Страхование — это особый вид экономических отношений, обеспечивающий страховую защиту физических и юридических лиц (страхователей) при наступлении определённых событий, или же страховых случаев, за счёт денежных (страховых) фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов.
Страхование в условиях современной экономики играет очень важную роль. На данный момент существуют различные виды страхования: личное, имущественное, страхование предпринимательского риска и т.д. Но также следует отметить, что, к сожалению, в России сфера страхования не столь развита, как в странах Европы. Это, прежде всего, связано с низким уровнем жизни населения и недостаточным развитием страховой культуры [6]. Из-за наличия таких факторов существуют немало проблем в области страхования, которые рассмотрены во многих научных работах российских ученых [8, 11].
Государственный внебюджетный фонд — это фонд денежных средств, который образуется вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Этот фонд предназначен для реализации конституционных прав граждан и удовлетворения некоторых потребностей социального и экономического характера. Следует отметить, что в настоящее время роль социальных внебюджетных фондов возрастает. Эти фонды позволяют более эффективно использовать финансовые ресурсы, успешно проводить социальную политику.
К социальным внебюджетным фондам относятся:
- Пенсионный фонд (ПФР);
- Фонд социального страхования (ФСС);
- Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС).
Основным источником финансовых ресурсов этих фондов являются обязательные платежи, то есть страховые взносы. До 1 января 2010 года таким обязательным платежом считался единый социальный налог (ЕСН). Но в 2009 году был принят Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». В соответствии с этим законом единый социальный налог с 1 января 2010 года был заменен на прямые страховые взносы в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Также стоит упомянуть, что помимо страховых взносов в социальные внебюджетные фонды при необходимости поступают средства из Федерального бюджета для решения каких-то конкретных задач.
Плательщиками страховых взносов в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» являются:
1. Лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:.
- организации;
- индивидуальные предприниматели;
- физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями.
2. Индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Если плательщик относится к нескольким категориям, он уплачивает страховые взносы по каждому основанию [1]. Платежи осуществляются в отдельности в каждый из фондов. Денежные средства вычитаются из заработной платы работников организации.
Страховые взносы вносятся в соответствии с установленными тарифами. На 2016 год общий тариф составляет 30% от заработной платы работника, в том числе:
- в ПФР — 22%;
- в ФФОМС — 5,1%;
- в ФСС — 2,9% [1].
Правительством РФ ежегодно устанавливаются предельные величины базы для начисления взносов. Предельная величина базы для начисления — это максимальная величина дохода работника. Эта величина ежегодно индексируется с учетом роста средней заработной платы работников. При этом используются коэффициенты индексации, которые составляют 1,072 для взносов в ФСС и 1,8 для взносов в ПФР. В 2016 году они составляют:
- ПФР — 796 000 руб;
- ФСС — 718 000 руб;
- ФОМС — не устанавливается [2].
Если суммы превышают эту предельную величину, то взносы выплачиваются в ПФР по ставке 10%, а в ФСС — не уплачиваются.
Некоторые плательщики могут начислять взносы по пониженным тарифам (к таким плательщикам относятся, например, предприятия, занимающиеся розничной торговлей фармацевтическими и медицинскими товарами, ортопедическими изделиями). Они не выплачивают взносы, если сумма превышает предельную базу для начисления. Существуют также дополнительные тарифы. Такие тарифы устанавливаются в отношении работников, которые заняты на работах с вредными или опасными условиями труда, устанавливаются дополнительные тарифы (колеблется в пределах 0-8%).
Расчет страховых взносов состоит из 6 разделов. Расчет страховых взносов по тарифу и дополнительному тарифу отражается во втором разделе. Суммы отражаются в рублях с копейками.
Рассмотрим форму расчета взносов по тарифу на примере бухгалтерских данных одного из учреждений (табл.1).
Показатели | Сумма | |
На обязательное пенсионное страхование | ||
Суммы, начисленные в пользу физических лиц в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ | 16383661.95 | |
Суммы, которые не подлежат обложению страховыми взносами (статья 9 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ) | 309619.59 | |
Сумма расходов, принимаемые к вычету (часть 7 статьи 8 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ) | 0.00 | |
Суммы, превышающие предельную величину базы для начисления страховых взносов | 23410.38 | |
База для начисления страховых взносов | 16050631.98 | |
Начислено страховых взносов | с сумм, не превышающих предельную базу для начисления страховых взносов | 3531139.04 |
с сумм, превышающих предельную величину базы для начисления страховых взносов | 2341.04 | |
Начислено страховых взносов с учетом тарифа | 3533480.08 | |
На обязательное медицинское страхование | ||
Суммы, начисленные в пользу физических лиц в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ | 16383661.95 | |
Суммы, которые не подлежат обложению страховыми взносами (части 1, 2 статьи 9 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ) | 309619.59 | |
Сумма расходов, принимаемые к вычету (часть 7 статьи 8 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ) | 0.00 | |
Суммы, превышающие предельную величину базы для начисления страховых взносов | 23410.38 | |
База для начисления страховых взносов | 16050631.98 | |
Начислено страховых взносов с учетом тарифа | 818582.23 | |
На обязательное социальное страхование | ||
Суммы, начисленные в пользу физических лиц в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ | 16383661.95 | |
Суммы, которые не подлежат обложению страховыми взносами (статья 9 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ) | 510619.59 | |
Суммы, превышающие предельную величину базы для начисления страховых взносов | 23410.38 | |
База для начисления страховых взносов | 15849631.98 | |
Начислено страховых взносов с учетом тарифа | 459 639.30 |
Источник: расчеты произведены и сведены в аналитические таблицы автором на основе бухгалтерских данных одного из учреждений в учебно-наглядных целях и не являются отчетными данными.
Взносами облагается общая сумма дохода, которую работник получил от организации. В нашем примере эта сумма равна 16383661,95 руб.коп. — всего с начала расчетного периода. Расчетным периодом считается календарный год. Из этой суммы вычитаются суммы тех доходов, которые взносами не облагаются. К таким доходам относятся:
- Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 24 июля 2009г. №212-ФЗ и в соответствии с международными договорами (государственные пособия; суммы единовременной материальной помощи, оказываемой в связи с чрезвычайными обстоятельствами в целях возмещения причиненного им материального ущерба или со смертью члена (членов) его семьи) (для отражения на рисунке обозначим эти суммы как пункт 1);
- Сумма расходов, принимаемых к вычету, в соответствии с частью 7 статьи 8 Федерального закона от 24 июля 2009г. №212-ФЗ (если не могут быть подтверждены документально расходы, связанные с извлечением дохода от интеллектуальной собственности) (обозначим как пункт 2);
- Суммы выплат и иных вознаграждений, превышающие предельную величину базы для начисления страховых взносов (обозначим как пункт 3) [1].
Вернемся к нашему примеру. Определяем базу для начисления страховых взносов. Для этого из общей суммы дохода отнимаем суммы, которые подлежат к вычету в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ (рис.1, 2, 3).
Рассчитаем сумму базы для начисления страховых взносов в ПФР (рис.1).

Как видно из рисунка 1, база для начисления страховых взносов в ПФР составляет 16050631,98 руб.коп.
Теперь произведем расчет суммы базы для начисления взносов в ФОМС (рис.2).

По рисунку 2 можно увидеть, при вычитании соответствующих сумм база для начисления страховых взносов в ФОМС составила 16050631,98 руб.коп.
Рассмотрим расчет базы для начисления взносов в следующий внебюджетный фонд — в ФСС (рис.3).

Сумма базы для начисления страховых взносов в ФСС составила 15849631,98 руб.коп.
Для определения страховых взносов, подлежащих уплате, суммы базы для начисления взносов рассчитываются по тарифу (СВт). Эта сумма определяется как произведение соответствующего тарифа (Т) и базы для начисления страховых взносов (БН) на обязательное страхование: СВт=Т×БН.
Расчеты страховых взносов по тарифу приведены на следующих рисунках:
1. В ПФР (рис.4, 5).
- по тарифу 22% с сумм, не превышающих предельную величину базы для начисления страховых взносов.

По произведенному расчету видно, что суммы, подлежащие уплате, составляют 3531139,04 руб.коп. Эта рассчитанная сумма подлежит уплате в ПФР.
- по тарифу 10% с сумм, превышающих предельную величину базы для начисления страховых взносов.

Как было отмечено выше, при превышении установленной законом предельной базы для начисления страховые взносы, подлежащие уплате, рассчитываются по тарифу 10% в ПФР. В данном случае эта сумма составила 2341,04 руб.коп.
Итого подлежит уплате в ПФР 3533480,08 руб.коп (сумма 3531139,04 руб.коп. и 2341,04 руб.коп.).
2. В ФОМС по тарифу 5,1% (рис.6).

Как уже было сказано, предельная величина базы для начисления страховых взносов для ФОМС, в отличие от двух других внебюджетных фондов, не устанавливается, поэтому, расчет производится только по тарифу 5,1%. В ФОМС требуется внести 818582,23 руб.коп.
3. В ФСС по тарифу 2,9% (рис.7).

При расчете страховых взносов по тарифу 2,9% сумма для уплаты в ФСС составила 459639,30 руб.коп.
Все эти начисленные и уплаченные суммы отражаются в бухгалтерском учете. Суммы начисленных страховых взносов учитывают по счету 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».
К счету 69 открываются следующие субсчета:
- «Расчеты по социальному страхованию» — субсчет, открываемый для учета расчетов по взносам, начисляемых в ФСС РФ;
- «Расчеты по пенсионному обеспечению» — субсчет, открываемый для учета расчетов по взносам, начисляемых в ПФР;
- «Расчеты по обязательному медицинскому страхованию» — субсчет, открываемый для учета расчетов по взносам, начисляемых в ФОМС.
Субсчет 69-1 разбивают на два субсчета второго порядка:
- «Расчеты с Фондом социального страхования РФ по страховым взносам»;
- «Расчеты с Фондом социального страхования РФ по взносам на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
К субсчету 69-2 «Расчеты по пенсионному обеспечению» также открываются субсчета второго порядка:
- «Расчеты по страховой части трудовой пенсии»;
- «Расчеты по накопительной части трудовой пенсии».
По дебету открываются следующие счета:
- «Основное производство»;
- «Вспомогательные производства»;
- «Общехозяйственные расходы» [3].
Бухгалтерская проводка будет выглядеть следующим образом: дебет 69 — кредит 20 (или 23, 26) — начислены обязательные страховые взносы: в ФСС РФ, ПФР, ФОМС.
В ходе изучения данной темы были рассмотрены социальные внебюджетные фонды и их основной источник финансирования. Было изучено, как и по каким правилам производится учет страховых взносов на обязательное медицинское, социальное, пенсионное страхование. Для определения сумм страховых взносов, подлежащих уплате во внебюджетные социальные фонды, были произведены расчеты по определенному алгоритму:
- определение базы для начисления страховых взносов;
- расчет по тарифу.
Также были рассмотрены бухгалтерские счета, на которых отражаются хозяйственные операции, связанные с начислением и уплатой денежных средств во внебюджетные социальные фонды.