Теория самоактуализации личности обучающегося

№41-3,

психологические науки

В статье представлены результаты исследования о возможностях формирования личностного роста, реализации творческого потенциала обучающихся Башкирского государственного аграрного университета.

Похожие материалы

Согласно теории самоактуализации Абрахама Маслоу, самоактуализировавшийся человек – это обычный человек, который в полной мере использует свои таланты, способности и возможности. Эти свойства, как характерные черты индивида, закладываются в своей модели развития еще до этапа полного взросления, в частности, в «школьный» период жизни человека, но в особенности, в интересующий нас период студенчества.

Студенчество – один из самых ярких периодов жизни человека, и в некотором отношении, студенты представляют собой особую категорию людей. В социально-психологическом смысле они характеризуются стремлением ко всему новому, гибкостью мышления, социальной адаптации, умением приспособиться к меняющимся реалиям студенческой жизни [8]. Быстрым расширением кругозора, связанным с самим учебным процессом. Нас интересовало выяснить, насколько выражены именно в студенческой среде, там, где молодые люди в большинстве своем не имеют ярко выраженных проблем с обеспечением своих первичных (по А. Маслоу) фундаментальных потребностей (в пище, жилище, безопасности), потребности высшего порядка. Творчество, самореализация, – в какой степени актуализированы для них эти понятия?

Мы провели опрос среди обучающихся Башкирского государственного аграрного университета очной формы обучения. Под выборочное наблюдение попали 300 человек, были представлены обучающиеся всех факультетов. Наблюдение показало следующие результаты: ощущение в себе творческого процесса, направленного в различные сферы своей жизни, в той или иной степени, характерно всего лишь примерно для трети студентов [8]. Отметим, что на данный показатель не влиял ни возраст респондента, ни его пол, ни национальная принадлежность. Как следует из результатов исследования, главный неприятель обучающихся на пути к саморазвитию это лень, пассивность, инертность. А ведь ленивый обучающийся не будет преуспевать в учебе. Он не исполнителен, с его стороны нет инициативы. Показателем низкой степени самоактуализации личности, многих, как выяснилось, также является низкая осведомленность о событиях культуры и политики, у большинства отсутствует интерес ко многим острым общественнозначимымым проблемам. Пассивные студенты не только не понимают процессов, протекающих в мире и обществе, но и вовсе не следят за происходящими событиями, как в масштабе университета, так и в масштабе своей страны. Представляющую общую закономерность.

С ростом актуализаций высших потребностей личности растет и умение ценить свои и чужие достоинства, повышается самоуважение, потребность в созидательной деятельности. Такие личности открыты для общения. Это люди, которые, не живут своими низшими потребностями, а стремятся к самореализации в духовной сфере [8]. Их культурная жизнь предполагает участие в самых разных культурно-массовых, спортивных мероприятиях, их досуг не столько компьютерные игры и социальные сети, сколько чтение, посещение кино, театра. Следует отметить, что обычная книга все быстрее теряет свою популярность, уступая место электронным источникам информации, а это по оценкам многих психологов отрицательно влияет на развитие личности.

У человека в идеале должно формироваться новое мировоззрение, способствующее раскрытию его творческого потенциала и личностного роста. И первым необходимым условием для этого является воспитание в себе привычки эффективно использовать свое время, а также устойчивая активная жизненная позиция и формирование в себе творческого отношения к решению поставленных задач.

Сегодня у обучающихся есть все возможности превратить пассивный образ обучения в очень яркую и динамичную деятельность. В Башкирском государственном аграрном университете есть все возможности для личностного роста, а именно различные кружки, спортивные секции, центр эстетического воспитания, постоянно организуются спортивные соревнования, спартакиады, есть возможность посетить обучающие семинары по различным программам, а также получить дополнительное профессиональное образование в форме повышения квалификации и переподготовки.

Безусловно, для этого необходимо иметь высокий уровень притязаний самих обучающихся, стремление к реализации своих возможностей и творческого потенциала. Однако обучающиеся не всегда используют выпадающие им возможности.

Список литературы

  1. Евстифеев, А.С. К вопросу о понятии конституции в конституционном праве РФ (историко-правовой аспект) /А.С.Евстифеев, Р.А. Иксанов// Студенческий научный форум – 2015: VII Международная студенческая электронная научная конференция, электронное издание. 2015.
  2. Иксанов, Р.А., Соотношение традиционного и личностно-ориентированного подхода в условиях современного российского образования /Р.А. Иксанов, Е.Р. Насибуллина// NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1. № 32. С. 237-239.
  3. Кузнецова, А.Р. Повышение качества и уровня жизни работников сельского хозяйства /А.Р. Кузнецова, Р.Р. Саитова// Международный сельскохозяйственный журнал. 2006. № 3. С. 30-31.
  4. Кузнецова, A.P. Проблемы формирования и использования кадрового потенциала аграрного сектора /А.Р. Кузнецова// Агро XXI. 2007. № 10-12. С. 3-5.
  5. Кузнецова, А.Р. Регулирование использования и воспроизводства кадрового потенциала аграрного сектора /А.Р. Кузнецова// АПК: Экономика, управление. 2007. № 11. С. 34-36.
  6. Кунгурцева, Г.Ф. Роль физкультуры и спорта в формировании личности /Г.Ф. Кунгурцева, И.Г. Мухамадеев// Современный мир: экономика, история, образование, культура сборник научных трудов. Уфа, 2005. С. 129-131.
  7. Мухамадеев, И.Г. Цель - формирование здоровой личности /И.Г. Мухамадеев, Г.Ф. Кунгурцева// Современный мир: экономика, история, образование, культура сборник научных трудов. Уфа, 2005. С. 291-293.
  8. Мухаметгалиева, Ч.И. Теория самоактуализации личности студента и студенческая жизнь /Ч.И. Мухаметгалиева// Студент и аграрная наука: Материалы VIII студенческой научной конференции. Уфа, Башкирский ГАУ, 2014. С. 137-139.
  9. Назаров, Т.З. Реальность социальная и социологическая: методико-методологический аспект преподавания дисциплины в вузе /Т.З. Назаров// Традиции и перспективы социогуманитарного дискурса в Центральном Казахстане: Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 20-летию факультета философии и психологии КарГУ им. академика Е.А. Букетова. 2015. С. 280-283.
  10. Семенова, Л.М. Взаимодействие власти и интеллигенции в XX веке /Л.М. Семенова// Культура и власть III Всероссийская научно-практическая конференция: сб. ст.. под ред. В.А. Власова. Пенза, 2005. С. 15-18.
  11. Ураев Р.Р. Совершенствование кадрового состава системы пенсионного обеспечения /Р.Р. Ураев// Вестник Башкирского государственного аграрного университета. 2012. № 4 (24). С. 92-93.
  12. Ураев, Р.Р. Образование как институт социализации современной молодежи /Р.Р.Ураев, Е.С. Сабирова// Молодежная политика и общественное развитие в России и ее регионах: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Учреждение Российской академии наук, Институт социально-экономических исследований Уфимского научного центра. Уфа, 2009. С. 125-128.