Психологические типы собеседников

№43-1,

Психологические науки

Статья посвящена типам собеседников в процессе деловой коммуникации, возможные собеседники распределены по видам в зависимости от их поведения. Объяснены мотивы поведения различных типов людей и советы по повышению эффективности коммуникации с собеседниками.

Похожие материалы

Человек – существо социальное, и общение является неотъемлемой частью его жизни. В ходе общения складываются важные системы взаимоотношений, которые, в свою очередь, способствуют эффективному понимания и взаимодействию с окружающими нас людьми. В процессе общения, немаловажно, определить форму и тип личности партнера, дать характеристику личных качеств и особенностей поведения, а также составить сценарии поведения для каждой формы личности в определенных ситуациях. Эти знания позволят прогнозировать поведение делового партнера и дифференцированно управлять процессом обмена информации. К каждому участнику общения весьма полезно знать психологический подход, применимый именно к данному типу делового межличностного общения [5; 6].

Профессиональная деятельность – одна из сфер самореализации личности, когда человек имеет возможность раскрыть и проявить свои способности, добиться признания своей неповторимости, значимости в обществе. И хотя каждый деловой человек уникален, но для достижения успехов в своей деятельности и продвижения по служебной лестнице, он должен обладать рядом необходимых психологических качеств [1; 4].

В современном обществе сложно однозначно разделить всех людей на типы, не совершив при этом ошибок. Сейчас не принято навешивать ярлыки и стремиться к идентификации каждого встречного человека. Однако, попытаться стоит – изучение основных моделей поведения людей и видов собеседников поможет избежать множества ошибок [2; 3].

Многие исследования психотипов человека дали различные, в чем-то даже противоречивые, результаты типологизации людей. Опираться на теории Егидеса или же Мицича, на мой взгляд, не будет единственно верным вариантом, поэтому я предлагаю свою типологию, почерпнутую, как из научных трудов именитых ученых, так и составленную по собственному опыту.

Тип первый – «умеренный». Такой собеседник вызывает большую симпатию и не вызывает проблем. Он умеет слушать и оценивать текущую ситуацию, говорит не очень много, но всегда только по делу. При встрече с неопытным в переговорах человеком, старается помочь и проявляет максимум терпения и понимания. Минус данного собеседника в том, что его крайне редко можно встретить. Нелегко быть «умеренным» и в то же время профессиональным.

Тип второй – «говорливый». Этот тип людей, прежде всего, высказывается сам и уже потом, если останется время, позволяет вставить слово собеседнику. Часто выводит из себя подчиненных поток нескончаемых слов, не всегда применяемых к делу. Нередко раздает пустые обещания и в целом не производит ощущение надежности. С таким собеседником нужно подкреплять слова четко сформулированными договорами и обязательствами.

Тип третий – «тихий». Такие сотрудники не считают своё мнение важным и часто не уверены в себе, поэтому не видят необходимости высказываться. При этом, скорее всего, разбираются в вопросе, но каждое слово из них придется «тянуть клещами». Для таких людей нужно подчеркнуть необходимость высказать их собственное мнение и стараться создать комфортные условия для работы.

Тип четвертый – «хитрый». Такие собеседники часто маскируются под «тихих» и не высказываются по теме беседы. Как правило, не любят разбираться во всех тонкостях дела и стараются максимально уйти от работы. Подобные стили поведения только вредят общему делу и никак не способствуют развитию делового общения. «Хитрые» всегда уходят от ответственности и, по своей сути, лишь паразиты. Неэффективны, хотя их начальство имеет другое мнение.

Тип пятый – «изменчивый». Люди этого типа не могут однозначно оценить ситуацию и не имеют четко выраженного своего мнения. Ими легко манипулировать и склонять на свою сторону для получения выгоды. Такие собеседники не несут особой ценности и не в силах кардинально изменить направление деловой беседы.

Тип шестой – «рассудительный». Подобно мудрецам, эти собеседники долго обсуждают вопрос, прежде чем принять единственно верное решение. Сложно переубедить такого человека, что одновременно его плюс и минус как делового собеседника.

Таким образом, в итоге получилось шесть типов возможных собеседников. Не исключено, что это весьма и весьма субъективное суждение по данному вопросу, но ведь, сколько людей – столько и мнений?

Каждый из нас в силах провести свой анализ людей вокруг, быть может, у вас получится совсем другое представление о видах собеседников? В любом случае, таково мое мнение на сегодня. Очень надеюсь, что данная статья поможет читателям оглядеться по сторонам и сделать для себя нужные выводы.

В заключение хочется отметить, что овладение искусством общения, знание различных психотипов личности, умелое использование методов диагностики и приемов влияния на собеседников, позволит каждому из нас взаимодействовать с деловыми партнерами, создавая благоприятный социально-психологический климат делового сотрудничества, доверия, взаимопонимания и уважения [7].

Список литературы

  1. Игебаева Ф.А. О психологическом потенциале делового человека. //Современное государство: проблемы социально-экономического развития. Материалы IV международной научно-практической конференции. В 2-х частях, Ч.I, Саратов. Изд-во ЦПМ «Академия бизнеса», 2014. – С. 92 – 93.
  2. Эдвард де Боно «Шесть шляп мышления». Спб, 1997. – 252с.
  3. Гевин Кеннеди «Переговоры: полный курс». М. 2013. – 296с.
  4. Игебаева Ф.А.Психологические качества преуспевающего человека. В сборнике: Образование и наука: современное состояние и перспективы развития. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 10 частях. 2013. - С. 47-49.
  5. Игебаева Ф.А. Нравственность как ценностное выражение управленческой деятельности. В сборнике: Образование без границ -2014. Materiały X międzynarodowej naukowi-praktycznej konferencji. 2014.- С. 88-90.
  6. Игебаева Ф.А. Значение нравственного фактора в управлении и бизнесе. В сборник: Инновационные процессы в управлении предприятиями и организациями. Сборник статей IX международной научно-практической конференции. Пенза, Приволжский дом знаний. 2010.- С. 34-36.
  7. Игебаева Ф.А. Эффективность деятельности менеджера – в стиле управления. В сборнике: Современное научное знание: теория, методология, практика. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции в 3-х частях. ООО «Новаленсо». 2016.- С. 55-57.