Технологии организации самостоятельной работы студентов в колледже

№43-1,

Педагогические науки

В данной статье раскрываются технологические аспекты организации самостоятельной работы студентов (далее — СРС) колледжа, являющейся ведущей формой организации современного учебного процесса. Выделены условия активизации самостоятельной работы, способствующие формированию учебной и профессиональной компетенции. Сформулирован ряд четких требований к профессиональной ориентации предмета. Указаны противоречия между трансляцией знаний и их усвоением. Поставлены цель и задачи организации СРС. Автором подчеркнута специфика СРС как формы обучения, заключающаяся в том, что ее основу составляет работа студентов над определенным учебным заданием в специально отведенное для этого время.

Похожие материалы

Модернизация образования обуславливает становление самостоятельной работы студентов (далее – СРС) как ведущей формы организации учебного процесса, что в свою очередь, обосновывает проблему ее активизации.

Под активизацией СРС понимается повышение эффективности самостоятельной работы в достижении качественно новых образовательных целей через придание ей проблемного характера, мотивирующего студентов на отношение к ней как к ведущему средству формирования учебной и профессиональной компетенции.

Практика показывает, что простейший путь уменьшения числа аудиторных занятий в пользу самостоятельной работы не решает данной проблемы. Т.е., 50 % учебного времени студентов, которые тратятся сегодня ими на самостоятельную работу, не дают ожидаемых результатов по следующим причинам:

  • содержание самостоятельной работы, реализуемое нами, преподавателями, в рамках читаемых курсов, не связано напрямую с новыми целями формирования компетенций;
  • в настоящее время самостоятельная работа в силу своей недостаточной целенаправленности, слабого контроля, недостаточной вариативности, при которой минимально учитываются индивидуальные возможности, потребности и интересы студентов, не может обеспечить качественную реализацию поставленных перед ней задач.

Кроме того, значительный объем заданий, предлагаемых для самостоятельной работы, не выполняется студентами вообще либо выполняется формально, или просто списывается с различных доступных источников. Таким образом, очевидна необходимость активизирования самостоятельной работы, повышения ее роли в улучшении качества образования и подготовки специалистов.

СРС — это планируемая работа, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Она способствует углублению и расширению знаний, формированию интереса к познавательной деятельности, овладению приемами процесса познания, развитию познавательных способностей. В своей практике работы я применяю следующие виды индивидуальной самостоятельной работы — подготовка к лекциям, семинарам, лабораторным работам, зачетам, экзаменам, выполнение рефератов, заданий, курсовых работ и выполнение дипломного проекта.

Самостоятельная работа более эффективна, если она парная или в ней участвуют 3 человека. Групповая работа усиливает фактор мотивации и взаимной интеллектуальной активности, повышает эффективность познавательной деятельности студентов благодаря взаимному контролю. Участие партнера существенно перестраивает психологию студента. В случае индивидуальной подготовки студент субъективно оценивает свою деятельность как полноценную и завершенную, но она может быть ошибочной.

При групповой работе происходит групповая самопроверка с последующей коррекцией преподавателя. Это второе звено самостоятельной учебной деятельности обеспечивает эффективность работы в целом. Соотношение времени, отводимого на аудиторную самостоятельную работу, во всем мире составляет 1:3,5. Такое соотношение осуществляется на огромном дидактическом потенциале этого вида учебной деятельности студентов. Самостоятельная работа способствует:

  • углублению и расширению знаний;
  • формированию интереса познавательной деятельности;
  • овладению приемами процесса познания;
  • развитию познавательных способностей.

Преподавателю необходимо на занятиях рекомендовать студентам литературу, разъяснить методы работы с учебником и первоисточниками. В этом плане особые возможности представляют вводные и установочные лекции, на которых раскрывается проблематика темы, логика овладения ею, дается характеристика списка литературы, выделяются разделы для самостоятельной проработки. Самостоятельная работа выполняется с использованием опорных дидактических материалов, призванных корректировать работу студентов и совершенствовать ее качество.

Семинарские и проектные задания должны быть рассчитаны на совершенствование умений поиска вариантов ответов, расчетов, решений.

Преподавателем разрабатываются:

  • система заданий для самостоятельной работы;
  • темы рефератов и докладов;
  • инструкции и методические указания к выполнению лабораторных работ, тренировочных упражнений, домашних заданий и т.д.
  • темы курсовых работ, курсовых и дипломных проектов;
  • списки обязательной и дополнительной литературы.

Самостоятельная работа носит деятельный характер и поэтому в ее структуре можно выделить условия, обеспечивающие успешное выполнение самостоятельной работы:

  • мотивация учебного задания (для чего, чему способствует);
  • четкая постановка познавательных задач;
  • алгоритм, метод выполнения работы, знание студентом способов ее выполнения;
  • четкое определение преподавателем форм отчетности, объема работы, сроков ее представления;
  • определение видов консультационной помощи;
  • критерии оценки, отчетности;
  • виды и формы контроля (практикум, контрольные работы, тесты, семинары и т.д.).

Самостоятельная работа предполагает воспроизводящие и творческие процессы в деятельности студента. Поэтому, различают три уровня деятельности студента:

  • репродуктивный (тренировочный уровень);
  • реконструктивный уровень;
  • творческий, поисковый уровень.

Тренировочный уровень – выполнение по образцу: решение задач, заполнение таблиц, схем и т.д.

Реконструктивный уровень - перестройка решений, составление плана, тезисов, аннотирование.

Творческий уровень – анализ проблемной ситуации, получение новой информации. Студент должен самостоятельно произвести выбор средств и методов решения задания.

При подготовке материалов для СРС, я, как преподаватель специальных дисциплин технического колледжа, произвожу тщательный отбор фундаментального ядра знаний и специальных задач для практических занятий, выделяя в этом материале круг проблем и заданий для самостоятельной работы. При разработке заданий для СРС необходимо руководствоваться требованием профилирования своей дисциплины в соответствии со специальностью. Профилирование заданий предусматривает в равной мере их прикладной характер, связанный со спецификой будущей профессии и методологические особенности, связанные с формированием мышления будущего специалиста.

Все вышеизложенное позволяет сформулировать ряд четких требований к профессиональной ориентации дисциплины в колледже:

  • отбор и подача материала должны обеспечивать достижение целей, изложенных в квалификационной характеристике и понимание прикладного значения данной дисциплины для своей специальности;
  • материал заданий должен быть методологичен, осознаваем и служить средством выработки обобщенных умений;
  • в теоретической части должно быть выделено ядро знаний. Демонстрация связей между «ядрами» помогут создать в сознании студентов научную картину мира;
  • при составлении задач и заданий следует формулировать их содержание в контексте специальности.

Преподаватель лишь организует познавательную деятельность студента. Студент сам осуществляет познание. Самостоятельная работа завершает задачи всех видов учебной работы. Никакие знания, не подкрепленные самостоятельной деятельностью, не могут стать подлинным достоянием будущего специалиста.

Поэтому, в нашем колледже, на каждом курсе тщательно отбирается материал для самостоятельной работы студентов. ЕЕ формы разнообразны – это различные типы домашних заданий. В колледже составляются графики самостоятельной работы на семестр с приложением учебных планов и учебных программ. Графики стимулируют, организуют, заставляют рационально использовать время.

Необходимость организации со студентами внеаудиторной самостоятельной деятельности определяется тем, что удается разрешить противоречие между трансляцией знаний и их усвоением.

Самостоятельная работа проводится с целью:

  • систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;
  • углубления и расширения теоретических знаний;
  • формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
  • развития познавательных способностей и активности обучающихся;
  • формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, совершенствованию и самоорганизации;
  • формирование общих и профессиональных навыков;
  • развитию исследовательских умений.

При выполнении самостоятельной работы необходимо:

  • освоить вопросы, выносимые на самостоятельную работу и предложенные преподавателем в соответствии с программой по данной дисциплине или МДК;
  • планировать самостоятельную работу в соответствии с графиком самостоятельной работы, предложенным преподавателем;
  • самостоятельную работу студент должен выполнять в организационных формах, предусмотренных учебным планом и рабочей программой по дисциплине или МДК;
  • выполнять самостоятельную работу и отчитываться по ее результатам в соответствии с графиком представления результатов, видами и сроками отчетности.

Выполняя самостоятельную работу студент может:

  • предлагать дополнительные темы и вопросы для самостоятельного изучения;
  • в рамках общего графика выполнения работы предлагать обоснованный индивидуальный график выполнения и отчетности по ее результатам;
  • предлагать свои варианты организационных форм самсостоятельной работы;
  • использовать для самостоятельной работы учебные и методические пособия, ресурсы Интернет и другие источники сверх предложенного преподавателем перечня;
  • использовать контроль и самоконтроль результатов самостоятельной работы в соответствии с методами, предложенными преподавателем или выбранными самостоятельно.

В настоящее время актуальными становятся требования к личным

качествам современного студента – умению самостоятельно пополнять и обновлять знания, вести самостоятельный поиск необходимого материала, быть творческой личностью.

Ориентация учебного процесса на саморазвивающуюся личность делает

невозможным процесс обучения без учета индивидуальных и личностных особенностей обучаемых. Учитывая сказанное, можно выделить противоречия между:

  • потребностью развития самостоятельной учебной деятельности, системного мышления, творческих способностей, саморазвития студента и существующим традиционным образованием, ориентированным на трансляцию готового знания;
  • необходимостью научно – обоснованного учебно – методического обеспечения самостоятельной работы студентов, позволяющее применять принципиально новые критерии контроля образовательного процесса средствами самого образования и недостаточной разработанностью методических аспектов организации СРС, существующих подходов к проблеме формирования компетенций.

Цель СРС – формирование у обучающихся ОК и ПК, самоуправлению и саморазвитию.

Задачи организации СРС:

  • мотивировать обучающихся к освоению учебных программ;
  • повысить ответственность обучающихся за свое обучение.

Специфика СРС как формы обучения заключается в том, что ее основу составляет работа студентов над определенным учебным заданием в специально предоставленное для этого время.

Самостоятельная работа обладает огромным образовательным потенциалом, поскольку в ее ходе происходит систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений; углубление и расширение теоретических знаний; формирование умения работать с различными видами информации, умения использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу; развиваются познавательные способности и активность обучающихся; формируются такие качества как ответственность и организованность, способности к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации; воспитывается самостоятельность как личное качество будущего рабочего и специалиста.

Список литературы

  1. Андросюк Е. и др.Самостоятельная работа студентов: организация и контроль // Высшее образование в России. 1995. № 4. С. 59-63.
  2. Вербицкий А. А. Самостоятельная работа и самостоятельная деятельность студента // Проблемы организации работы студентов в условиях многоуровневой структуры высшего образования: тезисы докладов Всерос. науч.-метод. конференции. Волгоград: ВолгГТУ, 1994. С. 6.
  3. Костромина С. Н., Дворникова Т. А. Учебные стратегии как средство организации самостоятельной работы студентов // Вестник СПбГУ, Сер. 6. Философия. Политология. Социология. Психология. Право. Международные отношения. Вып. 3. Сент. СПб., 2007. С. 295-306.
  4. Титова Г. Ю. Организация самостоятельной работы студентов на основе контекстного подхода в профессиональной подготовке социальных педагогов в педвузе: дис. ... канд. пед. наук. Томск: ТГПУ, 2005. 186 с.