Сущность государства

NovaInfo 43, с.246-249, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Философские науки
Просмотров за месяц: 5
CC BY-NC

Аннотация

В статье раскрываются различные подходы к пониманию сущности государства. Особое внимание уделяется марксистской модели государства, основанной на классовом подходе к анализу общества

Ключевые слова

КЛАССЫ, СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО, ГОСУДАРСТВО, РЕЛИГИОЗНОЕ ГОСУДАРСТВО

Текст научной работы

Попытки выявить сущность государства предпринимались еще в античное время. Так, Платон видел предназначение государства в достижении единой цели – блага полиса. Он выстраивал модель идеального государства, деятельность которого направлена на достижение счастливого существования причем не в отдельно взятой его части, не так, чтобы лишь кое-кто в нем был счастлив, но так, чтобы оно было счастливо все в целом. Аналогичные идеи о сущности государства высказывал и Аристотель. В своем труде «Политика» он выдвигает идею, что основное предназначение государства в достижении общего блага. В средневековых учениях сущность государства связывается, прежде всего, с божественным волеустановлением. Здесь имеет место традиционалистский подход, согласно которому всякие попытки изменить общество по воле людей приводят к ненужным войнам и революциям [1; 2]. Конечной целью и смыслом существования социального бытия является достижение небесного блаженства и к этой цели ведет человека уже не государство, а церковь.

Философская мысль эпохи Возрождения характеризуется диаметрально противоположным подходом к феномену «государство». Вместо теологического воззрения концепции государства мыслители этого периода исходили из земных интересов и потребностей человека. Как и в Античности, философия Возрождения, а затем и Просвещения, усматривает основное предназначение государства в служении земным интересам, земному благу. Своей кульминации это подход достиг в доктрине народного суверенитета Ж.-Ж. Руссо. Рассматривая суверенитет как «общую волю» народа, Руссо выделяет три составляющие народного суверенитета: 1) неотчуждаемость; 2) неделимость; 3) верховенство. Из концепции народного суверенитета французский философ выводил и сущность государства, предназначение которого он усматривал именно в выражении общей воли народа.

Знаменательным этапом в исследовании сущности государства стал марксизм. В нем акцент делался на классовой сущности государства, где государство рассматривается как «машина для поддержания господства одного класса над другим». При этом отмечалось, что если политическая власть в государстве находится в руках такого класса, интересы которого совпадают с интересами большинства, тогда управление государством действительно согласно воле большинства возможно. Если же политическая власть находится в руках класса, интересы которого расходятся с интересами большинства, тогда всякое правление по большинству неизбежно превращается в обман или подавление этого большинства [3, c. 214].

В современной теории государства широкое распространение получил подход, в соответствии с которым сущность государства усматривается в обеспечении безопасности социума, интересы которого оно выражает. В этой связи весьма показательна, например, концепция Т. Хойрупа, который видит основное социальное предназначение государства в защите социальной системы.

Проделанный исторический экскурс позволяет заключить, что в рамках различных политико-правовых концепций отмечалось, что государство в своей деятельности стремится к установлению определенного порядка, позволяющего обеспечивать реализацию интересов представителей различных социальных групп или общества в целом, сохранять стабильность социальной системы, противостоять тенденциям деструктивного, разрушительного характера. В зависимости от того, интересы каких социальных групп отстаивает государство, различают общесоциальную (общечеловеческую) и классовую сущность государственной деятельности. Направленность государственной деятельности на обеспечение интересов всех членов общества предполагает общесоциальную сущность государства. В том случае, если основной задачей государства объявляется защита интересов представителей одного класса за счет ущемления интересов других классов, то речь идет о классовой природе государственной деятельности. Рассмотрение государства как машины для поддержания господства одного класса над другим в рамках классовой теории происхождения государства и права ограничивало социальную природу государства интересами господствующего класса эксплуататоров. Такой подход в силу своей односторонности, обеднял и, в известной мере, искажал представление о государстве, так как ориентировал исследователя на приоритет принудительной, насильственной стороны данного явления, обострение классовых противоречий и, как следствие, невозможность достижения классового компромисса. Справедливости ради следует отметить, что подобный ортодоксально-классовый подход к определению сущности государства характерен в большей степени для практиков коммунистического строительства, которые в своих работах отстаивали необходимость силового обеспечения классовых интересов пролетариата и силового же слома сопротивления враждебного окружения. Что же касается классиков теоретического марксизма, и прежде всего его идейных «отцов-основателей», то здесь допускался определенный плюрализм воззрений. В частности, в «Капитале» К. Маркса высказывается мысль о том, что государство охватывает своей деятельностью два момента: и выполнение «общих дел», вытекающих из природы всякого общества, и специфические классовые функции. Подобная точка зрения представляется оптимальной в плане соотношения публичных и частных интересов, имеющих место в любой политико-правовой системе. Действительно, любое государство, будучи на практике представлено относительно небольшим по количеству управленцев аппаратом государственной власти, в процессе функционирования совершенно естественно заботится о самом себе (обеспечивает стабильность и устойчивость властных структур, добивается расширения системы льгот и привилегий в отношении государственных чиновников, стремится не допустить усиления недовольства властью, а в случае открытой конфронтации использует силовые механизмы для подавления сопротивления противоборствующих социальных групп). Вместе с тем наряду с решением сугубо корпоративных (классовых) задач государство выполняет общечеловеческую миссию, целью которой является реальная забота о нуждах рядовых граждан. Пренебрежение своими обязанностями по отношению к подвластному населению неминуемо приводит к кризису государственной власти, а нередко и к ее краху. Практически любое государство наряду с решением сугубо классовых задач, выполняет и общесоциальные задачи. Сущность современного демократического государства предполагает приоритет общечеловеческих ценностей по отношению к интересам той или иной социальной группы, при этом государство выступает в качестве инструмента классового примирения, гаранта социальной стабильности, механизма обеспечения устойчивого поступательного развития общества.

Большинство государств современного мира являются демократическими. Демократическое государство – это публично-властным способом устроенное общество, достигшее в своем развитии стадии цивилизации, т.е. публично-властная организация народа. Именно государство как публично-властная структура имеет определение «социальное государство».

Центральное звено организованной структуры государства – государственный аппарат. В число его полномочий входит аккумулирование и распределение национальных богатств, сообразно задачам, решаемым обществом. Однако государственный аппарат не единственный объект социальной деятельности, монопольно занимающийся ею. Практически все граждане государства в той или иной форме участвуют в этой деятельности, создавая всю массу материальных и социокультурных благ, которая затем аккумулируется и перераспределяется государственным аппаратом. Социальная деятельность современного государства, в которую вовлечено и которой охвачено все его население, мотивируется рядом причин. Заниматься ею государственно-организованное общество заставляет необходимость: 1) поддерживать некий доступный уровень жизни членов общества; 2) уменьшать остроту свойственной любому обществу социальной напряженности, предотвращать социальные конфликты и расколы в обществе; 3) соблюдать общечеловеческие ценности и международные стандарты цивилизованного общежития, выполнять международные договоренности; 4) выполнять предписания нравственного долга, претворять в жизнь моральные установки: альтруизм, милосердие, благотворительность. Все эти причины суть объективные, надличностные необходимости, которые детерминируют бытие государственно-организованного общества. Без их осознания, перевода в законы и официальные общеобязательные нормы поведения, воплощения в практические действия людей сохранение, развитие и устойчивость государства практически невозможны.

Нужно заметить, что социальное государство в ряде случаев совпадает с религиозным государством [4; 5]. Например, религиозная идеология Ирана, Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов во многом определяется кораническими нормами, согласно которым все находящиеся в недрах государства богатства принадлежат народу. Поэтому руководители этих государств вынуждены считаться с этой нормой и вырученные средства от продажи, к примеру, нефти, должны вкладывать в социальные программы.

Читайте также

Список литературы

  1. Рахматуллин Р. Ю., Семенова Э. Р. Традиционализм и либерализм в правовом и педагогическом пространстве // Профессиональное образование в современном мире. 2014. № 1 (12). С. 19-26.
  2. Рахматуллин Р. Ю., Семенова Э. Р. Традиционализм и либерализм в свете философии права // Научный вестник Омской академии МВД России. 2014. № 1 (52). С. 41-44.
  3. Рахматуллин Р. Ю. Философия: курс лекций. Уфа: УЮИ МВД РФ, 1998. 310 с.
  4. Рахматуллин Р.Ю. О метафизических основаниях внеисторического в праве // Молодой ученый. 2013. № 11. С. 549-552.
  5. Рахматуллин Р.Ю. Кораническая антропология // Молодой ученый. 2014. № 10 (69). С. 561-563.

Цитировать

Ямалов, Р.Р. Сущность государства / Р.Р. Ямалов. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 43. — С. 246-249. — URL: https://novainfo.ru/article/5173 (дата обращения: 27.06.2022).

Поделиться