Мы хотели бы определить актуальные проблемы в сфере водоснабжени и водоотведения в части нормирования сброса сточных вод и разработать дополнения и предложения в федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении». По сути, у нас в законе остался один основной не урегулированный, но очень важный и болезненный вопрос, связанный с нормированием сброса сточных вод. В этом плане ведется достаточно долгая, напряженная работу, а местами даже - борьба с Минприроды, Росприроднадзором за современную, правильную систему нормирования сброса сточных вод. И в Правительстве, и в экспертном сообществе есть понимание, что рыбохозяйственные нормативы – это совсем не тот принцип нормирования, который целесообразно при- менять у нас в отрасли. Недавно был изучен опыт Дании в этом вопросе. Выяснилось, что даже образцовые копенгагенские очистные сооружения рассчитаны на менее жесткие природоохранные показатели по сравнению с очистными сооружениями Москвы или Петербурга. Европейская система нормирования, к которой мы стремимся, выглядит следующим образом. Водоканал отвечает лишь за очень ограниченное количество показателей. Это, прежде всего, азот, соединения азота, фосфора, БПК, ХПК и взвешенные вещества. Анализ статистики, которую изучали в течение прошлого года, показывает, что если по этим пяти показателям водоканал справляется, то по остальным показателям он априори делает максимум того, что возможно сделать. Что касается специфических загрязнений, ответственность должна переноситься на абонентов водоканалов [4].
Если у водоканала среди абонентов есть промышленное предприятие, то именно это предприятие должно отвечать за сбросы тяжелых металлов, которые попадают на коммунальные очистные сооружения. Именно так работает система регулирования в Европейском союзе. Минприроды и Росприроднадзор утверждают, что в настоящее время они не в состоянии обеспечить контроль за всеми абонентами водоканалов. В этом есть правда [5].
За границей этот контроль обеспечивается государственными и муниципальными органами, но мы понимаем, что в настоящее время Росприроднадзор просто не имеет технических возможностей проверять всех абонентов. Макрушин А.В., исполнительный директор НП «ЖКХ Развитие» 47 Внесение изменений в закон РФ «О водоснабжении, водоотведении в части нормирования сброса сточных вод» [1] Система, о которой мы ведем переговоры с Минприроды, была сформулирована при обсуждении закона в Минэкономразвития и поддержана на совещаниях у Д.Н. Козака. Можно сказать, что это общая позиция федеральных органов исполнительной власти. Она заключается в том, чтобы крупные нарушители, которые сбрасывают большой объем загрязнений в систему канализации, получали индивидуальные разрешения. При этом остальные абоненты, в стоках которых нет значительных превышений по концентрации и по массе загрязняющих веществ, должны нормироваться по единым правилам, единому порядку, по единым нормативам. Сейчас у нас в законодательстве прописан критерий величины загрязнителя – это 200 кубических метров в сутки сброса сточных вод. Он требует пересмотра в ближайшее время [5].
Крупные загрязнители – это, прежде всего, те предприятия, которые сбрасывают много загрязнений по массе. Они должны будут выходить на некий индивидуальный уровень отношений с органами природоохранного контроля и надзора. В этом плане нормирование водоканала должно ограничиваться, прежде всего пятью показателями. По остальным показателям водоканал должен получать лимиты на сброс загрязняющих веществ. Кроме того, нам предстоит перейти к технологическому нормированию сброса сточных вод. Коммунальные очистные сооружения будут включены в перечень отраслей, которые будут подлежать нормированию в соответствии с принципами наилучших доступных технологий – это содержится в постановлении, которое сейчас выпускает Минпромторг. Должна выдерживаться технологическая цепочка. В некоторых городах имеет смысл делать очень глубокую очистку сточных вод, а где-то это просто не имеет ни природоохранного, ни экономического смысла. Поэтому необходимо выстроить четыре ступени биологической очистки: это биологическая очистка, глубокая биологическая очистка, удаление из сточных вод основной массы азота и фосфора и доочистка сточных вод. В соответствии с этими четырьмя технологическими ступеньками должны быть утверждены планы по снижению сбросов, и утверждены сроки реализации каждого из этих технологических этапов. Соответственно, на период реализации этих мероприятий водоканалы должны получать лимиты, не платить штрафы, а засчитывать все инвестиции в счет строительства очистных сооружений. На наш взгляд, эта система нормирования обеспечивает баланс интересов промышленности и абонентов [1].
Думается, что решение вышеназванных проблем посредством внесения в федеральный закон 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» соответствующих дополнений и изменений сделало бы его еще более полезным и эффективным.