Ставя вопрос о природе человека, люди во все времена предполагали наличие нечто такого, что составляет его сущность. Никто не сомневался в специальной природе человека, но при этом высказывались самые разные мнения, о ее содержании.
У каждого человека есть свой внутренний мир, свои потребности, личностные ценности, которые придают смысл всему, с чем человек сталкивается. Основная потребность человека - самоактуализация или стремление к самосовершенствованию и выражение самого себя.
Самоактуализация - это атрибут самого существования человека. Необходимо понять, что же влияет на самоактуализацию человека и какую же личность можно считать самоактуализирующейся. К. Альдерфер трактует самоактуализацию как потребность развития – стремления к совершенствованию, развитие своей социальной и индивидуальной компетентности, максимально возможное использование своего потенциала на благо общества и самого себя. В отличие от Маслоу, Альдерфер отрицал иерархическое строение потребностей и необходимость их строго последовательного удовлетворения. К.Роджерс понимает самоактуализацию как созидательную тенденцию бытия, которая присуща человеку, она выражается в способности создавать и преобразовывать себя. Самоактуализация соотносится со здоровым, полноценным развитием человека [5].
Р.Ассаджоли рассматривал самоактуализацию как психический рост и созревание, пробуждение и проявление скрытых возможностей человека [3]. К. Хорни считала, что каждый человек обладает способностями, которые дремлют в глубине его сознания. В каждом человеке заложено естественное стремление к самореализации, желание развиться как личность, стремление стать человеком сильным и цельным.
В отечественной психологии В.В.Лапик определяет самоактуализацию как актуализацию человеком себя самого: он сам развивает свои способности, сам определят свои жизненные цели, сам их реализует и контролирует, сам отвечает за все, не перекладывая ответственность на других людей [2].
Самоактуализация связана с человеческой потребностью в самореализации, означающей, что люди испытывают потребность и стремятся к осуществлению того, что они, вероятно, могут осуществить.
Важным условием движения к самоактуализации является опыт межличностных отношений (в первую очередь, отношения с близкими, значимыми людьми).
Самоактуализационная деятельность – элемент жизни человека, требующий сознательной, целенаправленной активности, и поэтому не может связываться с ранними этапами жизни. Это удел «зрелого человека».
Находясь в периоде зрелости, человек создает свою семью, которая становится для него средством самоактуализации.
В настоящее время очень мало работ, посвященных самоактуализации личности в условиях семьи и брака. Н.Нечаева, изучая ценностные структуры сознания женщин и мужчин, отмечает, что они различны: семья и любовь - главные ценности в сознании первых, работа и самореализация вне семьи – в сознании вторых [1].
Д. А. Леонтьев говорил о том, что самоактуализация женщины идет путем реализации себя в форме личностных вкладов в других людях. Гендерная роль женщины неразрывно связана с материнством, как одним из способов реализации себя в другом человеке – ребенке.
Наряду с изменениями, происходящими в процессе развития общества, происходит ускорение процесса развития личности женщины в семейной и в профессиональной сферах. Все больше женщины начинают занимать руководящие позиции, реализовываясь и самоактуализируясь в профессии, и все меньше отводится внимание пониманию современной женщиной своей роли в семье.
Женщина уклоняется от своего главного предназначения - дарить жизнь, быть хозяйкой и женой. При совмещении семейных и вне семейных ролей возникает целый ряд конфликтов и тревог: женщины обеспокоены тем, что вынуждены доверять воспитание своих детей другим людям нанося при этом эмоциональный ущерб своим детям, с другой стороны время и энергия, которые тратятся на семью мешают их профессиональной деятельности, что их брак страдает от всего этого, что их физические и эмоциональные ресурсы напряжены до предела, что они не успевают выполнить намеченное.
Хорошая семья – важная предпосылка полноценной жизни, с которой связывается понятие «успех», самоактуализация.
При удачном выборе супруга брачно-семейные отношения могут способствовать самореализации, самоактуализации женщины.
Материнство также может являться сферой самоактуализации современной женщины при условии, что оно является для женщины ведущей ценностью и призванием.
К сожалению, современное общество не видит в материнстве ведущей ценности. Как отмечает Л.Б. Шнейдер, существуют некоторые особенности развития материнства в современных условиях, в результате чего оно занимает незначительное место в иерархии ценностей женщины, оттесняется иными ценностями: профессиональными, поисками материального благополучия и др. И женщина, поддаваясь влиянию общества, теряет свое истинное предназначение в реализации других целей, более желаемых обществом [4].
Анализ литературы не дает однозначного ответа на вопрос: «Какую роль в самоактуализации женщины играет ее семейная деятельность?» В настоящее время фактически нет исследований, которые бы занимались данным вопросом. Возрастает интерес к проблематике – на основе чего происходит самоактуализация современной женщины в условиях семьи. На основании вышеизложенного можно констатировать, что роль семейной деятельности в самоактуализации женщины остается недостаточно изученной.