Местные налоги - обязательные и безэквивалентные платежи, уплачиваемые налогоплательщиками в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды на основании федеральных законов о налогах и актах законодательных органов субъектов Российской Федерации, а также по решению органами местного самоуправления в соответствии с их компетентностью.
Налоги всегда были и продолжают оставаться одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства. Особенно наглядно это проявлялось в период перехода от командно-административных методов управления к рыночным отношениям, когда в условиях сузившихся возможностей государства оказывать воздействие на экономические процессы налоги становятся реальным рычагом государственного регулирования экономики. В связи с отменой большинства местных налогов, актуальным становится вопрос о дополнительном финансировании местных бюджетов, по причине того, что доля местных налогов слишком мала, для самостоятельного функционирования регионов на эти средства.
Формирование системы налогообложения как составной части налоговой системы после введения части первой НК РФ связано с налоговой реформой, основные цели которой состояли в снижении налогового бремени экономики и его структурной перестройке, оптимизации количественного и качественного состава налогов и сборов.
В силу различных политических и экономических интересов преобразования в российской политике налогообложения носят скорее спорадический характер нежели системный. Как известно, окончательным критерием жизнеспособности и эффективности проводимой налоговой реформы выступает практика. Любой закон о налогах только тогда станет действенным механизмом преобразований, когда будучи встроенным в реальные воспроизводственные процессы, будет способствовать развитию общественного производства.
Государственное управление налогообложением представляет собой совокупность методов, приемов и средств, посредством которых органы государственной власти направляют и координируют налоговые действия. Государственное управление налогообложением включает:
- систему органов управления (законодательные и административные налоговые органы);
- совокупность норм и правил, регламентирующих налоговые действия и налоговую практику, а также определяющих меры ответственности за нарушение налогового законодательства.
Отличительной особенностью государственного управления в сфере налогообложения является участие в управлении не только специальных органов, но и вовлечение в процесс управления всех органов законодательной и исполнительной власти – Совета Федерации, Государственной Думы, Счетной палаты, органов Министерства финансов, а также Конституционного Суда РФ. Кроме того, в управление налоговыми процессами вовлечены негосударственные организации. Неотъемлемой частью процесса управления налогообложением является также деятельность правоохранительных органов, аудиторских, адвокатских и консультационных служб.
Проблематика содержания и порядка обеспечения муниципального регулирования местных налогов привлекает внимание ряда исследователей. Исследованию проблем местного налогообложения ученые начали уделять пристальное внимание с конца XIX — начала XX века. Анализ теоретических основ отношений, связанных с определением перечня местных налогов, налоговой базы, места в налоговой системе России, сравнительный анализ практики местного налогообложения в России и в иных странах, истории развития местных налогов предпринимали такие авторы, как Лебедев В.А., Твердохлебов В.Н., Гензель П.П. Еще в 1996 году Ялбулгановым А.А. указывалось, что «стратегическим направлением совершенствования налогового федерализма должно стать развитие системы местных налогов как основного источника формирования финансовой базы местного самоуправления». Отдельные аспекты отношений, связанных с установлением и введением местных налогов, а также с исчислением и уплатой земельного налога и налога на имущество физических лиц, затрагиваются в работах таких современных авторов, исследующих вопросы финансового и налогового права, как Артемов Н.М., Грачева Е.Ю., Пепеляев С.Г., Демин А.В., Брызгалин А.В., Крохина Ю.А., Ашмарина Е.М., Борисов А.Н., Феоктистов И.А., Разгулин С.В., Горбунова О.Н., Карасева М.В., Гаджиев Г.А., Толкушкин А. В., Ялбулганов А. А. Следует отметить явную недостаточность работ, посвященных проблемам муниципального регулирования местных налогов с учетом современных тенденций развития налоговой системы, изменений федерального и местного законодательства. Несмотря на изучение исследователями взаимодействия различных субъектов налоговой системы, вопросы по обеспечению муниципального регулирования местных налогов пока не достаточно систематизированы и обоснованы. Мало подходов к вопросу определения принципов, методов и степени регулирования данного процесса.