Актуальность статьи заключается в том, что в последнее время продолжает прослеживаться тенденция к сокращению количества банков в России. После краха владельцы и руководители банков жаловались на негласную стратегию Банка России — сокращение количества кредитных организаций в России до трех сотен. ЦБ неоднократно опровергал такую версию, но после прихода Эльвиры Набиуллиной на пост председателя Банка России в апреле 2013 года 252 банка лишились лицензий или были санированы.
В соответствии с данными Банка России по состоянию на 01.01.2016 в России действовало 733 кредитных организаций, по состоянию на 01.03.2016 их количество уже составило 718, хотя по состоянию на 01.01.2015 действовало 834 кредитных организаций, т.е. за 2015 год число участников банковской системы сократилось на 12,11%. В большинстве случаев прекращение деятельности связано с отзывом лицензии.
Аналитики ожидают, что в 2016 году продолжится сокращение числа банков и их консолидация. Банковская отрасль убыточна. За два последних года рентабельность капитала по банковскому сектору сократилась в шесть раз, без учета помощи собственников — почти в 10 раз, до 1,6%. Число убыточных банков выросло на 60%, до 206, по данным агентства RAEX.
Следствием банковской зачистки стал пересмотр политики банков на рынке межбанковского кредитования. Большинство банков сократили или закрыли лимиты МБК в конце 2014-го — начале 2015 года. И с тех пор ситуация серьезно не улучшилась. Это ведет к росту затрат на поддержание ликвидности и к уходу с рынка иногда даже относительно здоровых небольших банков, не имеющих возможности получить дополнительную ликвидность в случае непредвиденных обстоятельств.
Еще одно следствие банковской зачистки – резкий рост объемов банковского бизнеса групп, принявших активное участие в санации банков, таких как, например группа СМП-банка, принадлежащая братьям Ротенбергам, группа Бинбанка Михаила Гуцериева и Микаила Шишханова, "Открытие" Вадима Беляева и группы других инвесторов и т.д. Таким образом, происходит передел освободившейся доли рынка.
Третье следствие - падение доверия к банкам. Доверие потребителя к банкам остается самым высоким, если сравнивать с другими секторами — со страхованием, с пенсионным рынком, с управлением активами. Однако, оно существенно упало по сравнению с 2013 годом. За два года индекс доверия упал примерно на 20 пунктов. Это сильное снижение уровня доверия. И связано это, как раз, с отзывами и санациями: когда граждане регулярно узнают новости о закрытии банков, то у них создается впечатление, что рынок и дальше будет так же терять игроков, что не только те, у кого отозвали лицензию, но и те, что остались, тоже проблемные.
Обычными причинами отзыва лицензии у банка являются примерно следующие формулировки: «неудовлетворительное качество активов, неадекватная оценка рисков, неисполнение кредитной организацией федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, полная утрата собственных средств (капитала) банка».
Также не добавляет уверенности в надежности современной банковской системы России высказывания, подобные тому, что говорил генеральный директор АСВ Юрий Исаев о том, что 80% банкротств банков носят полностью криминальный либо околокриминальный характер.
Если физическим лицам сохранность вкладов хотя бы в части гарантируется государством, то как тогда поступить другим клиентам банков – юридическим лицам, которых государство обязало хранить денежные средства на расчетных счетах кредитных организаций и которые в результате банкротства банка в любой момент рискуют потерять все свои денежные средства, в результате чего, в свою очередь, не смогут исполнять обязательства перед своими работниками и контрагентами? Таким образом, сбой в работе банковской системе вызывает кризис неплатежей во всей экономике.
Считается, что деньги – это кровь экономики, а банки - ее кровеносная система. Развивая данный тезис, нужно иметь твердую уверенность в исключительной надежности банковской системы в целом и любого банка в отдельности, в сохранности сбережений граждан и организаций, в своевременности совершения расчетных операций по распоряжениям клиентов банков.
Возможно, действительно, Банк России сознательно идет по пути сокращения количества кредитных организаций в России, чтобы облегчить управление банковской системой, обеспечить ее надежность и вернуть доверие клиентов банков?