Среда AutoPlay Media Studio для создания мультимедийных обучающих изданий

NovaInfo 43, с.337-348
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 9
CC BY-NC

Аннотация

В современных условиях образования одна из самых главных задач выражается в том, чтобы сделать учебный процесс интересным и эффективным. Для того чтобы повысить эффективность учебного процесса, необходимо отбирать и использовать такие технологии, формы и средства, которые могут повысить качество процесса обучения, сделают его более действенным, плодотворным. К наиболее существенным педагогическим технологиям повышающие качество образовательного процесса можно отнести использование электронных образовательных ресурсов. В статье рассматривается вопрос создание электронного учебника на базе среды AutoPlayMediaStudio.

Ключевые слова

ДИДАКТИКА, ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК, ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

Текст научной работы

В современных условиях образования одна из самых главных задач выражается в том, чтобы сделать учебный процесс интересным и эффективным. Для того чтобы повысить эффективность учебного процесса, необходимо отбирать и использовать такие технологии, формы и средства, которые могут повысить качество процесса обучения, сделают его более плодотворным. Разрешить данную задачу помогут такие средства автоматизации обучения как электронные образовательные ресурсы, чье использование в рамках учебного процесса призвано повысить интерес и мотивацию у учащегося. Актуальным становится вопрос о том, как необходимо разработать такой электронный учебник, который смог бы стать проводником в мире новых сведений, и помог бы учащимся не только получить, но и закрепить знания, полученные на основных занятиях.

Электронный учебник, конечно же, не может и не должен заменять реальную книгу. Мы не должны просто переносить тестовый материал в электронную форму. Электронный учебник обладает качественно новыми свойствами, он должен стать сложным мультимедийным объектом, быть насыщен нелинейной навигацией, быть интерактивным, обладать возможностями обратной связи. Именно поэтому для создания электронного учебника недостаточно взять хороший учебник, снабдить его навигацией (создать гипертексты) и богатым иллюстративным материалом (включая мультимедийные средства). Электронный учебник не должен превратиться ни в текст с картинками, ни в справочник, так как его функция принципиально иная. Электронный учебник должен максимально облегчить понимание и запоминание (причем активно-деятельностное, а не в коем случае пассивное) наиболее существенных понятий, утверждений и примеров, вовлекая в процесс обучения иные, нежели обычный учебник, возможности человеческого мозга, в частности, слуховую и эмоциональную память.

Для создания электронных учебников разработано большое количество программных интерактивных сред. Особо выделим мультимедийное программное приложение AutoPlayMediaStudio которая позволяет создать электронный учебник. Использование AutoplayMediaStudio представляет возможность создания полнофункциональных интерактивных мультимедийных приложений, веб-приложений, средств управления базами данных в небольшие сроки без использования специализированных средств разработки программного обеспечения. При этом получив на выходе качественный продукт, не уступающий по производительности приложениям, написанным с использования языков программирования и средств разработки программного обеспечения. Условно-бесплатную версию программы вы можете скачать со следующей страницы: http://www.indigorose.com/products/autoplay-media-studio/free-trial-download/ . После установки запустите программу AutoPlayMediaStudio. В появившемся окне выберете «Создать новый проект» (рис. 1).

Окно создания нового проекта
Рисунок 1. Окно создания нового проекта

В новом окне выберите шаблон «BlankProject» (самый первый в спичке шаблонов), введите имя своего проекта и нажмите «ОК» (рис. 2).

Выбор шаблона и ввод названия проекта
Рисунок 2. Выбор шаблона и ввод названия проекта

Таким образом, будет создан новый проект с пустым окном. В главном меню выбираем «Проект-Настройки» (рис. 3).

Настройка проекта
Рисунок 3. Настройка проекта

В окне свойств проекта изменим размер окна на 800×600, установим заголовок, который будет отображаться вверху окна и выберем иконку для нашего проекта. Нажимаем «Oк», для сохранения изменений и выхода из окна свойств проекта. Для того чтобы добавить фон, нам нужно вызвать свойства страницы — Page 1 (рис.4). На вкладыше настройки мы можем выбрать необходимый фон в виде одного цвета, градиента (переливания двух цветов) или готового изображения.

Окно свойств страницы
Рисунок 4. Окно свойств страницы

На первой странице размещаем компоненты «Новая Метка» (с помощью этого компонента вводим название нашего учебника). Вызываем свойства: вводим текст, изменяем шрифт, устанавливаем выравнивание (рис.5).

Создание меню электронного учебника
Рисунок 5. Создание меню электронного учебника

Создадим несколько объектов — «NewButton». Это кнопки, позволяющие переходить к другим страницам. Выбрав объект, необходимо определить форму кнопки (рис.6).

Выбор формы кнопки
Рисунок 6. Выбор формы кнопки

Установите кнопку в необходимое место и измените ее размер. Вызвав контекстное меню кнопки (левый щелчок мышки по объекту) определите текст отображаемый на кнопке, шрифт и выравнивание. Создайте кнопки для всех объектов меню(рис.7, 8).

Свойства кнопки
Рисунок 7. Свойства кнопки
Меню
Рисунок 8. Меню

Двойной щечек по линейке создает направляющие линии, при помощи них мы можем выравнивать наши объекты. Для их удаления необходимо вызвать их контекстное меню по ярлычку на линейке. На слайд- меню добавим так же изображение (рис.9).

Меню сайта с изображением
Рисунок 9. Меню сайта с изображением

Когда названия и описания кнопок готовы, нужно назначить каждой кнопке свое действие: открытие определенного файла, соответствующих страниц. Создать новую страницу можно выбрав в меню «Страница-Добавить». Но проще и удобнее (чтобы не добавлять снова фон) вы можете сделать копию уже существующей страницы. Для этого в меню нужно выбрать «Страница — Дубликат». Таким образом, будет создана новая страница под именем «Page1». Создать копию можно через контекстное меню (нажатие в списке окон правой кнопки мыши на активном окне, после чего выбрать пункт «Duplicate»). Особенно удобно создавать копию, когда у Вас планируется несколько одинаковых страниц. Для действия кнопки «Основные понятия» вызовем контекстное меню, и правой кнопкой мыши выбираем среди разделов пункт «Свойства». В появившемся диалоговом окне переходим на вкладку «Быстрое действие», где необходимо выбрать действие «Show page» (Показать страницу), затем в разделе «Свойства» выберем действие «Специальная страница» и указываем нужную вам следующую страницу, например «Page1» (рис. 10).

Создание перехода
Рисунок 10. Создание перехода

Приступим к созданию страницы «Основные понятия». Сама страница создана, переход на нее настроен. На странице «Page1» при помощи объекта — Параграф, создаем тестовый блок (рис.11). Настраиваем шрифт, выравнивание, цвета. Проверяем правописание.

Создание текстового блока
Рисунок 11. Создание текстового блока

Добавляем изображение и кнопку для возврата в раздел главного меню (настраиваем кнопку по аналогии с рассмотренной настройкой выше) (рис. 12).

Готовый вариант страницы «Основные понятия»
Рисунок 12. Готовый вариант страницы «Основные понятия»

На второй странице добавьте объект «Слайд-шоу», в свойствах определите набор фотографий для слайд-шоу и время демонстрации. Создайте оставшиеся страницы, переходы на них и возврата в главное меню.

Создадим консультационный тест, для проверки знаний. В разделе меню создадим кнопку «Проверь себя» (рис.13).

Кнопка «Проверь себя»
Рисунок 13. Кнопка «Проверь себя»

Тест будет функционировать на основе специальных объектов — «диалогов». Диалог — это мини окна, которые вызываются по требованию. В них могут быть объекты любых медиатипов. Выбираем «Диалог — Добавить». В окне диалога добавьте надпись «Правильно». Создайте так же второй диалог с надписью «Неправильно».

Создайте новую страницу, на которую можно попасть, щелкнув по кнопке «Проверь себя». На данной странице создайте при помощи меток вопросы (не менее 3) и ответы. Каждый вопрос и каждый ответ расположены в отдельной метке. Для меток ответов вызовите свойства и установите в быстром действии переход на соответствующий диалог.

Добавьте кнопку для просмотра сайта по соответствующим тематикам, ссылки, открывающие дополнительные тестовые документы и кнопку «Выход» которая закрывала бы учебник.

Быстрые действия для объектов:

  • ShowPage — Показать страницу (выбираем страницу на которую переместит нас данная кнопка);
  • ShowDialog — Показать диалог;
  • CloseDialog — Закрыть диалог;
  • RunDocument — открыть документ;
  • OpenDocument — открыть документ (позволяет прикрепить любой документ включая документ word);
  • PrintDocument — печатать документ (отправляет документ на печать);
  • SendEmail — послать электронное письмо;
  • ViewWebsite — открытие веб сайта;
  • Explore Folder — открытие explore;
  • Play Multimedia — проигрывать мультимедийный файл;
  • Play/PauseBackgroundMusic — проигрывать музыкальный фон программы;
  • Exit/Close — закрывать выходить из документа.

Теперь, когда наш проект полностью готов, можно посмотреть, как он будет выглядеть при запуске диска. Для этого нужно запустить предварительный просмотр, который вызывается в меню «Публикация — Предварительный просмотр» либо по кнопке быстрого запуска.

Когда проект полностью готов, его необходимо скомпилировать. Делается это по команде «Публикация — Сборка — Исполняемый файл».

Возможные функции: «запись на cd/dvd» — записывает весь проект как конечный продукт на диск и его можно просмотреть на другом компьютере, «папка на жестком диске» — создает отдельную папку на жестком диске, которую потом можно записать на диск, «исполняемый файл exe»–создает один файл exe, который будет запускать весь проект (как правило, используется для пересылки проекта по электронной почте, файл создается с потерей качества), «образ диска iso» — создать образ диска (рис. 14).

Публикация проекта
Рисунок 14. Публикация проекта

Рассмотренная среда обладает богатым выбор инструментов для создания электронных образовательных ресурсов, кроме рассмотренных объектов существует и среда программирования действий системы и реакций на события (скрипты) с помощью которой можно определить поведение учебника при работе с пользователем. Полученные электронные среды могут быть использованы как дополнительный матерал при изучении новых разделов или как комплекс при индивидуальном или самостоятельном изучении материала.

Данная программная среда позваляет создать электронный учебник обладающий всеми дидактическими принципами: во-первых это принцип квантования (наш материал будет делиться на замкнутые, самостоятельные модули), во-вторых принцип полноты (каждый модуль может обладать любым набором дидактических объектов), в-третьих это конечно-же принцип наглядности (каждый модуль может состоять из коллекции кадров текстом и визуальными мультимедиаобъектами), в-четвертых принцип ветвления (каждый модуль связан специальными гипертекстными ссылками с другими модулями, у пользователя есть выбор перехода в любой другой модуль и существует возможность условно-событийного продвижения по материалу), в-пятых принцип регулирования (учащийся самостоятельно может управляет сменой кадров, и управлением среды), в-шестых принцип адаптивности (электронный учебник допускает адаптацию к нуждам конкретного пользователя в процессе учебы, позволять гибко менять глубину и уровень сложности изучаемого материала) и в-седьмых принцип собираемости (электронный учебник выполнен в форматах, которые позволяют компоновать их в единые электронные комплексы, расширять и дополнять их новыми разделами и темами).

Читайте также

Список литературы

  1. Векслер В.А. Проектирование для системы дополнительного образования информационной модели специалиста //Омский научный вестник. 2007. № 2 (56). С. 178-182.
  2. Зимина О.В. Рекомендации по созданию электронного учебника [Электронное издание ]// Печатные и электронные учебные издания в современном высшем образовании: Теория, методика, практика. М.: Изд-во МЭИ, 2003 URL: http://www.academiaxxi.ru/Meth_Papers/AO_recom_t.htm (дата обращения 11.03.2016)

Цитировать

Векслер, В.А. Среда AutoPlay Media Studio для создания мультимедийных обучающих изданий / В.А. Векслер. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 43. — С. 337-348. — URL: https://novainfo.ru/article/5237 (дата обращения: 21.01.2022).

Поделиться