Профилактика аддитивного поведения ( на примере интернет-зависимости)

NovaInfo 43, с.358-362
Опубликовано
Раздел: Психологические науки
Просмотров за месяц: 0
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассмотрены психологические особенности лиц с аддитивными формами поведения (на примере интернет-зависимости), представлены пути коррекции данного поведения.

Ключевые слова

Я-КОНЦЕПЦИЯ, АДДИКЦИЯ, АДДИТИВНЫЕ ФОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ, ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ

Текст научной работы

Интернет-зависимость оказывает сильное влияние на личность человека. Учитывая, что количество людей, попадающих в эту зависимость, растет с каждым днем, они представляют наибольший интерес для научных исследований, а сама проблема, несомненно, актуальна.

На данный момент интернет-зависимость не является болезнью. Данное явление рассматривается психологами как явление. За границей эта проблема изучается уже более 20 лет. Основателями психологического изучения феноменов зависимости от Интернета считаются клинический психолог К. Янг и психиатр И. Гольдберг. Впервые этот термин был предложен И. Гольдбергом, Под данной формулировкой он понимал «расстройство поведения в результате использования Интернета и компьютера, которое отрицательно воздействует на бытовую, учебную, социальную, рабочую, семейную, финансовую или психологическую сферы деятельности человека [3]. Сегодня интернет-зависимость понята как желание войти в Интернет, находясь в off-line, и невозможность выйти из Интернета, находясь в on-line [4].

Каждый день число научных исследований, посвященных данному виду зависимости, растет. В этих исследованиях дается описание интернет-зависимости с точки зрения разнообразных психологических направлений и школ, также исследуются связь данного вида зависимости с другими видами зависимости, а также возможные его последствия.

Можно выделить следующие психологические особенности лиц с аддиктивными формами поведения ( по Б. Сегал) :

  • снижение переносимости трудностей повседневной жизни, наряду с хорошей переносимостью кризисных ситуаций;
  • скрытый комплекс неполноценности, сочетающийся с внешне проявляемым превосходством;
  • внешняя социабельность, сочетающаяся со страхом перед стойкими эмоциональными контактами;
  • стремление говорить неправду;
  • стремление обвинять других, зная, что они невиновны;
  • стремление уходить от ответственности в принятии решений;
  • стереотипность, повторяемость поведения;
  • зависимость;
  • тревожность [4, с. 8].

В индивидуальной беседе с самим обследуемым и с его родственниками, друзьями, знакомыми можно выяснить, насколько человек вовлечен в интернет-зависимость, на какой стадии он находится. Правильная диагностика компьютернозависимого поведения также зависит и об осведомленности учителей, психологов, родителей, социальных работников о симптомах компьютерной зависимости. К ним относятся:

  • нежелание отвлекаться от игры, интернета, компьютера;
  • раздражение, злость, агрессия при вынужденном отвлечении;
  • различные материальные вложения в интернет, игры;
  • постоянное обновление программ;
  • пренебрежение домашними делами, учебой, здоровьем;
  • притупление физиологических потребностей (сон, пища, гигиена, сексуальные контакты);
  • злоупотребление кофе, чаем, психостимуляторами;
  • ощущение эмоционального подъема во время работы с компьютером, пребывания в интернете [5].

В любом случае психологическая работа должна строиться на доверии, открытости, принятии и понимании клиента. В противном случае, человек не пойдет на контакт, и работа будет мало продуктивна.

Во всех случаях выявления зависимости работа должна вестись дифференцированно, с учетом длительности влияния компьютерной адддикции и проявлений поведения.

В настоящее время не существует универсального, общепринятого способа избавления от интернет-зависимости. Однако поскольку интернет-аддикты имеют проблемы в межличностном взаимодействии и социальной адаптации, предпочтительнее групповые формы работы. Несмотря на то, что каждый случай интернет-зависимости по-своему уникален, существуют и проблемы, общие для всех или большинства аддиктов, что делает групповые занятия еще более необходимыми.

Исходя из основных, наиболее распространенных проблем интернет-аддиктов, коррекционная работа идет в следующих направлениях:

  1. формирование устойчивой и позитивной самооценки, уверенности в себе;
    • развитие коммуникативных навыков и восстановление межличностных отношений:
    • ориентация на благоприятные межличностные отношения;
    • адекватное восприятие критики;
    • умение слушать и понимать собеседников;
  2. самопознание:
    • способность к самоанализу;
    • знание своих слабых и сильных сторон и умение компенсировать и использовать их соответственно;
    • способность к критическому восприятию действительности;
    • умение прогнозировать;
    • развитие рефлексии;
  3. развитие навыков самоконтроля и саморегуляции:
    • осознанное целеполагание;
    • ответственность;
    • умение решать свои проблемы самостоятельно, не перекладывая их решение на других;
  4. социально-психологическая адаптация: повышение стрессоустойчивости, активности [1, с. 23].

Недостаточная эффективность профилактических и коррекционных программ обусловлена тем, что родственники пользователей и сами пользователи компьютеров не расценивают признаки, характеризующие риск развития компьютерной зависимости, как предболезненное состояние и обращаются к специалистам только на этапе уже сформированной компьютерной зависимости.

Потому так важна в данном вопросе профилактическая работа. Особое значение приобретают адекватные формы и методы работы. От того насколько верно они будут подобраны, зависит успех профилактической и коррекционной работы. К наиболее эффективным формам профилактической работы можно отнести - тренинговые занятия, анкеты, семинары, проекты, ролевые игры [3].

Родители не достаточно осведомлены как о первых признаках формирующейся зависимости, так и о профилактических мерах, направленных на ее предотвращение. Без поддержки и понимания семьи работа может быть очень затруднена. Без взаимной работы психолога и членов семьи сложно выработать у человека собственную позицию, умение избирать приоритеты, принимать решения, определять значимость своих поступков, брать на себя ответственность, в конечном итоге, изменить свою жизнь, найти свое дело и преодолеть свою зависимость.

Психолог может помочь родителям, членам семьи осознать важность и необходимость специальной работы с зависимым человеком. Для этого можно использовать индивидуальную работу, проводить семинары, тематические встречи, объяснять, что увлечение компьютером - это не просто слабость, а может стать серьезным заболеванием.

В профилактике компьютерной зависимости полезно использовать некоторые стратегические варианты - формирование позитивной Я-концепции, социально-ценностных поведенческих норм, учить правилам эффективного общения.

Подростковый возраст является тем периодом, когда дети подвержены риску стать зависимыми. Остановимся на мерах профилактики и коррекции интернет - зависимости в этом возрасте. Специалисты рекомендуют родителям использовать следующие стратегии для профилактики развития компьютерной зависимости у подростков:

  1. обязательно показывать личный положительный пример. Важно, чтобы слова не расходились с делом. Если родители говорят, что можно находиться за компьютером не более получаса в день, то и сами не должны проводить за ним несколько часов в день;
  2. ограничить время, проведенное за компьютером. Объяснить свою позицию, что компьютер - это не право, а привилегия и общение с ним обязательно контролируется родителями. При этом резко запрещать работать с компьютером, находиться в сети - нельзя, особенно, если ребенок склонен к зависимости. Стоит следить, чтобы в будние дни это было два часа, в выходной день - три часа и обязательно с перерывами;
  3. рассмотреть другие варианты досуга, можно попробовать составить список дел, чем можно заняться в свободное время. Желательно, чтобы это был совместный семейный досуг: настольные игры, походы в кино, прогулка в парке, на природе, поделки и т.д. Для подросткового возраста характерен поиск себя в мире. Клубная работа - спортивные секции, художественные кружки, дополнительное образование, факультативы; кружки уменьшают запас свободного времени и увеличивают количество заданий, которые требуют, не только времени, но и занимают внимание подростка. Временное или частичное трудоустройство молодого человека поможет найти свое предназначение в жизни;
  4. можно использовать компьютер в целях эффективного воспитания, как поощрение за какое-либо сделанное дело;
  5. следить за тем, в какие игры играют дети. Некоторые игры могут привести к страхам, агрессивности, раздражительности, потере сна [2].

Если родители сами не могут справиться с проблемой, то необходимо обратиться к психологу или в специализированные центры.

Можно сказать, что профилактика аддиктивного поведения приобретает особенную значимость в подростковом возрасте. Но особенно нужно уделять внимание тем, у кого уход от реальности еще не нашел своего яркого выражения, кто только начинает усваивать аддиктивные патерны поведения в тяжелых спорах с потребностями среды, кто потенциально может быть вовлечен в разные виды аддиктивной реализации.

Итак, интернет - зависимость является одним из видов аддиктивного поведения. Суть аддиктивного поведения заключается в том, что, стремясь уйти от реальности, люди пытаются искусственным путем изменить свое психическое состояние, что дает им иллюзию безопасности, восстановления равновесия. Аддиктивное поведение представляет собой серьезную угрозу для здоровья (физического и психического) не только самих аддиктов, но и тех, кто их окружает. Значительный ущерб наносится межличностным отношениям. Среди наиболее значимых факторов, способствующих развитию аддикции - психологические и социальные. К ним мы можем отнести кризисные явления во многих сферах общественной жизни современного общества, непростые социально-экономические условия, резкую смену привычных стереотипов и ситуацию на рынке труда.

Развитию интернет - зависимости способствует его специфика - удобство, доступность, возможность принять на себя другую роль.

Проблема влияния компьютера на человека очень обширна и многогранна. Интернет - технологии, в последнее время, захватывают все большее количество людей. С одной стороны, это сопряжено с восхищением общества по поводу возможностей компьютера. С другой стороны, высказываются мнения, что занятия с компьютером - это своего рода зависимость, которая выражается в чувстве мнимого превосходства над окружающими, оскудении эмоциональной сферы и т.п.

Как в случаях с другими аддикциями, коррекционная работа при Интернет-зависимости и склонности к ней - трудоемкий, длительный и напряженный процесс, однако работы в этом направлении должны пользоваться приоритетом, поскольку грядущий вред от Интернет-зависимости трудно переоценить.

Также грамотно построенная психотерапевтическая и коррекционная работа может помочь в данном вопросе, главное, помнить: что компьютерная зависимость - это серьезная проблема, которую в одиночку будет трудно решить.

Читайте также

Список литературы

  1. Абдрашитова Т.А. Девиантное поведение молодежи и эффективность психологического консультирования // Вестник университета «Кайнар». - 2005. - № 2-3. - С. 66-70
  2. Арымбаева К. Социально-педагогический подход к пониманию девиантного поведения // Поиск. Серия гуманитарных наук. - 2006. - № 4. - С. 296-307
  3. Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика. - М.: Московский психосоциальный институт, 2003. - 240 с.
  4. Гурьева Л.П. Психологические последствия компьютеризации: функциональный, онтогенетический и исторический аспекты // Вопросы психологии. - 1993. - № 3. - С. 5-16
  5. Дрепа М.И. Психологический портрет личности интернет-зависимого студента // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2009. - № 4. - С. 75-81

Цитировать

Заец, Н.А. Профилактика аддитивного поведения ( на примере интернет-зависимости) / Н.А. Заец. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 43. — С. 358-362. — URL: https://novainfo.ru/article/5158 (дата обращения: 29.01.2022).

Поделиться