Информационно-аналитическое обеспечение органов муниципальной власти г. Рязань

№43-1,

Экономические науки

Рассмотрены общие принципы организации информационно-аналитического обеспечения деятельности органов местной власти. Проанализирован уровень автоматизации информационно-аналитического обеспечения в г.Рязани.Выявлены шаги по улучшению интерактивного взаимодействия с населением.Предложено: внедрение системы документооборота,разработка локальной сети,защита электронной информации органов власти,создание порталов интерактивного взаимодействия с населением.

Похожие материалы

В настоящее время проблемы функционирования власти, как государственного уровня, так и местного самоуправления, представляют особый интерес для исследователей, поскольку реформы, сопровождающие сферу управления страной на протяжении последних двух десятилетий, не всегда приводят к ожидаемым результатам.

Как отмечает К.А. Антипьев, «разрыв между местным сообществом и структурами местной власти не только не снижается, а, скорее, увеличивается, причем этот процесс носит двусторонний характер. С одной стороны, муниципальная власть далеко не всегда заинтересована в активном местном сообществе, которое может стремиться больше ее контролировать, спрашивать с нее за результат деятельности. С другой стороны, местное сообщество воспринимает местную власть не лучше, чем власть региональную или федеральную, не видя между ними принципиальных различий, как уже отмечали ранее. Кроме того, скептическое восприятие гражданами власти, ее действий, решений складывалось постепенно, на фоне разочарования граждан в способностях властей разных уровней решить ключевые проблемы, улучшить качество жизни более широких слоев населения. Такое отношение имеет под собой реальную основу».

Местные органы власти, несомненно, ближе к населению, чем региональные и федеральные структуры, а результаты их самым непосредственным образом отражаются на жизни местного сообщества. Поэтому оценка деятельности органов муниципальной власти одновременно является и оценкой эффективности преобразований, происходящих в стране.

В сложившихся условиях одна из первостепенных задач – обеспечение оптимального информационно – аналитического обеспечения местной власти. Информационная составляющая является подсистемой системы местного самоуправления и главными ее задачами являются информационная поддержка и аналитическое сопровождение выполнения целей, стоящих перед местной властью. Конечно, цели, которые стоят перед системой местного самоуправления зависят от режима функционирования системы, то есть функционирует она в рабочем режиме или в режиме форс-мажорных обстоятельств (чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, совершения терактов и пр.). В данной научной статье мы остановимся на общих принципах организации информационно – аналитического обеспечения деятельности органов местной власти в условиях стабильного развития.

Усиление влияния глобализации почти на все процессы общественной жизни обусловливает формирование глобального информационного общества, в котором информация становится стратегическим ресурсом и предусматривает изменения информационно-аналитического обеспечения деятельности органов государственной власти и местного самоуправления Актуальность этого вопроса заключается в необходимости совершенствования системы информационно-аналитического обеспечения местного самоуправления, внедрение в жизнь новых информационных технологий, являющихся средством повышения эффективности и прозрачности власти.

Анализ последних исследований и публикаций по этой тематике позволяет сделать вывод, что значительный вклад в развитие исследования информационного-аналитического обеспечения внесли отечественные ученые: А. А. Шумаев и А. А. Васильева, И. В. Захарова и Л. Я. Филиппова, А. В. Матвиенко, которые разработали учебники и учебно-методические пособия для освещения теоретических и прикладных аспектов реализации главных направлений информационно-аналитической работы. На современном этапе проблемы, возникающие в процессе информационно-аналитического обеспечения, изучали А. Б. Гора, Н. П. Дьяченко, Н. С. Гегедюш, А. Г. Титаренко и Ю. П. Саух, Н. Ф. Чечетова, Ю. П. Шаров, теоретические основы исследований которых направлены на построение целостной эффективной системы информационно аналитического обеспечения органов власти, а также изучение проблем информационно аналитического обеспечения органов местного самоуправления и выявления путей их решения.

В науке утвердилось разграничение понятий: «информационное» и «информационно-аналитическое» обеспечение управленческой деятельности органов власти, которое предложила в своей диссертации Голобурда Е.А. Под информационным обеспечением она понимает «технико-технологический, кибернетический подход к обработке информации, под вторым (основным понятием) - вид управленческой работы, ориентированный на комплексный анализ сфер жизнедеятельности субъекта управления, выявление важнейших тенденций и закономерностей его развития, подготовку предложений по различным вариантам решения тех или иных проблем, и, в конечном счете, на поддержку управленческих решений руководства и оценку возможных последствий их реализации».

Существует и другой подход к пониманию затронутой нами темы. Так, по мнению Хохловой О. и Денисова А., «информационное и аналитическое обеспечение - это совокупность технологий, методов сбора и обработки информации, характеризует объект управленческого воздействия, специфических приемов их диагностики, анализа и синтеза, а также оценки последствий принятия различных вариантов политических решений». А элементы, составляющие «информационно-аналитическое обеспечение» трактуются следующим образом: информационный - самостоятельный вид деятельности специально подготовленных специалистов, занятых поиском, отбором, обработкой, накоплением, обобщением и сохранением информационных единиц; аналитический - производство специально подготовленными специалистами на основании имеющихся информационных единиц и сложных мыслительных процессов нового знания по происходящим событиям.

Сложилось мнение, что общий уровень информатизации информационно-аналитического обеспечения местного самоуправления в Российской Федерации является не достаточно высоким, что обусловлено неполным оборудованием программно-аппаратными средствами, низким квалификационным уровнем муниципальных служащих, недостаточной степенью внедрения информационно-коммуникационных технологий.

Если проанализировать информационно-аналитическое обеспечение деятельности муниципальной власти на примере г. Рязани, то можно увидеть, что этот вывод не подтверждается а, вероятно, справедлив для муниципальных образований уровня сельских и городских поселений, не имеющих достаточных финансовых возможностей для внедрения новейших технологий.

Так, современный уровень автоматизации информационно-аналитического обеспечения администрации г.Рязани является оптимальным, что обусловлено рядом факторов.

Во-первых, первичная информационно-аналитическая работа и подготовка информационно аналитических материалов осуществляется с помощью общего программного обеспечения, которое содержит офисные программы пакета Microsoft Office 2010, что способствует созданию документов, различных видов графиков и диаграмм для обозначения графического представления числовых данных.

Во-вторых, в администрации функционирует система электронного документооборота. Необходимость запуска такой системы автоматизации документооборота в администрации г. Рязани стала очевидна к 2013 году. Цель проекта была определена как создание единой, полной, взаимосвязанной системы электронного документооборота по всей вертикали власти на уровне муниципального образования, а также организация межведомственного документооборота. Проект внедрения СЭД «ДЕЛО» в администрации г. Рязани был начат в мае 2013 года. Основной задачей являлось создание в администрации единой системы автоматизации документооборота с постепенным переходом к внутреннему безбумажному и юридически значимому документообороту. В конце 2013 – начале 2014 года началось масштабирование системы и включение в единый документооборот всех подразделений администрации (в общей сложности 70 рабочих мест).

Программное обеспечение системы на втором этапе проекта было установлено в управлении делами и в приемных руководства администрации г. Рязани, у работников, ответственных за ведение делопроизводства в структурных подразделениях и за регистрацию документов по предоставлению муниципальных услуг. В части обучения был заранее определен уровень подготовки будущих пользователей системы, выявлены функциональные обязанности сотрудников в предполагаемой модели документооборота, использованы специальные программы обучения для пользователей и системных технологов системы и методические материалы, а также разработаны специальные инструкции по работе в системе и сформирован план-график обучения. Второй этап положил начало постепенному переходу к внутреннему безбумажному документообороту. 30 января 2014 года распоряжением администрации г. Рязани информационная система электронного документооборота «ДЕЛО» была введена в постоянную эксплуатацию.

В настоящее время в СЭД «ДЕЛО» работает 130 специалистов администрации, в том числе 6 высших должностных лиц. Рабочими местами обеспечены все ключевые звенья документооборота аппарата администрации, а также каждое структурное подразделение. В системе осуществляется перевод документов с бумажных носителей в электронные документы и автоматическое прикрепление электронного документа к необходимой регистрационной карточке с помощью опции «Поточное сканирование», согласование и подписание проектов документов в электронном виде (разрешение на строительство, постановления и распоряжения администрации г. Рязани, договоры, соглашения, служебные письма). Обеспечивается настройка регистрационных карточек системы конкретно для различных видов документов: например, настройка дополнительных реквизитов рубрик «Классификатора» позволяет более подробно узнать информацию о вопросах, содержащихся в документах и о результатах их рассмотрения.

Несмотря на высокий уровень автоматизации обработки данных, можно увидеть, что это касается, прежде всего, информации, связанной с документооборотом и сопровождением документации. Однако накоплению и анализу информации, необходимой для принятия управленческих решений, уделяется недостаточное внимание. В структуре администрации также отсутствует специальный орган, ответственный непосредственно за данную функцию. Анализ функциональных связей между отделами администрации показывает, что на сегодняшний день существует два отдела, непосредственно отвечающих за информационно – аналитическое обеспечение деятельности администрации г.Рязани, это отдел по связям со СМИ и контрольно – аналитический отдел. Отдел по связям со СМИ основную свою деятельность направляет преимущественно в связи с общественностью и работу со СМИ, а контрольно – аналитический отдел сосредотачивает свою деятельность, в основном, в сфере внутреннего контроля.

Однако администрация г. Рязани предпринимает шаги по улучшению взаимодействия с населением, в том числе по вопросам своевременного мониторинга ситуации в городе. Так, в качестве одной из успешных новаций можно привести пример создания интерактивного портала города Рязани «Исправим вместе» – простого и удобного инструмента для прямого взаимодействия граждан, чиновников, общественных организаций и муниципальных служб. Он был создан в 2014 году создан для улучшения города, создания и реализации новых идей, контроля эффективности инфраструктурных изменений в Рязани с помощью современных технологий. Портал «Исправим вместе» - это многофункциональный инструмент, благодаря которому каждый житель может:

  • заботиться о благоустройстве города;
  • оперативно решать проблемы;
  • наблюдать за работой муниципальных служб и властей.

Любую проблему по предлагаемым темам можно зафиксировать с помощью телефона или фотоаппарата, описать и отправить на сайт. Она будет передана для решения ответственной организации. По состоянию на март 2016 года было рассмотрено более 700 обращений.

Таким образом, можно сделать выводы, что для эффективного информационно-аналитического обеспечения деятельности муниципальной власти оправдано и необходимо:

  • внедрение системы автоматизированного документооборота, - постепенно, но неуклонно документооборот должен переноситься бумажного на электронные носители;
  • разработка локальной сети, которая позволяет реализовать широкий спектр информационных технологий, обеспечить оперативное и надежное взаимодействие всех структурных подразделений при решении задач и принятии решений;
  • внедрение систем защиты электронной информации органов власти;
  • создание порталов интерактивного взаимодействия с населением по различным вопросам местного значения.

Опыт г. Рязани позволяет убедиться, что внедрение данных процедур и технологий эффективно отражается на результативности деятельности местной власти. Однако аналитической функции, которая играет существенное значение в сохранении стабильности в органах местного самоуправления и в гармонизации их отношений с населением уделяется недостаточное внимание.

Список литературы

  1. Антипьев К.А. Оценка муниципальных органов власти местным сообществом (по материалам социологических исследований в Пермском крае)// Вестник ПАГС. Саратов, 2013. №4(37).
  2. Государственное и муниципальное управление : учеб. пособие для прикладного бакалавриата / Н. С. Гегедюш [и др.]. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Издательство Юрайт, 2016. 238 с. Серия : Бакалавр. Прикладной курс.
  3. Голобурда Е.А. Информационно – аналитическое обеспечение управленческой деятельности органов исполнительной власти.// Автореф. …канд. социол. наук. М., 2005.
  4. Хохлова О., Денисов А. Информационные технологии. Уч. пособие. М., 2016. 328 с.
  5. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.eos.ru/eos_services/eos_learning/. (дата обращения: 25.03.2016)
  6. Электронный ресурс. Режим доступа: http://admrzn.ru/vlasti-goroda/struktura-administratsii (дата обращения: 26.03.2016)
  7. Электронный ресурс. Режим доступа: http://ispravim-vmeste.ru/3-articles-o_portale(дата обращения: 25.03.2016)