Прогнозирование успешности профессионального обучения курсантов военных образовательных учреждений

NovaInfo 43, с.273-278, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 2
CC BY-NC

Аннотация

Показаны некоторые критерии успешности профессионального обучения курсантов

Ключевые слова

ОБРАЗОВАНИЕ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА, ИНСТИТУТ, ПРОГНОЗИРОВАНИЕ, КУРСАНТ, ОБУЧЕНИЕ

Текст научной работы

В последнее время повысились требования к системе подготовки специалистов силовых структур с высшим образованием.

Это обуславливает, во-первых, необходимость разработки новых методик оценки эффективности приспособительной деятельности и прогнозирования успешности профессионального обучения [1], во-вторых, совершенствование системы оценок физического здоровья и процесса адаптации к обучению [2], в-третьих, дальнейшее изучение психофизиологических механизмов системной организации биосоциальной адаптации курсантов [3], и, в-четвертых, – разработка и внедрение методов коррекции профессионального здоровья в процесс обучения [4].

Ранее было установлено, что полезным приспособительным результатом функциональной системы долговременной адаптации курсантов к учебно-тренировочному процессу при обучении в вузе МВД России следует считать установление оптимального соотношения между параметрами социально-детерминированной деятельности (удовлетворение социальной потребности) и показателями функционального состояния индивида (мало напряженная работа эффекторов организма) [5]. Этот вывод, в свою очередь, предопределяет целенаправленный поиск способов и средств, повышающих адаптивные возможности курсантов в ходе профессионального обучения.

Процесс профессионального обучения, как правило, характеризуется напряжением адаптационных механизмов, связанным с интенсивными нейрогуморальными изменениями и специфическим психологическим содержанием.

Адаптация к новым условиям достигается ценой затраты функциональных ресурсов организма за счет определенной биосоциальной платы. Поддержание достаточных адаптационных возможностей организма находится в прямой зависимости от функциональных резервов организма, от его способности мобилизовать эти резервы для поддержания и сохранения гомеостаза в условиях профессиональной деятельности и изменяющихся условиях окружающей среды.

«Цена» адаптации к различного рода воздействиям определяется как степень изменения в ходе жизнедеятельности соотношения между исходным, текущим и предельным состоянием функциональных систем, обеспечивающих адаптацию к факторам производственной и внешней среды.

Предыдущими исследованиями установлено, что психофизиологическая «цена» деятельности может выступать критериальным показателем прогнозирования надежности деятельности и профессионального здоровья, а кандидаты на учебу с высокими адаптационными возможностями организма имеют и более высокую степень выраженности формируемых в процессе обучения профессионально важных качеств [6].

Наиболее чувствительным звеном организма человека к различным внешним воздействиям и вызываемым ими функциональным изменениям является сердечный ритм, обе компоненты которого, как периодическая, так и хаотическая, легко поддаются анализу по нерегулярному чередованию RR-интервалов кардиоритма. Спектральный анализ динамических рядов RR-интервалов является одним из ведущих методов математического анализа ритма сердца. По современным представлениям, сердечно-сосудистой системе, кроме выполнения гидродинамических функций, отводится роль согласующего звена во взаимоотношениях механизмов регуляции и информации с морфологическими структурами. Изменения сердечного ритма в связи с деятельностью механизмов нейрогормональной регуляции можно рассматривать как результат активности различных звеньев вегетативной нервной системы, модулирующих сердечную деятельность, в том числе ритм сердца.

Проведенными исследованиями было показано, что математическое моделирование методами дисперсионного анализа при проведении кардиографических исследований является весьма информативным способом диагностики уровня неспецифических адаптационных механизмов и в сочетании с другими методами может применяться в оценке функционального состояния [7]. Использование математического анализа ритма сердца для оценки изменений продуктивности психофизиологических процессов в условиях эмоционального напряжения позволило выявить основные показатели неспецифических адаптивных механизмов, позволяющие определять физиологическую «цену» деятельности, оценивать эффективность процесса адаптации и прогнозировать успешность профессионального обучения [8, 29, 30].

При изучении влияния типологических особенностей регуляции сердечного ритма показатели физической выносливости обучающихся было установлено, что математический анализ вариабельности сердечного ритма может иметь прогностическое значение для оценки физической выносливости, а состояние баланса отделов автономной нервной системы, средний уровень функционирования системы кровообращения и относительный уровень активности вазомоторного центра избирательно влияют на физическую выносливость [9].

Также было установлено, что направленность реакции системы регуляции ритма сердца может выступать индикатором состояния психической адаптации, так как индивидуально-типологические свойства личности находятся в тесной взаимосвязи с вегетативной регуляцией ритма сердца (состоянием адаптационных механизмов по Р.М. Баевскому) и может определяться соотношением личностных детерминант (профиля) и типом вегетативной регуляции ритма сердца [10].

В настоящее время еще недостаточно изучено влияние психологического профиля на формирование профессионально важных качеств обучающихся [11] и взаимосвязь интеллектуальных возможностей человека с особенностями вегетативной регуляции. Регистрация вегетативных реакций, в том числе и математический анализ ритма сердца, не относятся к прямым методам измерения информационных процессов мозга. Скорее всего, они представляют некоторую суммарную и неспецифическую характеристику информационных процессов. На наш взгляд исследование интеллектуальной сферы человека может быть более эффективным и результативным на основе изучения высоко интегративных показателей организма. При изучении взаимосвязи между уровнем развития интеллекта и спектрально-волновыми характеристиками сердечного ритма в целях возможного использования вегетативной регуляции для прогнозирования интеллектуальных возможностей человека было установлено, что структурные особенности системной организации курсантов с высоким уровнем развития интеллекта в фоновом состоянии характеризуются не избирательностью внутрисистемных отношений, большим количеством степеней свободы. Внутрисистемные отношения курсантов с низким уровнем развития интеллекта носят избирательный характер с уменьшением степеней свободы. При интеллектуальной нагрузке характеристики системной организации курсантов с разным уровнем развития интеллекта меняются на противоположные. Другой характерной особенностью структурных взаимоотношений между спектральными параметрами сердечного ритма и уровнем развития интеллекта является наличие положительных коэффициентов ранговой корреляции Спирмена у курсантов с высоким уровнем развития интеллекта и отрицательных – у курсантов с низким уровнем развития интеллекта [12]. Аналогичные результаты были получены при изучении особенностей системной организации и продуктивности психофизиологических процессов перед умственной нагрузкой у курсантов с разной успешностью профессионального обучения: в группе курсантов с высокой успешностью обучения выявлена не избирательность внутрисистемных отношений с большим количеством степеней свободы, а внутрисистемные отношения курсантов с низкой успешностью обучения, напротив, носили избирательный характер с уменьшением степеней свободы [13].

Заслуживают внимания результаты, полученные при оценке изменения показателей гемодинамики курсантов образовательного учреждения Министерства обороны Российской Федерации с разной успешностью обучения при ментальном стрессе. Так, перед зачетом в группах испытуемых был выявлен разный уровень напряжения регуляторных систем, а ментальном стрессе вызвали различное смещением показателей миокардиально-гемодинамического гомеостаза [26, 27, 28].

Причем, у курсантов с преобладанием симпатической активации в регуляции системы кровообращения ментальный стресс вызвал более выраженные изменения, направленные на восстановление нарушенного вегетативного баланса, повышение функциональных резервов [14, 19]. Также было установлено, что в группах с разной успешностью профессионального обучения интеллектуальная нагрузка вызывает отличительные особенности изменений физиологических показателей, что обусловлено различным состоянием функциональных резервов организма и умственных возможностей курсантов при котором осуществляемая деятельность имеет разную психофизиологическую «цену». При этом физиологические особенности достижения высокого результата обучения связаны с исходным состоянием метаболической и вегетативно-сосудистой системой обучающихся, особенностью реакции на интеллектуальную нагрузку и с вегетативным обеспечением деятельности [15, 16, 17, 18].

В заключение следует отметить, что представленные результаты исследований по прогнозированию успешности профессионального обучения являются только начальным этапом изучения одной из актуальных проблем совершенствования профессионального отбора, повышения качества образовательного процесса и подготовки молодых специалистов [20, 21, 22, 23, 24, 25].

Читайте также

Список литературы

  1. Булатецкий С.В. Физиологические механизмы успешности профессиональной подготовки курсантов образовательных учреждений МВД России: Автореф. дис. ... докт. мед. наук. – Рязань, 2008. – 260 с.
  2. Воронин Р.М. Физиологические аспекты оценки здоровья и адаптации к военной службе лиц призывного возраста: Дис. ... докт. мед. наук. – Рязань. – 2012. – 287 с.
  3. Булатецкий С.В. Психофизиологические механизмы системной организации биосоциальной адаптации курсантов образовательного учреждения МВД России к профессиональному обучению // Российский научный журнал. – 2013. – № 1 (32). – С. 101-107.
  4. Булатецкий С.В. Физиологические механизмы успешности профессиональной подготовки курсантов образовательных учреждений МВД России: Дис. ... докт. мед. наук. – Рязань, 2008. – 260 с.
  5. Булатецкий С.В. Системный анализ процесса адаптации к обучению курсантов образовательного учреждения МВД России: Автореф. дис. … канд. мед. наук. – Рязань, 2001. – 23 с.
  6. Булатецкий С.В. Критериальные особенности вариабельности сердечного ритма при психоэмоциональной пробе в группах с различной степенью выраженности формируемых профессионально важных качеств // Вестник Харьковского национального университета им. В.Н. Каразина. Серия Медицина. 2003. № 5 (581). С. 23-27.
  7. Булатецкий С.В., Бяловский Ю.Ю. Некоторые аспекты анализа вариабельности сердечного ритма в изучении адаптивных процессов у спортсменов // Вестник новых медицинских технологий, 2000. – Т. VII. – № 1. – С. 129-132.
  8. Булатецкий С.В. Психофизиологические аспекты успешности профессионального обучения // Российский научный журнал. – 2012. – № 6 (31). – С. 101-106.
  9. Булатецкий С.В., Бяловский Ю.Ю. Влияние типа вегетативной регуляции сердечного ритма на физическую выносливость организма // Вестник новых медицинских технологий, 2001. – Т. VIII. – № 2. – С. 58-61.
  10. Булатецкий С.В., Глушкова Е.П. Психофизиология индивидуальных различий по критериям регуляции ритма сердца и индивидуально-типологических свойств личности // Российский научный журнал. – 2015. – № 3 (46). – С. 293-298.
  11. Булатецкий С.В. Психологические особенности адаптации к обучению как критерий профессионального отбора // Материалы 2-ой Всероссийской научно-практической конференции «Физиология адаптации». – Волгоград, 2010. – С. 303-306.
  12. Булатецкий С.В., Бяловский Ю.Ю. Корреляционные взаимосвязи спектральных параметров ритма сердца при проведении психоэмоциональной пробы у лиц с различным уровнем интеллекта // Вестник новых медицинских технологий, 2003. – Т. X. – № 1-2. – С. 20-22.
  13. Булатецкий С.В., Марков А.С. Применение метода корреляционных плеяд в изучении особенностей системной организации и продуктивности психофизиологических процессов у курсантов с разной успешностью профессионального обучения // Российский научный журнал. – 2015. – № 6 (49). – С. 150-156.
  14. Марков А.С., Булатецкий С.В. Особенности гемодинамики у курсантов образовательного учреждения МО РФ при ментальном стрессе в процессе профессионального обучения // Российский научный журнал. – 2015. – № 5 (48). – С. 115-121.
  15. Марков А.С., Булатецкий С.В. Успешность профессионального обучения курсантов образовательного учреждения МО РФ: физиологический аспект // Российский научный журнал. – 2015. – № 6 (49). – С. 185-191.
  16. Багреева Е.Г., Воронин Р.М., Датий А.В. Проблемы здоровья несовершеннолетних осужденных // Социологические исследования. 2014. № 5. С. 34-41.
  17. Воронин Р.М., Ковачев О.В. Криминологическая характеристика ВИЧ-инфицированных осужденных женщин / NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1. № 30. С. 194-198.
  18. Воронин Р.М., Ганишина И.С., Датий А.В. Социальная адаптация больных наркоманией осужденных / NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1. № 30. С. 187-190.
  19. Воронин Р.М., Шатрова Н.В. Состояние и проблемы здоровья призывников // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2009. Т. 11. № 1-5. С. 847-849.
  20. Лапкин М.М., Воронин Р.М. Индивидуальное здоровье: теоретические и прикладные аспекты его оценки // Врач-аспирант. 2011. Т. 46. № 3.1. С. 180-185.
  21. Воронин Р.М., Датий А.В. Влияние некоторых апикомпозиций на параметры системы крови при воздействии острого ионизирующего излучения // Бюллетень экспериментальной биологии и медицины. 2014. № 12. Т. 148. С. 54-56.
  22. Воронин Р.М., Датий А.В., Кузнецова А.С. Психологические особенности личности осужденных, больных алкоголизмом // Уголовно-исполнительное право. 2015. № 4. С. 79-82.
  23. Воронин Р.М., Датий А.В., Федосеев А.А. Актуальные вопросы медико-социальной реабилитации инвалидов // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2015. Т. 23. № 2. С. 16.
  24. Датий А.В. Совершенствование медико-санитарного обеспечения в уголовно-исполнительной системе // NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1. № 31. С. 214-218.
  25. Датий А.В. Судебная медицина и психиатрия. Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Юриспруденция» и направлению «Юриспруденция» / А. В. Датий. Москва, 2009. Сер. Высшее образование
  26. Датий А.В. Судебная медицина и психиатрия. Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Юриспруденция» и направлению «Юриспруденция» / А. В. Датий. Москва, 2011. Сер. Высшее образование (2-е изд.)
  27. Датий А.В. Судебная медицина и психиатрия. Учеб. пособие / А. В. Датий. Москва, 2005
  28. Датий А.В. Характеристика ВИЧ-инфицированных осужденных женщин, обратившихся за психологической помощью // Медицина. 2013. Т. 1. № 4 (4). С. 74-85.
  29. Датий А.В., Дегтярев А.Л., Карпухин А.А., Ларина Г.В., Селиванов Б.С., Субботин С.М., Федосеев А.А., Шаталов Ю.Н. Результаты опроса мужчин в городской поликлинике № 52 // NovaInfo.Ru. 2016. Т. 3. № 42. С. 276-279.
  30. Датий А.В., Дегтярев А.Л., Селиванов Б.С., Субботин С.М., Федосеев А.А., Шаталов Ю.Н. Результаты опроса мужчин в поликлинике Рыбновского района Рязанской области // NovaInfo.Ru. 2016. Т. 3. № 41. С. 208-211.

Цитировать

Прогнозирование успешности профессионального обучения курсантов военных образовательных учреждений / С.В. Булатецкий, Р.М. Воронин, А.Л. Дегтярев [и др.]. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 43. — С. 273-278. — URL: https://novainfo.ru/article/5069 (дата обращения: 29.03.2023).

Поделиться