К вопросу обоснования базовых показателей социально-экономического развития в целях реализации закона № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в РФ»

NovaInfo 43, с.202-212, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 7
CC BY-NC

Аннотация

Показатели в системе стратегического планирования являются инструментом управления государством, а любой инструмент является действенным, если он работает на конечную цель управления. Таким образом, показатели должны отражать базовые цели развития государства. Однако, затруднительно работать с набором показателей, в этой связи в статье обосновываются блоки показателей для стратегий, прогнозов и мониторинга документов стратегического планирования в российской отраслевой и региональной практике: инновационный, финансовый, экономический, экологический блоки, блок показателей по природным ресурсам, качеству жизни (социальный блок), национальной безопасности, качеству государственного управления.

Ключевые слова

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, МОНИТОРИНГ, БЛОКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ, НОРМАТИВНАЯ БАЗА, ИНДИКАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ЗАКОНА № 172-ФЗ «О СТРАТЕГИЧЕСКОМ ПЛАНИРОВАНИИ В РФ»

Текст научной работы

Показатели, данные в системе стратегического планирования, являются инструментом управления государством, а любой инструмент является действенным, если он работает на конечную цель управления. В этой связи подготовка рекомендаций по формированию перечня показателей, а особенно блоков показателей является основой как формирования системы стратегического планирования, так и мониторинга действий всех органов государственной и муниципальной власти, включая показатели системы расселения, демографические показатели, показатели экономического потенциала регионов, показатели обеспеченности ресурсами, показатели социально – экономической динамики, показатели рентабельности производства и эффективности использования ресурсов, показатели сбалансированности, показатели финансовой обеспеченности.

Надо отметить, что определенные федеральным законом от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» принципы «единства и целостности, разграничения полномочий, преемственности и непрерывности, сбалансированности системы стратегического планирования, результативности и эффективности стратегического планирования», а также «взаимоувязки документов стратегического планирования и содержащихся в них показателей» предъявляют высокие требования к системе показателей. Поэтому авторы статьи сконцентрировали внимание на подборе основных показателей пространственного развития Российской Федерации, включая показатели системы расселения, демографические показатели, показатели экономического потенциала регионов, показатели обеспеченности ресурсами, показатели социально – экономической динамики, показатели рентабельности производства и эффективности использования ресурсов, показатели сбалансированности, показатели финансовой обеспеченности.

Значительную роль в реализации положений закона № 172-ФЗ привнесло Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2015 г. № 1278 «О федеральной информационной системе стратегического планирования и внесении изменений в Положение о государственной автоматизированной информационной системе "Управление"».

Реализация подобных требований невозможна без единой системы показателей, реализуемой во всех видах документов стратегического планирования, т.е. невозможна без системы индикативного планирования.

Индикативное планирование является основным рабочим инструментом по реализации целей, поставленных в стратегическом плане развития страны с учетом конкретно складывающейся экономической и социально-политической ситуации. Индикативное планирование есть процесс формирования системы параметров (индикаторов), характеризующих состояние и развитие экономики страны, соответствующие государственной социально-экономической политике, и установления мер государственного воздействия на социальные и экономические процессы с целью достижения указанных индикаторов. Индикативное государственное планирование - процесс формирования системы индикаторов (показателей) и разработка на их основе экономических мер государственного воздействия на экономические процессы для достижения установленных показателей. Индикатор - показатель, качественно определяющий количественные характеристики того или иного процесса, состояния. Может являться результатом расчетов на основании нескольких показателей.

Можно сделать вывод о необходимости внедрения единой системы показателей для всех видов стратегических документов, указанных в федеральном законе «О стратегическом планировании в Российской Федерации».

В процессе мониторинга вопросов социально – экономического развития страны и экономической безопасности должен использоваться широкий круг аналитических индикаторов, характеризующих практически все стороны социально-экономического развития страны. В этой связи из всего множества индикаторов необходимо выделение тех, которые отражают эти критические «болевые точки». Именно эти индикаторы используются в качестве основных блоков показателей и пороговых значений социально – экономического развития страны и экономической безопасности.

Рассмотрим сложившуюся систему показателей в нормативных документах и их соответствия конечным целям управления.

За последние 10 лет Правительство РФ выпустило достаточное количество документов, формирующих показатели в стратегическом планировании Российской Федерации. Из них 23 документа за последние 3 года, которые и стали определяющими. Федеральный закон № 172 - ФЗ от 28 июня 2014 г. «О стратегическом планировании в Российской Федерации» сформировал целостную систему стратегического планировании в Российской Федерации, что и позволяет создать систему по согласованию методов и основных результатов прогнозирования основных показателей пространственного развития Российской Федерации.

Рассмотрим саму систему нормативных актов Российской Федерации, определяющую систему основных показателей пространственного развития Российской Федерации. Основной нормативный документ Российской Федерации - Конституция Российской Федерации. Основные показатели заложены в Ст. 2 и Ст. 7. Ст. 2: « Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Ст. 7, п. 1: «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека»; Ст. 7, п. 2: «В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты». Исходя из требований данных статей, все они относятся к блоку показателей «Качество жизни». Более подробно данные показатели рассмотрим далее. Единственно отметим, что показатели являются целевыми и индикативными, а не относительными. Конституция Российской Федерации также определяет - кто имеет право осуществлять власть в государстве, т.е. с точки зрения предмета нашего исследования, кто имеет право самостоятельно принимать решения по показателям, влияющим на управление Российской Федерации - это Президент Российской Федерации. Ст. 11, п.1: «Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации». Ст. 80, п. 1: «Президент Российской Федерации является главой государства». Таким образом, мы видим, что целевые показатели, данные в Ежегодном послании Президента Российской Федерации, в Указах Президента Российской Федерации и в Федеральных законах Российской Федерации, являются не обсуждаемые, а должны применяться всеми органами власти как обязательные. Целевые показатели, данные в Ежегодном Послании, в Указах Президента и Федеральных законах Российской Федерации, примем за основу для формирования блоков показателей.

Для представления предложений по блокам показателей были проанализированы следующие нормативные документы:

  • Указы Президента РФ от 7 мая 2012 г. ;
  • Бюджетный Кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ;
  • Федеральный закон № 172 - ФЗ от 28 июня 2014 г. О стратегическом планировании в Российской Федерации;
  • Федеральный закон от 17 мая 2007 г. № 82-ФЗ «О банке развития» ;
  • Федеральный закон от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»;
  • Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 23 ноября 2007 г. № 270-ФЗ «О Государственной корпорации «Ростехнологии»;
  • Федеральный закон Российской Федерации от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации»;
  • Государственная программа Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года» Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. № 2446-р;
  • Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утверждена Президентом Российской Федерации 9 сентября 2000 г. № Пр-1895;
  • Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, утверждена Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 года № 120;
  • Долгосрочная программа деятельности и развития государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (утверждена наблюдательным советом государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства 29 апреля 2014 года, протокол № 42) ;
  • Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р ;
  • Методические рекомендации по подготовке долгосрочных программ развития стратегических открытых акционерных обществ и федеральных государственных унитарных предприятий разработаны в целях совершенствования системы управления государственным имуществом, повышения эффективности деятельности организаций, включенных в специальные перечни, утвержденные распоряжениями Правительства Российской Федерации от 20 июня 2011 г. № 1060-р и от 23 января 2003 г. № 91-р, а также открытых акционерных обществ, доля Российской Федерации в уставных капиталах которых в совокупности превышает 50%, путем разработки долгосрочных программ развития указанных организаций ;
  • Методические рекомендации по разработке прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период. Утверждены приказом Минэкономразвития России от 30.11.2009 № 492;
  • Методические рекомендации по разработке программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства или муниципальных образований ;
  • Методические указания по подготовке стратегического и комплексного обоснований инвестиционного проекта, а также по оценке инвестиционных проектов, претендующих на финансирование за счет средств фонда национального благосостояния и (или) пенсионных накоплений, находящихся в доверительном управлении государственной управляющей компании, на возвратной основе. Утверждены приказом Минэкономразвития России от 14 декабря 2013 г. № 741;
  • Методические указания по применению ключевых показателей эффективности государственными корпорациями, государственными компаниями, государственными унитарными предприятиями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия российской федерации, субъекта российской федерации в совокупности превышает пятьдесят процентов;
  • Методические указания по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации. Утверждены приказом № 690 от 20 ноября 2013 г Минэкономразвития России. Зарегистрировано в Минюсте России 3 февраля 2014 г. № 31212 ;
  • Основы государственной политики российской федерации в области международной информационной безопасности на период до 2020 года Утверждены Президентом Российской Федерации 24 июля 2013 г. № Пр-1753;
  • Перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в ред. от 02.05.2014 г. Утвержден Указом Президента Российской Федерации от 21 августа 2012 г. № 1199 ;
  • Постановление Правительства РФ от 2 августа 2010 г. № 588 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации» ;
  • Постановление Правительство Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. № 1225 «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (в ред. Постановления Правительства РФ от 17.12.2010 № 1045);
  • Правила оценки эффективности функционирования особых экономических зон. Утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2013 г. № 491;
  • Правила предоставления субъектам Российской Федерации грантов в форме межбюджетных трансфертов в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений показателей по итогам оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в ред. 26.12.2014. Утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2012 г. № 1142;
  • Правила разработки прогноза социально-экономического развития российской федерации в ред. от 26.12.2014 Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2009 г. № 596;
  • Приказ Министерства экономического развития РФ от 18 ноября 2011 г. № 683 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке и утверждению стратегий развития федеральных государственных унитарных предприятий на срок от 3 до 5 лет» ;
  • Прогноз научно-технологического развития российской федерации на период до 2030 года, утвержден Председателем Правительства Российской Федерации 23.01.2014 г. ;
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 21 июня 2014 года № 1106-р «Об утверждении плана реализации государственной программы «Управление федеральным имуществом» на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов»;
  • Рекомендаций по разработке программ инновационного развития акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций и федеральных государственных унитарных предприятий. Утверждены решением Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от 03.08.2010, протокол № 4;
  • Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов. Были приняты Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций на ее сорок восьмой сессии 20 декабря 1993 года (резолюция 48/96);
  • Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года Утверждена Указом Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666;
  • Стратегия инновационного развития российской федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р;
  • Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537.

На основании проделанного анализа представлены следующие блоки показателей: инновационный, финансовый, экономический, экологический блоки, блок показателей по природным ресурсам, качеству жизни (социальный блок), национальной безопасности, качеству государственного управления.

Далее представим обоснования указанных блоков показателей.

Инновационный блок показателей

Инновационный блок выделен в отдельный блок, т. к. государством поставлена цель - формирование высокотехнологичной, конкурентоспособной промышленности, обеспечивающей переход экономики государства от экспортно-сырьевого типа развития к инновационному типу развития: Федеральный закон Российской Федерации от 31 декабря 2014 г. №488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» , Ст. 4.: «Цели, задачи и принципы промышленной политики» п.1.: «Целями промышленной политики являются:» 1): «формирование высокотехнологичной, конкурентоспособной промышленности, обеспечивающей переход экономики государства от экспортно-сырьевого типа развития к инновационному типу развития». С выходом данного закона дискуссии в государственных органах о сырьевом развитии экономики в Российской Федерации не имеют право на существование. А также ни один документ стратегического планирования не имеет право на существование, если в нём рассматривается вариант сырьевого развития экономики Российской Федерации. Переход от сырьевого типа развития экономики к инновационному типу связан, в первую очередь, с обеспечением национальной безопасности, требующей своего машиностроения и электронной промышленности. За 25 лет интеграции Российской Федерации в мировую экономику она смогла интегрироваться только в сырьевые отрасли. На парламентских слушаниях в Российском экономическом университете имени Г.В.Плеханова первый заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации Глеб Никитин заявил, что импортная доля в машиностроении занимает от 60 до 92%. Данный уровень машиностроения никак не может обеспечить национальную безопасность Российской Федерации. Наиболее полный объём показателей есть в рекомендациях: «Рекомендации по разработке программ инновационного развития акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций и федеральных государственных унитарных предприятий. Утверждены решением Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от 03.08.2010, протокол № 4» и в Стратегии инновационного развития российской федерации на период до 2020 года .

Финансовый блок

Финансовый блок является традиционным, и его показатели основаны на требованиях Бюджетного кодекса Российской Федерации и методических рекомендаций («Методические рекомендации по разработке прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период»), др.

Так как основной объём государственных программ и крупных проектов с поддержкой государства финансирует Государственная корпорация «Банк развития внешнеэкономической деятельности» (Внешэкономбанк), а финансовая поддержка по государственной линии возложена на 100% дочерний банк - ОАО «Российский банк развития», то и финансовые показатели государственных программ и проектов должны соответствовать требованиям Внешэкономбанка и Российского банка развития.

Показатели блока национальной безопасности

Появление отдельного блока показателей по национальной безопасности связано с переходом от конкуренции в экономике развитых стран Европы и Северной Америки к открытым экономическим войнам.

Показатели данного блока закреплены в следующих документах:

  • Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 602 «Об обеспечении межнационального согласия»;
  • Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 605 «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации»;
  • Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. Утверждена Президентом Российской Федерации 9 сентября 2000 г., № Пр-1895;
  • Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 года № 120;
  • Основы государственной политики российской федерации в области международной информационной безопасности на период до 2020 года Утверждены Президентом Российской Федерации 24 июля 2013 г. № Пр-1753;
  • Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утверждена Указом Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666;
  • Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537.

Социальный блок (качество жизни)

Как уже указывалось выше основной нормативный документ Российской Федерации, закрепляющий показатели социального блока - это Конституция Российской Федерации. Основные показатели заложены в статье 2 и статье 7. В Конституции Российской Федерации отмечено следующее:

  • Ст. 2: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства»;
  • Ст. 7, п. 1: «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека»;
  • Ст. 7, п. 2: «В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».

Исходя из требований данных статей, все они относятся к блоку показателей «Качество жизни». Показатели являются целевыми и индикативными, а не относительными. В этом направлении Президентом Российской Федерации подписаны несколько Указов, в которых даны конкретные индикативные показатели:

  • Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;
  • Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;
  • Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг»;
  • Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения».

Кроме того, конкретные индикативные показатели закреплены в федеральных законах:

  • Федеральный закон от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»;
  • Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»;
  • в правилах: «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов. Были приняты Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций на ее сорок восьмой сессии 20 декабря 1993 года (резолюция 48/96)».

Исследований на данную тему очень много, как российских, так и зарубежных. В данном разделе достаточно интересна работа «Качество жизни населения регионов России: методология исследования и результаты комплексной оценки».

Блок показателей по природным ресурсам

Блок показателей по природным ресурсам наиболее полно представлен в Форме 2п: «Основные показатели, представляемые для разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2014 год и на период до 2016 (для субъектов Российской Федерации), п.2.3: «Промышленное производство», подраздел: «Добыча природных ресурсов».

Качество государственного управления

Блок показателей «Качество государственного управления» является новым и он основан на Указе Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».

Основной перечень показателей определён в перечне: «Перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в ред. от 02.05.2014 г. Утвержден Указом Президента Российской Федерации от 21 августа 2012 г. № 1199» и в плане реализации государственной программы «Управление федеральным имуществом» на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов.

Блок показателей по экологии

Блок показателей по экологии - традиционный блок. Он наиболее полно представлен в Форме 2п: «Основные показатели, представляемые для разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2014 год и на период до 2016 (для субъектов Российской Федерации), п.11: «Окружающая среда».

Экономический блок

Экономический блок является также традиционным блоком в системе показателей и наиболее полно представлен в Форме 2п: «Основные показатели, представляемые для разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2014 год и на период до 2016 (для субъектов Российской Федерации), п.1: «Население».

Кроме вышеуказанных документов были рассмотрены показатели в следующих документах стратегических документах, которые на наш взгляд обеспечивают всё разнообразие существующих в настоящее время государственных документов стратегического планирования:

  • вышеназванные стратегии федеральных округов и макрорегионов;
  • Концепция федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года» (утв. распоряжением Правительства РФ от 31.07.2014 N 1442-р);
  • Указы Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года ;
  • Концепция ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России» на 2014-2020 годы (утв. Указом №736-р от 02.05.03)
  • Программа фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2013 - 2020 годы) (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. N 2538-р (в ред. распоряжений Правительства РФ от 27.03.2013 N 457-р, от 13.03.2014 N 367-р)
  • Вышеуказанные стратегии отраслей экономики и социальной сферы;
  • Основные направления бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов;
  • Долгосрочный прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030.

Таким образом, в соответствии с предложенной нами системой - делением всех показателей на 8 блоков: инновационный, финансовый, национальной безопасности, качество жизни, ресурсный, управленческий, экологический и экономический получился массив более 850 показателей по указанным блокам. Необходимо учесть, что все указанные показатели находятся в документах в основном утверждённых Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, в которых даны индикативные показатели. Таким образом, на их изменение или их исключения требуется нормативный документ. Чтобы иметь юридическое право менять или исключать существующие показатели, необходима межведомственная рабочая группа, члены которой в рамках своей компетентности могли бы давать предложения по показателям, которые «транзитом» на всех уровнях затрагивают вопросы сферы деятельности каждого конкретного министерства и ведомства.

Таким образом, представлены и обоснованы предложения по основным блокам показателей социально – экономического развития страны и экономической безопасности: инновационный, финансовый, экономический, экологический блоки, блок показателей по природным ресурсам, качеству жизни (социальный блок), национальной безопасности, качеству государственного управления.

Читайте также

Список литературы

  1. M. Dudin, V.Sekerin, O.Smirnova, Е.Frolova, E.Sepiashvili «State Anti-Crisis Management of Banking Sector: Looking for Optimization Ways and Contemporary Development Trends», Journal of Advanced Research in Law and Economics, (Volume V, Winter), 2(10): 74 – 81.
  2. Ворона-Сливинская Л.Г., Лобанов М.В. Проблемы выбора индикаторов экономической безопасности государства и определение их пороговых значений // Проблемы управления рисками в техносфере. 2009. Т. 12. № 4. С. 96-100.
  3. Липина С.А. Евразийские интеграционные экономические процессы: возможности роста // Журнал правовых и экономических исследований. 2014. № 4. С. 15-23.
  4. Материалы Первой Всероссийской конференции молодых ученых по вопросам государственного стратегического планирования «Форум молодых стратегов – 2015» (Москва, 20 мая, 2015 г.). Научное издание / Науч. ред. и сост. О.О. Смирнова М., Издтельство МНЭПУ. 2015 г. - 184 с.
  5. Прохоров В.Н., Смирнова О.О. Математический инструментарий для системы государственного стратегического планирований России. // «European science» 8 (9), 2015 С. 73-76.
  6. Прохоров В.Н., Смирнова О.О. Реализация задач государственного стратегического планирования на основе математического инструментария - как важнейший фактор повышения эффективности государственного управления и обеспечения национальной безопасности России // журнал "Наука, техника и образование" № 9 (15), 2015 г., с. 40 - 43.
  7. Симонова Ю.В., Смирнова О. О. Стратегии развития госкорпораций – локомотивы планового роста развития регионов и обеспечения экономической безопасности России // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2015. Т. 6. № 2. Часть 2. С. 77–82.
  8. Симонова Ю.В., Смирнова О.О. Значение государственных компаний в стратегическом планировании развития экономики России // "Проблемы экономики и менеджмента". 2015. № 7 (47). С. 53-63.
  9. Симонова Ю.В. Роль государственных компаний в стратегическом планировании внедрения инноваций в госсекторе // Сборник. Материалы Всероссийской конференции молодых ученых по вопросам государственного стратегического планирования "Форум молодых стратегов", Москвы, 20 мая 2015 г. // М., Издательство МНЭПУ, 2015. Т. 1. С. 96 - 107.
  10. Смирнова О.О. "Государственное стратегическое планирование. Термины и определения" //Сборник. Материалы Всероссийской конференции молодых ученых по вопросам государственного стратегического планирования "Форум молодых стратегов", Москвы, 20 мая 2015 г. // М., Издательство МНЭПУ, 2015, - стр. 148-177.
  11. Смирнова О.О. «Роль финансовых инструментов в стратегическом развитии государства». [Монография] М.: Изд. МНЭПУ, 2011. - 168 с.
  12. Смирнова О.О. Актуальные проблемы практики государственного планирования на постсоветском пространстве. // Белорусский экономический журнал, - 2012 г. - № 3. Белоруссия.
  13. Смирнова О.О. Парадигмы и параллели. О смене парадигмы однополярного мира и стратегическом планировании. // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2014. № 3(19). С. 107-110.
  14. Смирнова О.О. Правовые основы стратегического планирования в Российской Федерации. // Власть и управление на Востоке России. - 2011. - №4 (57). – с. 163-170.
  15. Смирнова О.О. Прямой маркетинг – стратегия успеха в избирательных кампаниях // М., 1999, издательство Диалог-МГУ.
  16. Смирнова О.О. Роль финансовых инструментов в комплексном подходе к развитию моногородов // Журнал "Современные производительные силы". 2015. № 1/2015, стр. 71-85
  17. Смирнова О.О. Среднесрочное планирование и бюджетный процесс. // Экономист. - 2012. - № 02. – с. 31-49.
  18. Смирнова О.О. Финансирование модернизации инфраструктуры ЖКХ //Журнал ««ЖКХ» для руководителя и главного бухгалтера» 2005, №9, стр. 31-35.
  19. Смирнова О.О., Богданова Ю.Н. Последовательность разработки и требования к базовым документам для реализации закона № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // «Современные научные исследования и инновации» № 10 (54) 2015 . С. 247-285.
  20. Смирнова О.О., Богданова Ю.Н., Симонова Ю.В. Рабочая программа учебной дисциплины «Государственное стратегическое планирование. Реализация норм закона 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». М., Издательство МНЭПУ, - 24 с., 2015.
  21. Смирнова О.О., Прохоров В.Н. «Практический опыт работ по решению ключевых проблем реформирования сферы ЖКХ в городах РФ». [Монография]. – М.: МАКС Пресс, 2004 г.
  22. Смирнова О.О. Основы стратегического планирования Российской Федерации // М., ИД "Наука", 2013, - 302 с.

Цитировать

Богданова, Ю.Н. К вопросу обоснования базовых показателей социально-экономического развития в целях реализации закона № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в РФ» / Ю.Н. Богданова, В.Н. Прохоров, Ю.В. Симонова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 43. — С. 202-212. — URL: https://novainfo.ru/article/5214 (дата обращения: 06.12.2022).

Поделиться