Научная революция

NovaInfo 47, с.179-182, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Философские науки
Просмотров за месяц: 1
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассматривается феномен научной революции. Особое внимание уделяется критериям научной революции, зависимости научной революции от культуры.

Ключевые слова

НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ, КУЛЬТУРА, КАРТИНА МИРА

Текст научной работы

Научная революция – это новый качественный этап развития науки, который включает в себя радикальное и глобальное изменение процесса и содержания системы научного познания, обусловленное переходом к новым теоретическим и методологическим основаниям, к новым фундаментальным понятиям и методам, к новой научной картине мира [1]. Как правило, научная революция также связана с качественными преобразованиями физических средств наблюдения и экспериментирования, с новыми способами и методами оценки интерпретации эмпирических данных, с новыми идеалами объяснения, обоснованности и организации научного знания. Нередко она ломает старые традиции, принятые в науке, выдвигает иногда такие идеи и воззрения, которые противоречат существующей картине мира [2; 3].

Научные революции различаются по глубине и широте охвата структурных элементов науки, по типу изменений её концептуальных, методологических и культурных оснований. В структуру оснований науки входят: идеалы и нормы исследования (доказательность и обоснованность знания, нормы объяснения и описания, построения и организации знания), научная картина мира и философские основания науки. Соответственно этой структуризации выделяются основные типы научных революций:

  1. Перестройка картины мира без радикального изменения идеалов и норм исследования и философских оснований науки (например, внедрение атомизма в представления о химических процессах в начале XIX века, переход современной физики элементарных частиц к синтетическим кварковым моделям и так далее).
  2. Перестройка научной картины мира, сопровождающееся частичной или радикальной заменой идеалов и норм научного исследования, а также его философских оснований (например, возникновение квантово-релятивистской физики или синергетической модели космической эволюции).

Научная революция является сложным поэтапным процессом и содержит широкий спектр внутренних и внешних факторов, взаимодействующих между собой.

К числу «внутренних» факторов научной революции относятся: накопление аномалий и противоречий в результатах исследований и фактов, не находящих объяснения в концептуальных и методологических рамках той или иной научной дисциплины; антиномий, возникающих при решении задач, требующих перестройки концептуальных оснований теории; совершенствование средств и методов исследования, расширяющих диапазон исследуемых объектов; возникновение альтернативных теоретических систем, конкурирующих между собой по способности увеличивать «эмпирическое содержание» науки, то есть область объясняемых и предсказываемых ей фактов [4].

К числу «внешних» факторов научной революции относятся: философское переосмысление научной картины мира, переоценку ведущих познавательных ценностей и идеалов познания и их места в культуре, а также процессы смены научных лидеров, взаимодействие науки с другими социальными институтами, изменение соотношений в структурах общественного производства, приводящее к сращению научных и технических процессов, выдвижение на первый план принципиально новых потребностей людей (экономических, политических, духовных и других). В ряде случаев происходит и иное толкование эффективности научного знания, его истинности и объективности [5; 6; 7]. В частности, это связано с изменением методологических установок, принятых в научном сообществе. В качестве примера, можно привести переход от гегелевского толкования мышления, к позитивистскому и постпозитивисткому варианту его объяснения [8].

Таким образом, о революционности происходящих изменений в науке можно судить на основании комплексного «многомерного» анализа, объектом которого является наука в единстве её различных измерений: предметно-логического, социологического, институционального и других. Принципы такого анализа определяются концептуальным аппаратом гносеологической теории, в рамках которой формулируются основные представления о научной рациональности и её историческом развитии. Представления о научной революции варьируются в зависимости от выбора такого аппарата.

Так, в рамках неопозитивистской философии науки понятие научной революции фигурирует лишь как методологическая метафора, выражающая условное деление кумулятивного в своей основе роста научного знания на периоды господства определённых индуктивных обобщений, выступающих как «законы природы». Переход к «законам» более высокого уровня и смена прежних обобщений совершаются по одним и тем же методологическим канонам; удостоверенное опытом знание сохраняет своё значение в любой последующей систематизации, возможно, в качестве предельного случая (например, законы классической механики рассматриваются как предельные случаи релятивистской и так далее).

Можно и нужно говорить и о влиянии социокультурных факторов на коренные изменения с сфере науки. Так во второй половине ХХ века начинается активное использование в культуре образных представлений, выполняющих роль средств передачи информации. Думается, очень сильное влияние на этот процесс оказали новые информационные технологии, позволяющие создавать емкие и эффективные образы как средства научной коммуникации. Потребность в них была обусловлена и проблемой понимания применяемых в науке логико-символических средств [9; 10; 11].

Читайте также

Список литературы

  1. Рахматуллин Р.Ю., Хамзина Д.З. Соотношение понятий «мировоззрение», «картина мира», «онтология» // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 1-2. С. 156-159.
  2. Рахматуллин Р.Ю., Семенова Э.Р. Традиционализм и либерализм в пра-вовом и педагогическом пространстве // Профессиональное образование в современном мире. 2014. № 1 (12). С. 19-26.
  3. Семенова Э.Р. Идеи традиционализма и либерализма в философии права // Альманах современной науки и образования. 2013. № 3 (70). С. 161-163.
  4. Семенова Э.Р. Эмпирическое и теоретическое в научном познании // Вестник научных конференций. 2015. № 2-4 (2). С. 135-136.
  5. Рахматуллин Р.Ю. Истина как философская категория // Молодой ученый. 2014. № 13. С. 332-335.
  6. Рахматуллин Р.Ю. Истина как гносеологическая категория // Теоретиче-ские и прикладные аспекты современной науки. 2014. № 2-1. С. 156-157.
  7. Лукманова Р.Х., Столетов А.И. Проблема истины в философии Хайдегге-ра // Философия и общество. 2008. № 4. С. 166-174.
  8. Рахматуллин Р.Ю. Об онтологических основаниях логического мышления // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 9-2 (47). С. 148-150.
  9. Рахматуллин Р.Ю. Герменевтическая функция образа в процессе обучения // Вестник Карагандинского университета. 2012. № 4. С. 74-79.
  10. Рахматуллин Р.Ю., Семенова Э.Р. Образ как элемент педагогического пространства // Молодой ученый. 2013. № 10. С. 531-533.
  11. Семенова Э.Р., Хамзина Д.З. Образные представления в научной коммуникации // Молодой ученый. 2013. № 7. С. 504-507.

Цитировать

Шигапов, Д.Д. Научная революция / Д.Д. Шигапов. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 47. — С. 179-182. — URL: https://novainfo.ru/article/6684 (дата обращения: 30.09.2022).

Поделиться