О проблемах методического обеспечения стратегического планирования муниципального уровня

NovaInfo 47, с.214-219, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Юридические науки
Просмотров за месяц: 0
CC BY-NC

Аннотация

Ни один элемент стратегического планирования (планирование отраслевое и региональное, прогнозирование, программирование, др.) не обходят стороной планирование на муниципальном уровне. Однако, несмотря на то, что закон № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в РФ» вступил в силу в 2014 году, до настоящего времени как планированию на муниципальном уровне, так и методическому обеспечению уделяется исключительно мало внимания.

Ключевые слова

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА, СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, МЕТОДОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ, НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА, МЕТОДОЛОГИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ, РАЗМЕЩЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ

Текст научной работы

В вопросах экономического развития регионов важная роль отводится деятельности органов местного самоуправления [1]. В Указе Президента РФ об основных положениях региональной политики в РФ («Основные положения региональной политики в Российской Федерации», Указ Президента РФ от 3 июня 1996 г. № 803, ст. 2.2. «Роль местного самоуправления в развитии федеративных отношений») отмечается: «важную роль в региональной политике призвано играть местное самоуправление. Дополняя комплекс отношений между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, реформа местного самоуправления завершает построение целостной системы власти в государстве на принципах, закрепленных Конституцией Российской Федерации» [5].

Вместе с тем, необходимо отметить, что вопросы, касающиеся плана развития муниципального сектора экономики, не могут являться предметом государственного регулирования, поскольку входят в компетенцию органов местного самоуправления и нарушают конституционный принцип самостоятельности местного самоуправления (ст. 12, 130, 132, 133 Конституции Российской Федерации) [5].

Однако, отношения, возникающие между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, регулируются такими Федеральными законами, как «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и другими федеральными законами, регулирующими отношения между органами государственной власти и органами местного самоуправления [7].

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установил, что к вопросам местного значения, находящимся в ведении муниципальных образований, относится комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования [10]. Однако исполнение этого положения Федерального закона осуществляет малая доля муниципальных образований, причем не постоянно [6] [8].

Причины этого лежат в недостаточной методической проработанности вопросов комплексного социально-экономического развития [12]. В частности, отсутствуют нормативно определенные требования к институциональной и содержательной части управления процессом комплексного социально-экономического развития муниципального образования, а также отсутствуют механизмы правового регулирования взаимодействия администраций субъектов РФ и органов местного самоуправления [3] [8] в части процесса комплексного социально-экономического развития муниципального образования.

В соответствии с федеральным законом от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в РФ»:

  • стратегическое планирование - деятельность участников стратегического планирования по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, отраслей экономики и сфер государственного и муниципального управления, обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, направленная на решение задач устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и обеспечение национальной безопасности Российской Федерации;
  • муниципальное управление - деятельность органов местного самоуправления по реализации своих полномочий в сфере социально-экономического развития;
  • прогнозирование - деятельность участников стратегического планирования по разработке научно обоснованных представлений о рисках социально-экономического развития, об угрозах национальной безопасности Российской Федерации, о направлениях, результатах и показателях социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
  • программирование - деятельность участников стратегического планирования по разработке и реализации государственных и муниципальных программ, направленная на достижение целей и приоритетов социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, содержащихся в документах стратегического планирования, разрабатываемых в рамках целеполагания;
  • отраслевой документ стратегического планирования Российской Федерации - документ, в котором определены приоритеты, цели и задачи государственного и муниципального управления и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, способы их эффективного достижения и решения в соответствующей отрасли экономики и сфере государственного и муниципального управления Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образовании [13] .

Таким образом, можно сказать, что ни один элемент стратегического планирования (планирование отраслевое и региональное, прогнозирование, программирование, др.) не обходят стороной планирование на муниципальном уровне [2] [4] [9] [16].

Однако, несмотря на то, что закон «О стратегическом планировании в РФ» вступил в силу в 2014 году, до настоящего времени как планированию на муниципальном уровне, так и методическому обеспечению уделяется исключительно мало внимания.

Необходимость стратегического планирования комплексного социально-экономического развития муниципальных образований становится все больше очевидной для органов местного самоуправления. В то же время ряд руководителей муниципальных образований считает, что в условиях непредсказуемости политики крупных градообразующих предприятий, острого дефицита бюджетов и постоянно меняющейся законодательной базы (в том числе в налоговой и бюджетной сферах) заниматься стратегическим планированием не имеет смысла.

Недостаток опыта стратегического планирования, комплексного подхода к определению целей и приоритетов перспективного развития муниципальных образований приводит к тому, что разработанные концепции и стратегические планы иногда носят декларативный характер, отсутствуют механизмы их реализации. Недоучет стратегических факторов может привести к серьезным последствиям для муниципального образования, особенно если требуется структурная перестройка экономики территории. [14] [15]

Следует учитывать, что экономика каждого муниципального района является составной частью экономики региона с определенной специализацией, связанной с наличием на их территории природных ресурсов, а также особенностями климатических условий, накопленного производственного, квалификационного и научного потенциала. Согласование интересов и координация деятельности различных субъектов, расположенных на территории муниципалитета, образование единого экономического, социального, культурного и информационного пространства; эффективное использование местных ресурсов; создание и развитие рыночной инфраструктуры – вот минимальный перечень задач, которые должны быть решены в стратегических документах развития муниципального образования.

Про стратегические документы муниципального уровня в законе № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в РФ» говорится следующее (ст. 39): «1. Документы стратегического планирования, необходимые для обеспечения бюджетного процесса в муниципальных районах и городских округах, разрабатываются, утверждаются (одобряются) и реализуются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. 2. По решению органов местного самоуправления могут разрабатываться, утверждаться (одобряться) и реализовываться в муниципальных районах и городских округах стратегия социально-экономического развития муниципального образования и план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования.» [2]

Не смотря на то, что в соответствии с пунктом закона в обязательном порядке разрабатываются только «для обеспечения бюджетного процесса в муниципальных районах и городских округах», авторы статьи считают, что стратегии муниципалитетов - основополагающий документ для развития как муниципалитета, так и основа для региональной стратегии, а как следствие – для программных документов в регионе.

На основе общей концепции развития органы местного самоуправления принимают ряд других программных документов: программы приватизации, генеральные планы, планы планировки и застройки населенных пунктов и др. Механизм реализации концепции социально-экономического развития. [18] В этом разделе должны быть рассмотрены: - формы государственной и муниципальной поддержки выполнения намеченной стратегии; - источники и финансовые механизмы реализации намеченной стратегии (оценить сводный баланс финансовых ресурсов территории, рассмотреть варианты финансирования предстоящих расходов, включая самофинансирование, внутренние и внешние инвестиции, привлечение средств вышестоящих бюджетов, средств населения, займы, кредиты и т.д.); - механизмы совершенствования системы муниципального управления (привлечение граждан к принятию управленческих решений, развитие информационных технологий управления, переподготовка муниципальных кадров и т.д.).

Наличие качественной муниципальной стратегии помогает совершенствовать работу муниципального хозяйства, координирует финансово-хозяйственную деятельность муниципальных предприятий и учреждений городов и районов, обеспечивая эффективность управления в целом.

Отсутствие в единой системе государственного стратегического планирования норм, регламентирующих общие принципы стратегического планирования [17] на уровне муниципальных образований нарушает принцип единства и целостности системы стратегического планирования, учитывая тот факт, что, хотя местное самоуправление не входит в систему органов государственной власти, в то же время является неразрывным звеном существующей в РФ трехуровневой системы управления [11], включающей стратегическое планирование.

Читайте также

Список литературы

  1. Смирнова О.О. Концептуальные основы формирования системы стратегического планирования регионального развития Российской Федерации // автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук / Совет по изучению произв. сил (СОПС). Москва, 2012.
  2. Богданова Ю.В., Смирнова О.О. Дорожная карта разработки базовых документов стратегического планирования и прогнозирования в реализацию федерального закона № 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации"// Материалы ежегодного Форума молодых стратегов. 2015. Т. 1. С. 45-83.
  3. Смирнова О.О. Финансирование модернизации инфраструктуры ЖКХ // ЖКХ. 2005, №9.
  4. Смирнова О.О. Прямой маркетинг - стратегия успеха в избирательных компаниях. – М., 1999.
  5. Смирнова О.О. «Стратегическое государственное планирование в России». - М.: Изд. МНЭПУ, 2010.
  6. Смирнова О.О. Энергетика роста // Регион: Экономика и Социология. 2009. № 1. С. 145-157.
  7. Смирнова О.О. Делить или преумножать? // Законы России: опыт, анализ, практика. 2008. № 2. С. 96-99.
  8. Смирнова О.О. Об управлении эффективностью функционирования систем энергоснабжения в российских регионах Арктической зоны // Арктические ведомости. 2016, №2с. 32-37.
  9. Симонова Ю. В., Смирнова О. О. Стратегии развития госкорпораций – локомотивы планового роста развития регионов и обеспечения экономической безопасности России // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2015. Т. 6. № 2-2 (22). С. 77-82.
  10. Смирнова О. О., Прохоров В. Н. Практический опыт работы по решению ключевых проблем реформирования сферы ЖКХ в городах РФ // Конгр. муницип. образований Рос. Федерации, Рабочая группа при Правлении КМО РФ по сод. развитию ЖКХ муницип. образований. Москва, 2004 г.
  11. Смирнова О.О. Парадигмы и параллели. // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2014. № 19. С. 107-110.
  12. Смирнова О.О. Роль финансовых инструментов в комплексном подходе к развитию моногородов // Современные производительные силы. 2015. № 1. С. 71-85.
  13. Смирнова О.О. Государственное стратегическое планирование. Термины и определения // Материалы ежегодного Форума молодых стратегов. 2015. Т. 1. С. 148-177.
  14. Прохоров В.Н., Смирнова О.О. Реализация задач государственного стратегического планирования на основе математического инструментария - как важнейший фактор повышения эффективности государственного управления и обеспечения национальной безопасности России // Наука, техника и образование. 2015. № 9 (15). С. 40-43.
  15. Прохоров В.Н., Смирнова О.О. Математический инструментарий для системы государственного стратегического планирований России. // European science. 2015. № 8 (9). С. 73-76.
  16. Смирнова О.О. Роль финансовых инструментов в стратегическом развитии государства. - М.: Изд. МНЭПУ, 2011.
  17. Смирнова О.О. Стратегии макрорегионов - вертикаль исполнения поручений Президента // Бюджет. № 3 (159), март 2016. - с.92-95.
  18. Липина С.А., Смирнова О.О. базовые параметры разработки стратегии пространственного развития Российской Федерации: отечественная практика и зарубежный опыт // NovaInfo.Ru. 2016. Т. 1. № 43. С. 181-185.

Цитировать

Богданова, Ю.Н. О проблемах методического обеспечения стратегического планирования муниципального уровня / Ю.Н. Богданова, Ю.В. Симонова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 47. — С. 214-219. — URL: https://novainfo.ru/article/6670 (дата обращения: 28.06.2022).

Поделиться