Дидактические особенности использования технологических и аудиовизуальных средств обучения в образовательном процессе

NovaInfo 77, с.319-323, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 15
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассматривается назначение технологических и аудиовизуальных средств обучения. Выделяются их цели, задачи, функции, рекомендации использования в учебном процессе.

Ключевые слова

ПЕДАГОГИКА, ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС, СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ

Текст научной работы

Сегодня средства обучения являются обязательным элементом оснащения образовательного процесса. Наряду с целями, содержанием, формами и методами обучения, средства обучения становятся одним из главных компонентов полновесной дидактической системы, отражающей педагогический инструментарий.

Понятие «средство обучения» определено как некоторый материальный или идеальный объект, который используется учителем и учащимся в процессе усвоения нового учебного материала. Сам по себе данный объект может существовать и вне образовательного процесса и иметь функции не обучающего характера. Но в учебном процессе он участвует многосторонне: и как предмет усвоения, и как предмет закрепления знаний, и как предмет контроля.

Общепринятая в педагогической литературе типология разделяет средства обучения на следующие основные группы: печатные (учебники, рабочие тетради), электронные образовательные ресурсы (цифровые обучающие материалы), аудиовизуальные (слайды, учебные фильмы), наглядные плоскостные (плакаты, настенные карты), демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты), учебные приборы (компас, барометр, колбы), тренажеры, учебная техника (автомобили, тракторы), технические средства (компьютер, принтер, проектор, интерактивная доска) и т.д.

Использование средств обучения должно основываться на понимании и соблюдении следующих принципов:

  1. Учет возрастных и индивидуальных особенностей.
  2. Гармоничное использование различных средств обучения для комплексного целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение учащегося через системы восприятия (визуальную, аудиальную, кинестическую) в образовательных целях.
  3. Учет основных дидактических принципов (наглядность, доступность, модульность, научность, вариативность).
  4. Совместное творчество педагога и обучающегося.

Технологические и аудиовизуальные средства обучения (ТАСО), объединяют в себе два понятия: техническое устройство и дидактическое средство обучения.

Существую несколько подходов к определению ТАСО. Приведем примеры некоторых из них.

ТАСО — системы, комплексы, устройства и аппаратура, применяемые для предъявления и обработки информации в процессе обучения с целью повышения его эффективности (Карпов Г.В., Романин В.А.).

ТАСО — совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в учебно-воспитательном процессе для предъявления и обработки информации с целью его оптимизации (Носкова Т.Н.).

ТАСО — комплекс разнообразных светотехнических и звуковых пособий и аппаратуры, используемых в учебном процессе (Ширшов Е.В.).

К ТАСО применяются разнообразные требования: функциональные (способность аппаратуры обеспечить требуемый режим работы), педагогические (соответствие возможностей средства обучения формам и методами образовательного процесса), эргономические (удобство и безопасность эксплуатации), эстетические (гармония формы) и экономические (невысокая стоимость, эксплутационные возможности).

Основными функциями ТАСО являются:

  1. Коммуникативная (функция передачи информации).
  2. Управленческая (предполагает подготовку учащихся к выполнению заданий и организацию их выполнения, получение обратной связи в процессе восприятия и усвоений информации и коррекция этих процессов).
  3. Кумулятивная функция — хранение, документализация и систематизация учебной и учебно-методической информации (фото и видеотеки, накопление/сохранение/передача информации с помощью средств вычислительной техники).
  4. Научно-исследовательская (преобразование информации обучаемым с исследовательской целью).

Заметим, что не все функции могут быть присущи тому или иному ТАСО в полном объеме.

ТАСО должно решить следующие задачи в педагогической деятельности:

  1. Разнообразить методы и формы обучения.
  2. Максимально расширить количество и доступность различных источников информации.
  3. Представить материал в более качественном отношении.
  4. Обеспечить удобство получения информации.
  5. Разнообразить и ускорить процесс познания изучаемых дисциплин.
  6. Поднять общекультурный уровень обучаемых.
  7. Способствовать эстетическому развитию обучаемых.
  8. Повысить готовность учащихся различных возрастных групп к самообразованию в контексте принципов непрерывного образования.
  9. Уменьшить противоречие между возрастающим потоком информации и ограниченным временем на ее изучение.
  10. Способствовать воспитательной работе в коллективе.

Выделяют несколько классификаций ТАСО.

В 1970-80-е фундаментальным определяющим признаком при рассмотрении ТАСО было его функциональное назначение, по которому ТАСО делились на три основных группы: информационные, контролирующие и обучающие (Карпов Г.В., Романин В.А.).

К информационным ТАСО относили: радиовещание, учебное ТВ и кино, статическую диапроекцию, лингофонное оборудование. Эти средства используются для предъявления учебной информации в рамках определенного этапа обучения, для усиления наглядности изучаемой информации при различных формах учебной деятельности и на современном этапе могут быть реализованы так же средствами вычислительной техники.

Контролирующие ТАСО предназначены для определения степени и качества усвоения учебного материала. Существуют в двух формах: индивидуальный и групповой контроль. Сегодня, как правило, представляют собой компьютерную тестирующую программу.

Обучающее ТАСО выступает как разновидность компьютерных автоматизированных обучающих систем, формой выражения которой является функционально взаимосвязанных набор подсистем учебно-методического, информационного, математического и инженерного обеспечения, предназначенный для оптимизации процессов обучения в различных формах и работающий в диалоговом режиме коллективного использования, Применение таких взаимосвязанных систем в учебном процессе позволяет решить ряд фундаментальных проблем: индивидуализация обучения в условиях массовости образования, развитие творческой активности и способности обучающегося к познавательной деятельности, унификация учебного материала. Данная разновидность ТАСО делится на следующие виды: «линейные», «разветвленные» и «комбинированные». «Линейные» не зависят от правильности ответа по каждой порции материала. «Разветвленные» дают возможность продвигаться дальше только при условии правильного ответа. Если ответ ошибочный, обучаемый возвращается программой к предыдущему материалу до тех пор, пока не будут ликвидированы возникшие пробелы в знаниях и не получены правильные ответы при каждом предъявлении проверяющих вопросов. «Комбинированные», сочетают оба варианта.

В 1990-е базовой становится классификация по принципу устройства и работы ТАСО. В классификацию включают механические, электрические и электронные устройства, которые использует преподаватель для передачи информации и контроля знаний обучаемых (Дрижун И.Л).

Современные классификации ТАСО разнообразны:

  1. По роду обучения (индивидуальное, групповое и потоковое использование).
  2. По логике работы (с линейной, разветвленной и аддаптивной программой работы).
  3. По характеру воздействия на органы чувств (визуальные, аудиосредства, аудиовизуальные).
  4. По характеру предъявления информации (экранные, звуковые, экранно-звуковые).
  5. По принципу устройства и работы (механические, электромеханические, оптические, звукотехнические, электронные, комбинированные).

Выделим ряд требований, которые должен соблюдать преподаватель при использовании ТАСО:

  1. Находить рациональное применение, как отдельным видам средств обучения, так и их сочетаниям.
  2. Предъявить оптимальное качество учебного материала, используя оптимальное средство.
  3. Для эффективного усвоения необходимо организовать восприятие.
  4. Соблюдать строгое логическое построение, последовательность и предельную ясность при демонстрации рассматриваемых предметов, явлений или процессов.
  5. Обращать внимание учащихся на самые важные, существенные признаки предметов, явлений или процессов.
  6. Выделять главное в содержании информации, исключить из визуального и звукового ряда посторонние предметы и звуки.
  7. Соотносить длительность показа и разъяснение отдельных фрагментов учебного материала с их сложностью и значимостью в изучаемой теме, а так же с психологическими особенностями восприятия.
  8. Не допускать перегрузки занятия экранно-звуковыми средствами.
  9. Приучать учащихся к самостоятельной работе с применением новейших ТАСО, умению извлекать с их помощью нужный учебный материал, осмыслять и перерабатывать его.
  10. Опережать контингент учащихся в части освоение новейшей техники и современных средств обучения.

Таким образом, ТАСО экономят учебное время, энергию преподавателя и учащихся за счёт уплотнения учебной информации и ускорения темпа, обладают информационной насыщенностью, возможностями преодолевать существующие временные и пространственные границы и глубокого проникновения в сущность изучаемых явлений и процессов, выразительностью, богатством изобразительных приёмов, эмоциональной насыщенностью. Эффективность использования ТАСО напрямую зависит не только от точного определения его места в системе обучения, но и от того, насколько рационально организована структура занятия, как согласованы учебные возможности ТАСО с задачами обучения.

Читайте также

Список литературы

  1. Векслер В.А. Содержание и организация обучения взрослых основам информационных технологий в системе дополнительного образования: региональный аспект: дис. … канд. пед.наук: 13.00.08. – Комсомольск-на-Амуре, 2009.
  2. Дрижун, И.Л. Технические средства обучения в химии. — М.,1989.
  3. Карпов, Г.В., Романин, В.А., Технические средства обучения и контроля, 2 изд., - М., 1972.
  4. Носкова, Т.Н. Аудиовизуальные технологии обучения в непрерывном образовании. - СПб., 1997.
  5. Фролов, Илья Николаевич. Методология применения современных технических средств обучения : учебно-методическое пособие / Фролов И. Н., Егоров А. И. - Москва : Акад. Естествознания, 2009 (Пенза: Тип. ИД "Акад. Естествознания"). - 57 с.
  6. Ширшов, Е.В. Информационно-педагогические технологии: словарь. – Ростов-н/Д. – 2006.

Цитировать

Векслер, В.А. Дидактические особенности использования технологических и аудиовизуальных средств обучения в образовательном процессе / В.А. Векслер. — Текст : электронный // NovaInfo, 2018. — № 77. — С. 319-323. — URL: https://novainfo.ru/article/14618 (дата обращения: 09.08.2022).

Поделиться