Опыт моей тьюторской деятельности: социально-психологический аспект

№99-1,

педагогические науки

Вопрос приспособления первокурсников представляет собой одну из значимых проблем профессионального образования. При создании адаптационной среды для студентов необходимо введение в колледже тьюторского сопровождения, которое позволит сформировать правильное отношение к себе, своему здоровью, профессиональное самосознание и научить их планировать события для успешной реализации себя как будущего специалиста.

Похожие материалы

Период адаптации студентов первых курсов колледжей является этапом вхождения их в новую социальную роль — студент. Это событие занимает важную позицию в становлении завтрашнего профессионала и развитии его индивидуальных качеств, формирующих потенциал самореализации и развития в области карьеры. В процессе адаптации индивида к новым образовательным условиям, режиму и объему учебной нагрузки формируются общие и профессиональные компетенции нового специалиста. Вопрос приспособления первокурсников представляет собой одну из значимых проблем профессионального образования, так как адаптация — это сложный и многоступенчатый процесс привыкания личности к переменившейся среде существования. Адаптация, согласно представлениям Петровского А. В. представляет собой один из этапов процесса развития человека, от которого зависит его будущее формирование как индивидуальности.

Мы считаем, что можно выделить следующие основные виды адаптации студентов первого курса:

  1. формальное приспособление, которое представляет познавательную и информационную адаптацию к образовательной среде колледжа, его структуре и содержанию обучения, к новым обязанностям самой личности;
  2. развитие внутреннего объединения студенческих групп первых курсов и в общем слияние со студенческим сообществом и его окружением — это общественная адаптация;
  3. дидактическое приспособление касается подготовки первокурсников к новым методам и формам образования в колледже.

При создании адаптационной среды для студентов необходимо введение в колледже тьюторского сопровождения, которое представляет собой практику по индивидуализации обучения в области психолого-педагогической деятельности, ориентированной на обнаружение и развитие учебных мотивов и познавательных интересов первокурсников, выявление образовательных ресурсов для формирования индивидуальных образовательных программ, создания образовательной рефлексии будущего специалиста. Согласно этим утверждениям в рамках классного руководства мною была проведена диагностика студентов первокурсников в результате, которого было выявлено, что затруднялись дать себе характеристику 85% опрошенных, ответы на вопросы 13 % студентов были ограничены в описаниях, остальные — 2 % не поняли вообще смысл вопросов. Однако, после некоторых раздумий, каждый второй студент, описывая свой характер, указал на творческие способности: пение, танцы, сочинение стихов, рисование, рукоделие и любимое занятие — спорт, прогулки на природе, общение с животными. Таким образом, при планировании воспитательной работы в группе, было решено применить тьюторские технологии. Так, определились следующие направления воспитательной деятельности в группе:

  • формирование интеллекта личности;
  • основы здорового образа жизни и культура физического развития;
  • культурно-нравственное развитие личности;
  • развитие коммуникативности;
  • позитивное мышление и эмоциональная культура.

Успешность привыкания первокурсников к учебе в колледже, обуславливается намеченными критериями, которые были установлены в процессе обнаружения проблемы:

  • адекватность поведения;
  • вовлеченность первокурсника в общественную жизнь группы и колледжа;
  • выражение навыков самоконтроля и соблюдения правил, умения строить эффективные коммуникации;
  • терпимость и ровное отношение к мимолетным неудачам;
  • усиление интереса к выбранной специальности, стремление к дальнейшей практической работе.

Согласно выбранным направлениям и тьюторским подходом к учебно-воспитательной работе была разработана концепция развития личностной культуры «Путь к успеху», которая призвана сформировать и развить навыки работы в команде, культуру общения и творческие способности, основы здорового образа жизни.

В рамках реализации данной концепции организованы различные мероприятия, например:

  1. Личность — это движущая сила и создатель культуры», на котором студенты узнали что такое личность и культура, их взаимозависимость и воздействие друг на друга;
  2. Этика делового общения», где студенты познакомились с понятием «деловое общение», изучили правила ведения деловой беседы и условия эффективного общения;
  3. Имидж как инструмент достижения успеха», цель которого — изучить понятия «имидж», «репутация», познакомить с советами по формированию положительного имиджа;
  4. Слагаемые ортобиоза: реакреация, релаксация, катарсис», здесь мы со студентами попытались разобрать понятие «ортобиоз», его составляющие и познакомились с гигиеническими правилами самосбережения;
  5. ЗОЖ — залог успеха личности», на котором студенты изучили правила здорового образа жизни;
  6. Избавляемся от стресса», целью которого являлось познакомить студентов с методами снятия стресса;
  7. Как все успеть?», где были рассмотрены принципы, и методы организации личного времени, личного пространства.

В результате реализации тьюторского подхода и выбранных направлений развития личности студенты стали активнее участвовать в общественной жизни колледжа и группы, занимая призовые места; студенты группы стали дружным сплоченным коллективом, проявились лидеры, сформировались группы по интересам; студенты научились грамотно и культурно выражать свои мысли. Ребята заинтересованно предлагают и организуют мероприятия, осмысленно и конструктивно высказывают свое мнение, организуют проекты, адекватно реагируя на критику.

В общении с группой проявились доверие, ребята стали чаще проявлять инициативу, брать на себя руководящую роль в событиях своей жизни и общественной деятельности.

Таким образом, применяя тьюторские технологии в учебно-воспитательной работе первокурсниками на этапе их адаптации можно сформировать правильное отношение к себе, своему здоровью, профессиональное самосознание и научить их осознанно строить свою жизнь, планировать ее события для успешной реализации себя как будущего специалиста.

Список литературы

  1. Айсмонтас, Б.Б. Сравнительный анализ личностных особенностей студентов очного и дистанционного обучения (на примере студентов – психологов) [Текст] / Б.Б. Айсмонтас, Мд. А. Уддин // Психологическая наука и образование, 2013. – № 4. – С. 288-302.
  2. Баранникова, М.С. Учебная активность и психологическое здоровье подростков в условиях «языковой» и «массовой» школ [Текст]: выпускная квалификационная работа магистра / М.С. Баранникова. – Пермь: ПГГПУ, 2016. – 71 с.
  3. Волочков, А.А. Учебная активность и психологическое здоровье студента [Текст] / А. А. Волочков // Активность, ценностная направленность и психологическое здоровье студенчества. – Пермь: Изд-во Перм. гос. гум.-пед. ун-та, 2015. – С. 120-134.
  4. Галецкая, И.И. Общая характеристика психологического здоровья и его основных критериев [Текст] / И.И. Галецкая // Гуманитарные исследования. – 2015. – № 2 (6). – С. 66-69.
  5. Заусенко, И.В. Психологическое благополучие школьников и педагогов в период введения Федерального Государственного Образовательного Стандарта [Текст] / И.В. Заусенко // Педагогическое образование в России. – 2013. - № 4. – С. 196-199.
  6. Кирилова, Н.А. Особенности личности подростков различного пола в зависимости от отношения к образовательной среде [Текст] / Н.А. Кирилова // Индивидуальность растущего человека в условиях современной школы. – Пермь, 2015. – С.74-93.
  7. Репина, Е.В. Факторная структура психологического здоровья [Текст] / Е.В. Репина // XXXI Мерлинские чтения: Теория, методология и практика интегрального исследования индивидуальности в современном человекознании: матер. Всерос. науч.-практ. конф, посвящ. 30-летию выхода в свет труда В. С. Мерлина «Очерк интегрального исследования индивидуальности» (06–08 октября 2016 г., г. Пермь, Россия) / ред. кол. А.А. Волочков, А.А. Вихман, Б.А. Вяткин (науч. ред.), О.С. Самбикина; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2016. – С.260-262.