляемых услуг. К сожалению, за последнее время в данной сфере накопилось много нерешенных проблем, которые тормозят перспективы осуществления социально-экономической политики Волгоградской области [1].
В Волгоградской области довольно развитая транспортная инфраструктура. Мы располагаем практически всеми видами транспорта, кроме морского. Наш транспортный комплекс включает автомобильные и железные дороги, аэропорт, участки рек Волги и Дона, а также Волго-Донской судоходный канал, который входит в Единую глубоководную систему европейской части России. Основные транспортные коммуникации региона являются частью ответвления евроазиатского коридора «Транссиб» и входят в состав инфраструктуры евроазиатского коридора «Север-Юг» [2].
Важнейшей проблемной зоной транспортного комплекса Волгоградской области является то, что по общей протяженности дорог с твердым покрытием Волгоградская область ощутимо отстает от других регионов, что в значительной мере препятствует развитию грузоперевозок и транспортной системы на территории области.
Среди основных проблем транспортной инфраструктуры можно также назвать [1]:
- несоответствие дорог и качества покрытия нормативным требованиям;
- износ и устаревание пассажирского транспорта.
Одним из ключевых факторов, которые сдерживают социально-экономическое развитие Волгоградской области, является слабое развитие транспортной системы области.
В настоящий момент в регионе в сфере транспорта функционируют две Государственные программы [2]:
- Повышение безопасности дорожного движения в Волгоградской области на 2014–2016 гг.
- Развитие транспортной системы Волгоградской области на 2014–2016 гг.
В рамках второй государственной программы будут реализованы следующие значительные мероприятия [3]:
- строительство, реконструкция, ремонт автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения;
- предоставление финансирования транспортным организациям для компенсации недополученных доходов от государственного регулирования тарифов и пр.;
- предоставление субсидий муниципальным округам на дорожную деятельность;
- строительство (реконструкция) объектов дорожного хозяйства в рамках подготовки к проведению Чемпионата мира по футболу 2018 г.;
- строительство дороги «Обход Волгограда» в значительной мере позволит сократить движение грузового транспорта, следующего транзитом, что благоприятно скажется на экологии города;
- строительство рокадной дороги вдоль Волги позволить существенно разгрузить основные транспортные магистрали города;
- строительство автомобильного моста чрез Волгу в г. Волгоград.
В связи с этим также разрабатываются стратегические планы по ремонту дорог. Администрация города Волгограда обобщила и представила на суд широкой общественности концепции развития отрасли, которые будут представлены в проекте нового стратегического плана, но только после обязательных исправлений и с учетом суждения жителей города. В число имеющих первостепенное значение объектов вошло [9]:
- строительство рокадной дороги (нулевой Продольной магистрали);
- строительство южного участка 3-й Продольной;
- развитие автомобильных дорог в новых микрорайонах;
- строительство рациональных транспортных развязок на главных магистралях Волгограда.
В долговременном периоде до 2025 года также намечается закончить строительство мостового перехода через Волгу, который будет обеспечивать выход на автомобильную дорогу М-6 «Каспий» и на город Волжский, строительство нового моста через ВДСК и др. Примерная сумма данных работ превышает 100 млрд. рублей [10].
В свою очередь «Аэропроект» ФАУ «Главгосэкспертиза России» по реконструкции аэропортового комплекса в Волгограде получил одобрительное заключение на проектную документацию, где причиной для проектирования являлась Федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)». По данным проектной документации предусматривается преобразование существующей взлетно-посадочной полосы, усовершенствование светосигнального и радиотехнического оборудования, реконструкция аэродромных покрытий, перрона и рулежных дорожек. Реконструкция комплекса достаточно увеличит пропускную способность до 1000 пассажиров в час, если на данный момент общая пропускная способность Аэровокзального комплекса, состоящего из двух частей: Аэровокзал и Павильон-700, 900 пассажиров в час, повысит уровень обслуживания пассажиров до международных норм и в свою очередь усилит их безопасность. Также предусмотрено строительство нового зала для пассажиров международных рейсов, где будет находиться отдельное багажное отделение, оснащенное и благоустроенное в соответствие с новыми требованиями и международными стандартами. Планируется установление электронного оборудования регистрации пассажиров. Необходимая сумма инвестиций по данной программе составляет 450 млн. руб.[8].
Однако, для осуществления всех намеченных планов возникают следующие проблемы:
- Малоэффективная отдача вложений крупных финансовых ресурсов, которые государство выделяет на реконструкцию и строительство дорог.
- Необходимость принятия мер, направленных на повышение точности и достоверности сметной документации дорожных работ, так как многие методики уже довольно устарели. Вместо того, чтобы постепенно увеличивать объёмы высококачественного дорожного строительства - из года в год ремонту подлежат одни и те же дороги. В последствие чего появляются так называемые «чёрные дыры», где пропадают выделенные средства.
- Медленное решение одной из самых актуальных и болезненных проблем дорожного строительства – увеличение срока службы дорог. К сожалению, в этой области дорожники всё ещё руководствуются нормами тридцатилетней давности. А материалы и технологии, которые применяются сегодня во всём мире, а у нас отсутствуют или очень мало.
- Достаточно важное значение имеет и сохранность автодорог, которым значимый урон наносят большегрузные автомобили. При этом возникает необходимость упорядочивания их движения по дорогам общего пользования.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что на данный момент единая транспортная система в Волгоградской области практически не сформирована. К главным проблемам транспортной инфраструктуры можно отнести недостаточное развитие системы автомобильной и 32 железнодорожной сети, износ, устаревание пассажирского транспорта и несоответствие качества покрытия нормативным требованиям.
В сложившемся положении нашего региона достижимо только совокупное решение проблем перегруженности транспортных магистралей: помимо реконструктивных, стратегических и планировочных мер, оптимизации маршрутов и средств общественного транспорта. Также существенно необходимы и различные градостроительные мероприятия. Согласно генеральному плану развития г. Волгограда, ему крайне необходимо каждый год возводить 20 км новых автомагистралей, при этом реконструировать существующие [4; 9].
Как показывает опыт за рубежом и внутри страны, автодорожное строительство - это непрерывно формирующаяся социально- экономическая система, которая не имеет аналогов по трудности взаимодействия и функционирования составляющих ее элементов и которая отличается от других отраслей своей всеохватностью задач, планов и функций. Строительство дорог – это значительные долгосрочные инвестиции. Их удачное вложение приведёт к усовершенствованию жизни населения и усилению уровня экономики. Требуется приумножать и накапливать опыт строительства инновационных дорог, изучать практики, имеющие наибольший успех и создавать их внедрение. Данная программа развития транспортных систем должна быть под опекой государства.