В настоящее время правоотношения и ответственность в области административного права затрагивает различные слои граждан, в том числе и несовершеннолетних. Привлечение к административной ответственности несовершеннолетних имеет ряд особенностей, которые определены административно-правовым статусом несовершеннолетних.
Исходя из этого в российской правовой науке одной из проблем, является выявление и изучения правового статуса несовершеннолетних. Поэтому следует отметить то, что в теории государства и права выделяют несколько видов правового статуса, выделяют специальный и индивидуальный правовой статус, так под специальным статусом подразумевается статус лица принадлежащего к определенной категории граждан. Несовершеннолетние, обладают именно таким специальным статусом, то есть за ними закреплены особые права и ограничения.
Следует, обозначит то, что сам правовой статус несовершеннолетних имеет отличительную особенность от правового статуса других граждан, которая выражается в возрасте субъекта правовых отношений.
Анализируя правовой статус несовершеннолетних, стоит отметить то, что он закреплён как в российском законодательстве, так и в международно – правовых актов, поэтому необходимо более подробно рассмотреть некоторые из них.
Из международно-правовых актов нам широко известна главный нормативно-правовой документ, в котором зафиксированы права ребёнка на международном уровне, данным документом является Конвенция о правах ребёнка принятая в 1989 году. Обратимся к преамбуле Конвенции, в которой устанавливается то, что ребёнок, ввиду своей физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, а также включая надлежащую правовую защиту. Из статьи 1 Конвенции мы видим, что ребёнком принято считать лицо, не достигшее восемнадцати летнего возраста[1].
Так же в российском законодательстве правовой статус несовершеннолетних определяется возрастными особенностями, данное обстоятельство зафиксировано в статье 54 Семейного кодекса РФ, в которой ребёнком признаётся лицо, не достигшее 18 лет [2].
Но не смотря на это сам «правовой статус несовершеннолетнего» законодателем в полной мере ещё не определен, поэтому данное обстоятельство позволяет учённым различным образом раскрывать его содержание, а также классифицировать по определённым критериям, таким как: отраслевому (гражданско-правовой, семейно-правовой, административно-правовой и т.д.), возрастному (особые статусы малолетнего и несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет), данные критерии зависят от объёма дееспособности [3].
Помимо административно-правового составляющего статуса несовершеннолетнего, следует рассмотреть гражданско – правовое и семейно-правовое составляющее.
Так в Гражданском кодексе РФ, выделяются 2 группы несовершеннолетних таких как, малолетний - это несовершеннолетний, не достигшие 14 летнего возраста; и несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет.
В юридической литературе высказана точка зрения, что за несовершеннолетними от 14 до 18 лет, необходимо закрепить термин «подросток».
В связи с этим обстоятельством, необходимо обратить внимание на статью 21 часть 1 Гражданского кодекса РФ, в которой говорится о том, что «способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста.»[4].
Так же наряду со статьёй 21 частью 1 ГК РФ, следует отметить статью 1048 ГК РФ, а именно пункт 2 указанной статьи, в котором обозначены обстоятельства дающие права привлечь к ответственности несовершеннолетнее лицо совершившее вред или проступок, к таким обстоятельствам относятся нахождение несовершеннолетнего в алкогольном или наркотическом опьянении.
Следует отметить, что нормы российского законодательства, которые посвящены непосредственно правам несовершеннолетних, закреплены в СК РФ.
Что касается административно-правового статуса несовершеннолетних, то его следует раскрыть через его составляющие элементы. Многие исследователи, которые занимались изучением административно-правового статуса несовершеннолетних и его элементов, подходят к пониманию данного вопроса не однозначно. Так ряд исследователей определяют такие элементы как: права и свободы, дилектоспособность несовершеннолетнего.
Рассмотрев и проанализировав некоторые работы исследователей, можно выделить одну общую черту, которой являются административные права и свободы несовершеннолетних, данная черта является центральным компонентом административно-правового статуса несовершеннолетнего лица. Ещё одним немало важным элементом являются гарантии обеспечения административных прав и свобод несовершеннолетних.
Необходимо отметить статью 2.3 КоАП РФ, в которой утверждено то, что административной ответственности подлежит лицо, которое на момент совершения административного правонарушения достигло шестнадцатилетнего возраста.
С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних (ст.2.3. п. 2. КоАП РФ)[5].
Исходя, из выше сказанного можно сделать следующий вывод, правовой статус несовершеннолетнего определяется не отдельной отраслью законодательства, а определяется межотраслевым институтом, включающим систему норм, как российского законодательства, так и международно-правовых норм, которые регламентируют права, свободы и обязанности человека с рождения до достижения восемнадцатилетнего возраста.