Проектная деятельность школьников по информатике и ИКТ

№43-2,

Педагогические науки

В статье рассмотрена актуальность применения проектной деятельности при обучении школьников предмету «Информатика и ИКТ». Описана методика организации проектной деятельности на уроках информатики и во внеурочной деятельности, а также опытно-экспериментальная работа по использованию проектной деятельности по информатике и ИКТ в 5 классе.

Похожие материалы

Согласно ФГОС второго поколения [4], основным подходом в современном образовании является деятельностный подход. Всесторонне реализовать деятельностный подход позволит проектная деятельность.

В современных условиях развития системы школьного образования основной акцент делается на интеллектуальное, творческое и нравственное развитие личности, что необходимо для формирования критического мышления, умения ориентироваться в информационном пространстве, совершенствования научно-исследовательского потенциала. Один из эффективных методов, который позволяет формировать у учащихся определенные, согласованные с программой знания и умения по школьному курсу информатики и ИКТ является метод проектов.

Проблема проектной деятельности и методология организации проектной деятельности учащихся не является новой и исследована во многих научных работах отечественных и зарубежных педагогов еще в конце XIX - начале XX веков (В. Кил Патрик, Е. Коллингс, Д. Дьюи, Е.Г. Кагаров, Б.В. Игнатьев, М.В. Крупенина, Л.Э. Левин, С.Т. Шацкий, В.Н. Шульгин и др.), в работах современных ученых (Ю.В. Громыко, А.Н. Джуринский, И.И. Ляхов, В.И. Слободчиков, А.В. Хуторской и др.). Теоретические исследования проектной деятельности учащихся отражены в работах Р.Б. Вендровской, А.Э. Коробовой, Н.В. Турчиной, Е.Ю. Рогачевой и др. Педагогическая составляющая проектной деятельности школьников рассмотрена в исследованиях И.А. Зимней, В.В. Гузеева, Н.Б. Крыловой, Е.С. Полат, И.Д. Чечель и др. Число научных работ, которые посвящены применению проектной деятельности в преподавании школьных учебных дисциплин с каждым годом увеличивается.

Информатика – одна из дисциплин, где применение метода проектов может стать как основной формой обучения в классно-урочной системе, так и формой внеурочной деятельности.

Использование проектной деятельности при обучении школьников предмету «Информатика и ИКТ» актуально по ряду причин [1-3]:

  • возможность самореализации, заключающаяся в выборе темы проекта в тех предметных областях, которые интересны ученику;
  • процесс обучения становится более увлекательным и полезным;
  • стимулируется интерес учащихся к получению новых знаний через постановку проблем и целей, что способствует открытию новых знаний и приобретению умений;
  • достигается высокий уровень обученности – учащиеся интегрируют знания из разных областей, прогнозируют и получают личностно-значимые результаты;
  • планомерная работа над проектом и возможность планирования итоговой оценки снимает проблему чрезмерной нагрузки в конкретные временные промежутки.

Мы считаем, что использование технологии проектной деятельности при обучении информатике и ИКТ позволит сформировать основные информационные умения и навыки, будет способствовать развитию творческого потенциала учащихся, в том случае если: при организации проектной деятельности будет создана и реализована ситуация выбора, которая связана с познавательными интересами учащихся, их индивидуальными и личностными особенностями; а также будет разработана и описана проектная методика обучения.

Для подтверждения или опровержения данного предположения нами применялся комплекс научно-исследовательских методов. Одним из методов явилась опытно-экспериментальная работа, проводимая в 2015-2016 учебном году на базе школы в естественных условиях в процессе осуществления учебно-воспитательного процесса. В эксперименте принимают участие 10 учащихся 5 класса в возрасте 10-12 лет.

На подготовительном этапе эксперимента по использованию проектной деятельности при обучении информатике и ИКТ в 5 классе (сентябрь – октябрь) были установлены сроки, место проведения опытной работы, уточнено количество испытуемых, подобран и разработан экспериментальный материал (разработана проектная методика обучения, составлены задания и упражнения).

На констатирующем этапе (октябрь) выявлен начальный уровень знаний у детей.

На формирующем этапе (ноябрь-март) проведена опытно-экспериментальная работа по раскрытию содержания материала в объеме, предусмотренном программой с использованием проектной деятельности обучающихся.

На контрольном этапе (апрель-май) организовано повторное исследование уровня развития информационных умений и навыков у детей для выявления динамики изменений, а также будут произведены обработка и анализ полученных результатов, формулирование выводов.

На констатирующем этапе эксперимента были даны задания базового и повышенного уровня сложности, которые позволили выявить начальный уровень знаний у детей по информатике и ИКТ. Задания повышенного уровня сложности носили комплексный характер и обеспечивали проверку не только предметных, но и метапредметных результатов, они чередовались с заданиями базового уровня сложности, равномерно распределяя нагрузку учащихся во время выполнения диагностической работы, и составили 25% от общего количества заданий. В работе использовались задания с кратким и развёрнутым ответами.

Уровень сформированности основных информационных умений и навыков определялся по шкале: высокий (8-10 баллов), средний (5-7 баллов) и низкий (0-4 баллов). Анализ полученных результатов констатирующего этапа эксперимента позволил сделать следующий вывод: уровень сформированности основных информационных умений и навыков учащихся находится на среднем (50%) и низком (30%) уровнях.

С целью повышения уровня сформированности основных информационных умений и навыков, активизации познавательной и мыслительной деятельности учащихся, было принято решение о проведение формирующего этапа эксперимента по применению проектной технологии обучения.

Методика организации проектной деятельности на уроках информатики и во внеурочной деятельности заключалась в следующем:

  • повторялся материал или «открывался» новый, соответствующий тематическому плану, подбирались темы проектов, позволяющие глубже изучить поставленную проблему;
  • класс разбивался на группы по 2-3 человека с определением ролей каждого участника группы;
  • проводилась беседа с учащимися с целью определения путей подбора информации и способов её представления в проектной работе;
  • определялись способы представления и оформления найденной информации для проекта (выбирались программы обработки информации);
  • проводилась защита проекта учащимися и оценивание качества выполненных проектов другими учащимися;
  • проводилась рефлексия.

Во время эксперимента обучающимся было предложено создание проектов на уроках информатики и ИКТ как по ранее изученным темам, так и по новым. Во время проведения внеурочных занятий - создание проектов с целью оформления сборника «Занимательная информатика».

Тематику проектов для учащихся старались подбирать приближено к реальной жизни. Например, на уроке по теме «Носители информации: вчера, сегодня, завтра» (урок отработки умений и рефлексии) учащиеся выполняли проекты по темам: «Древние носители информации», «Современные носители информации», «Будущее носителей информации». А на уроке «В мире кодов. Способы кодирования информации» (урок открытия нового знания) учащиеся выполняли проекты, отражающие один из трех способов представления информации – графический, числовой или текстовый.

Во внеурочной деятельности, при выполнении проекта, учащиеся создавали кроссворды, сочиняли четверостишья и загадки по изученным темам предмета и оформляли их в программах Microsoft Word, Paint с целью, как уже было сказано выше, наполнения сборника «Занимательная информатика».

Анализ констатирующего и формирующего этапов эксперимента показывает, что использование метода проектов на уроках информатики и ИКТ, а также во внеурочное время развивает творческие и умственные способности учащихся, способствует повышению уровня знаний и умений учащихся.

Список литературы

  1. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2010.
  2. Киричек К.А. Организация самостоятельной работы студентов строительных специальностей по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» // СПО. – 2008. - №10. – С. 13-16.
  3. Новикова Т.Д. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование. – 2000. - №7. - с 151-157.
  4. Федеральный государственный стандарт основного общего образования. Приказ от 17 декабря 2010 г. № 1897.