Проектная деятельность в развитии культурно-образовательной среды современной школы

№43-1,

Педагогические науки

В статье отражены особенности развития культурно-образовательной среды современной школы. В содержании охарактеризованы приоритеты реализации проектной деятельности как необходимого условия развития школы в инновационном режиме.

Похожие материалы

Ориентации на инновационные преобразования во многом отражают особенности развития российского образования в XXI веке. В масштабах России продолжение процесса модернизации современной школы на период до 2020 года должно ориентироваться на реализацию новых образовательных стандартов, развитие системы поддержки талантливых детей, совершенствование педагогического состава, развития школьной инфраструктуры, сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Среди наиболее эффективных путей решения поставленных на перспективу задач выдвигаются направления формирования необходимых компонентов среды образовательного учреждения: культурно-воспитательной, социально-воспитательной, эстетической, локальной на основе реализации принципов проектной деятельности.

Проектирование в настоящее время на государственном уровне рассматривается как технология, отвечающая запросам и требованиям динамично меняющегося мира, являющаяся одним из условий решения проблем глобальной конкуренции во всех сферах жизни человека.

Для отдельно взятой образовательной организации метод проекта и технология проектирования – это специфическая созидательная деятельность по научно обоснованному определению вариантов развития процессов и явлений в условиях отдельной школы, а также возможность разработки и апробации вариантов и схем будущего управленческого действия.

Согласно программе инновационной деятельности школы в период с 2010 по 2015 годы предметом управленческого внимания и приоритетными направлениями социального проектирования являются информационная сфера, сфера здоровьесбережения, сфера развития образовательных услуг, сфера ресурсообеспечения образовательной организации.

Среди наиболее значимых проектов, составивших основу развития школы, являются:

  • «Школьный корабль» - проект по созданию межшкольного союза историко – краеведческих музеев г. Петушки и Петушинского района;
  • «Мы живём в России» - проект по разработке авторского курса по истории и культуре родного края для школы I ступени;
  • «Русская культура» - проект по созданию музея прикладного творчества и народных промыслов, а также организация образовательных программ на базе музея;
  • «Колибри» - проект, направленный на организацию познавательных туристических маршрутов по родному краю.

Режим региональной инновационной площадки (2012-2014 гг.) позволил реализовать ряд проектов по развитию культурно-образовательной среды школы:

  1. Методическая студия «Проект» по созданию на базе школы муниципальной дистанционной школы по подготовке старшеклассников к единому государственному экзамену;
  2. «Школьные СМИ» - проект по организации и развитию деятельности школьных СМИ;
  3. «Школа супер-родителя» - проект по созданию интерактивного методического комплекта (SMART-пособия) для учителей начальной школы по организации родительского всеобуча с учетом специфики введения ФГОС нового поколения;
  4. «Педагогический клуб инновационных идей» - проект, направленный на тиражирование инновационного опыта и стимулированию инновационных процессов в педагогической среде на различных уровнях (школьном, муниципальном, региональном).

Работа над указанными проектами позволила обеспечить деятельность по развитию и обогащению школьной культурно-образовательной среды посредством:

  • взаимодействия субъектов школы по созданию ценностных, базовых, функциональных, предметно-практических условий, обеспечивающих процесс развития и саморазвития культуры школьника, педагогической культуры учителей и родителей учащихся;
  • создания идейно-ценностной атмосферы внутришкольных общностей, определяющих духовно-нравственный, творческий и интеллектуальный климат (уклад, образ жизни) образовательной организации инновационного типа, оказывающей свое влияние на культурную среду социума;
  • расширения пространства культурного самоопределения ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями и образовательными предпочтениями.

Так, в рамках деятельности по созданию на базе школы муниципальной дистанционной школы по подготовке старшеклассников к единому государственному экзамену (ЕГЭ) была проведена системная подготовительная работа по созданию и оформлению пакета следующих документов: нормативных документов; программного обеспечения дистанционного образовательного процесса; документов, определяющих технологию организации образовательного процесса на основе сетевого взаимодействия, диагностическое обеспечение по оценке и анализу качества образования по преподаваемым предметам.

Проект «Школьные СМИ» в настоящее время объединяет несколько детских разновозрастных студий: школьная печатная газета «Буревестник»; виртуальная школа юных журналистов «IT-Буревестник»; школьную телестудию «Буревестник-ТВ».

Настоящий проект позволил расширить пространство самореализации обучающихся, в т.ч. их творческого и профессионального самоопределения.

В настоящем году большое внимание уделялось открытию и работе виртуальной школы юных журналистов «IT-Буревестник», созданной на информационной платформе социальной сети ВКонтакте. Технология работы школы основывается на серии интерактивных занятий по темам организации деятельности журналиста и ряда интерактивных событий в форме конкурсов, переговорных площадок и т.п.

Старт настоящего проекта состоялся 23 ноября 2013 года. С момента создания в проекте участвует 66 детей разных возрастных групп и педагогов, курирующих данное направление в образовательных организациях других регионов. Сегодня дистанционная школа юных журналистов «IT-Буревестник» отражает широкую географию состава его участников: это подростки, студенты и педагоги не только из России, но и Белоруссии, Бельгии, Франции, Германии, США и др.

Проект «Школа супер-родителя» охватывал своей деятельностью педагогов и родителей школы I ступени. Идея проекта заключалась в разработке и оформлении материалов культурно-образовательных модулей для родителей по организации родительского всеобуча в условиях введения ФГОС нового поколения. Возможность максимального погружения родителя в содержание ФГОС стала реальностью при особой организации занятий с родителями. С этой целью была разработана технология организации занятий с родителями на основе базовых положений культурно-исторической психологии (Попова И.Н.), разработано содержание образовательных модулей (Ермакова Е.А., Швензель Л.А., Вершинина А.В.), подготовлены материалы мультимедийного сопровождения. Весь методический пакет был апробирован на родительских собраниях и оформлен в SMART-пособие на основе программного обеспечения Googl. Экспертиза SMART-пособия проводилась в рамках курсовой подготовки учителей начальных классов Владимирской области на базе ВИРО в сентябре 2014 года.

Проектирование образовательных и социально-педагогических проектов – это средство решения проблем повышения качества образования и развития профессионально-инновационной деятельности, культуры управленческого труда руководителя школы, методологической и методической подготовки педагога и педагога-методиста к обучению ученика, а также развития разнообразных форм взаимодействия школы и социокультурной среды в регионально-муниципальном образовательном пространстве.