Культура и субкультура

NovaInfo 44, с.211-213, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Философские науки
Просмотров за месяц: 4
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассматривается природа и функции культуры и субкультуры. Обращается внимание на понятие «контркультура», под которым понимается противостоящая культуре субкультура

Ключевые слова

КОНТРКУЛЬТУРА, СУБКУЛЬТУРА, КУЛЬТУРА

Текст научной работы

Слово «культура» происходит от латинского «cultura». Культура есть способ жизнедеятельности человека, отличительная особенность которого в том, что все многообразие предметов и явлений материального и духовного мира перед человеком предстает в виде ценностей. Усвоение культуры осуществляется с помощью научения. Культуре обучаются. Поскольку она не приобретаема биологическим путем, каждое поколение воспроизводит её и передает следующему поколению. Этот процесс является основой социализации. В результате усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходят формирование личности ребенка и регулирование его поведения. Если бы процесс социализации прекратился в массовом масштабе, это привело бы к гибели культуры. Культура формирует личности членов общества, тем самым она в значительной степени регулирует их поведение [1, с. 155].

Поскольку общество распадается на множество групп (национальных, демографических, социальных, профессиональных), то постепенно у каждой из них формируется собственная культура, то есть система ценностей и правил поведения. Малые культурные миры называют субкультурами. У одного языка бывает несколько диалектов. Группы, говорящие на разных диалектах, по сути, являются субкультурами; группы, говорящие на разных языках, – различные культуры. Когда люди из двух групп, при несходстве деталей образа жизни, разделяют общие базисные ценности и потому могут общаться беспрепятственно, их культуры всего лишь варианты одной, господствующей культуры.

Субкультура – это часть общей культуры нации, в отдельных аспектах отличающаяся или противостоящая целому, но в главных чертах согласующаяся с культурой нации, которая получила название доминирующей. Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, традициями в одежде, обычаями. Различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре. Она включает ряд ценностей доминирующей культуры и добавляет к ним новые ценности, характерные только для нее. Думается, что противоречие между культурой и субкультурой является одной из форм проявления проявления противоречия между традиционными и либеральными ценностями в обществе [2; 3] . Они коренятся на мировоззренческом уровне, определяя характер мировосприятия человека и его убеждения [4].

Существует еще понятие контркультуры, которое обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит последней, находится в конфликте с господствующими ценностями (например, культура богемы). Иногда провести четкие различия между субкультурой и контркультурой затруднительно или невозможно. В таких случаях к одному явлению применяют оба названия (преступная субкультура).

Все мы подвержены глубокому влиянию со стороны субкультуры, наша индивидуальность формируются благодаря субкультурам, которые мы выбираем осознанно или нет, чтобы индивидуализировать себя. Все мы ищем «значимых других», причисляя себя к неформальным культам, кланам или группам различного характера [5]. И чем больше выбор, тем труднее поиск. В каждой субкультуре существуют свои ценности: модели поведения, этические нормы, степень рациональности, моральные установки. В этом смысле, профессиональная культура накладывает большой отпечаток на образ жизни практически каждого человека, в чем-то даже предопределяя не только круг его общения, но и манеру поведения, разговора, моральные установки.

В последнее время в обществе возникает все больший интерес к изучению профессиональных субкультур. Помимо общих причин, это объясняется еще и развитием межнациональных и межкультурных коммуникаций в сфере делового общения.

Читайте также

Список литературы

  1. Рахматуллин Р.Ю. Философия: курс лекций. Уфа: УЮИ МВД РФ, 1998. 310 с.
  2. Рахматуллин Р.Ю., Семенова Э.Р. Традиционализм и либерализм в свете философии права // Научный вестник Омской академии МВД России. 2014. № 1 (52). С. 41-44.
  3. Рахматуллин Р.Ю., Семенова Э.Р. Традиционализм и либерализм в правовом и педагогическом пространстве // Профессиональное образование в современном мире. 2014. № 1 (12). С. 19-26.
  4. Рахматуллин Р.Ю., Хамзина Д.З. Соотношение понятий «мировоззрение», «картина мира», «онтология» // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 1-2. С. 156-159.
  5. Рахматуллин Р.Ю. Личностный образец как фактор социализации // Вестник ВЭГУ. 2013. № 3 (65). С. 114-121.

Цитировать

Валиева, Н.Р. Культура и субкультура / Н.Р. Валиева. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 44. — С. 211-213. — URL: https://novainfo.ru/article/5409 (дата обращения: 11.08.2022).

Поделиться