Существующее в России законодательство позволяет органам муниципального образования самостоятельно определять характер и содержание своей информационно-просветительской деятельности.
Единая информационная политика может осуществляться в рамках муниципального образования и за его пределами различными структурными подразделениями органов власти. Например, комитетом по информационной политике, информационной службой муниципального образования, пресс-службой и т.д. Состав структурных подразделений представительного и исполнительно-распорядительного органов местного самоуправления, а также должностных лиц, осуществляющих информационную политику муниципального образования, может варьироваться в зависимости от потребностей и возможностей конкретной территории.
К работе привлекаются газеты, журналы, радио и телевидение различных форм собственности.
Целью информационной политики муниципального образования должно являться:
- содействие социально-экономическому, культурному, информационному развитию муниципального образования;
- обеспечение «прозрачности» деятельности органов местного самоуправления и их должностных лиц, рост их авторитета в обществе;
- вовлечение населения в процесс принятия и реализации решений по вопросам местного значения;
- установление взаимопонимания и обратной связи между местным сообществом и органами местного самоуправления, предотвращение возникновения конфликтов, развитие демократии и совершенствование механизма функционирования местного самоуправления;
- формирование устойчивых связей с другими муниципальными образованиями, расположенными как в России, так и за рубежом, по обмену положительным опытом и оказанию взаимопомощи.
Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что органы местного самоуправления обязаны обеспечить опубликование официальной информации для вступления в силу нормативных правовых актов органов местного самоуправления, проведение обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, а также доведение до сведения населения информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования и иной официальной информации [2].
Федеральным законом от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» предусмотрено, что органы местного самоуправления обязаны обеспечить реализацию прав граждан и организаций на доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления, а также создать условия для обеспечения гласности и открытости принимаемых решений. Для этого органам местного самоуправления необходимо проведение информационной политики, направленной на более широкое освещение своей деятельности [1].
Очевидно, что положительный эффект от деятельности органов местного самоуправления существенно снижается, если эта деятельность не обеспечена соответствующей информационной поддержкой.
Социально-экономическое развитие муниципального образования невозможно без активного участия населения, следовательно, необходимо вести целенаправленную работу по информированию жителей города о деятельности и решениях органов власти, информационному сопровождению социально значимых проектов, реализуемых на территории муниципального образования.
Информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления - информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления (далее – подведомственные организации), либо поступившая в указанные органы и организации. К информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относятся также законы и иные нормативные правовые акты, а к информации о деятельности органов местного самоуправления - муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности [28].
Пользователь информацией – гражданин (физическое лицо), организация (юридическое лицо), общественное объединение, осуществляющие поиск информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Пользователями информацией являются также государственные органы, органы местного самоуправления, осуществляющие поиск указанной информации в соответствии с настоящим Федеральным законом [6].
Основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления являются:[5]
- открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом;
- достоверность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и своевременность ее предоставления;
- свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления любым законным способом;
- соблюдение прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту их чести и деловой репутации, права организаций на защиту их деловой репутации при предоставлении информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Таким образом, информированность населения является важной функцией местной власти, и от того, как налажена информация в сторону населения и обратно в решении таких сложных социальных, экономических, политических, бытовых и других вопросов, будет зависеть стабильность и предсказуемость общественных настроений народа, а открытый и беспрепятственный доступ к общественно-значимой информации выступает как гарант справедливого управления, способствующий просвещению народа, стимулированию прогресса, помогающий решению сложных экономических, научных и социальных проблем.