Положительное и негативное влияние компьютерных игр на психику и здоровье человека

NovaInfo 44, с.341-344, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Психологические науки
Просмотров за месяц: 20
CC BY-NC

Аннотация

Данная статья посвящена проблеме влияния компьютерных игр на психику, здоровье подростков и детей. Эта проблема рассматривается с положительной и негативной точки зрения.

Ключевые слова

ПСИХИКА, ЗАВИСИМОСТЬ, КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ, ЗДОРОВЬЕ

Текст научной работы

В наше время почти в каждой семье есть компьютер. Если раньше компьютер был непозволительной роскошью, то сейчас он является скорее необходимостью. Его используют для выполнения различных операций, таких как набор текста, поиск необходимой информации, выполнения различных работ в графических редакторах и т.п. Дети и подростки, как правило, используют компьютер для развлечения, то есть для игры в компьютерные игры. С компьютерной игрой человек взаимодействует, в отличии от фильма, книги или представления. Он не просто зритель или читатель, а участник действия. Это, как не взглянуть, влияет на него, тем более в данный момент, когда игры достигли того, что по ним проводятся соревнования, в которых команды игроков сражаются за большие денежные призы, проводятся ежегодные мероприятия с миллионами зрителей, на которых эти самые игры представляют. Игры - это отдельная большая индустрия, которая сравнялась с индустрией кино, печати и так далее.

Многие учёные, анализируя это влияние, рассматривают его как двойственное: с одной стороны, некоторые игры формируют зависимость, способствуют отстранению от общественной жизни, могут вызывать чувство одиночества. С другой — компьютерные игры в разной степени развивают координацию и сосредоточенность, сообразительность, логическое мышление, творческие способности [3].

Рассмотрим положительные моменты игр. Не все компьютерные игры одинаковы, они различаются по жанру:

  1. Шутер, различные симуляторы, аркады, квесты, ролевые игры, многопользовательские игры, требующие подключения к интернету и стратегии. Жанры аркада и симулятор просты и мало влияют на психику. В любой операционной системе от компании Microsoft есть стандартный набор игр, например, сапер, пасьянс, солитер. Они развивают логическое мышление и терпение.
  2. Квесты развивают внимательность, так как в играх данного жанра игрок должен искать решения к сложным или простым задачам.
  3. В стратегиях игроку дается, например, государство, которое он должен развить с нуля, пытаясь раздобыть нужные для этого средства и ресурсы. Данный жанр игры помогает человеку грамотно использовать свой бюджет, развивает навыки предпринимательства.

Вышеперечисленные игры имеют, как правило, цензуру и рассчитаны на детей дошкольного и школьного возрастов. Еще есть сложные командные игры-головоломки, где группе человек приходится решать задачи, используя все их способности и синхронизируя действия.

Теперь перейдем к отрицательной стороне компьютерных игр. Каждая игра имеет свой возрастной рейтинг от 0+ до 18+, но, чаще всего родители либо не знают об этом, либо не обращают внимания и их дети спокойно играют в игры, которые не подходят им по возрасту. Данные игры содержат сцены насилия, сексуальные сцены и нецензурную лексику. Обычно это игры жанра шутер и ролевая игра. Такие игры оказывают негативное влияние на развитие личности и психику детей и подростков.

Они влияют на эмоциональную сферу и социальную жизнь индивидуума. Постоянный контакт с компьютером заставляет ребенка оградится от окружающего мира и близких, и родных людей. Дети не уделяющие много внимания компьютерным играм, чаще задействованы в внеклассной деятельности и выполняют различные задания и поручения [3].

Люди, постоянно играющие в компьютерные игры сильнее подвергаются физическим и психическим расстройствам, чем те, кто этим не увлекается. Те, кто имеют симптомы компьютерной зависимости, быстро переутомляются, часто имеют боли в ногах и суставах пальцев рук. Также отмечаются ухудшение зрения, повышенная возбужденность и бессонница. Несовершеннолетние, страдающие компьютерной зависимостью зачастую склонны к агрессии, девиантному и делинквентному поведению. Особенно сильно этому подвержены дети 6-9 лет.

Зачастую, различные печатные и медийные издания, обвиняют компьютерные игры во многих подростковых проблемах, таких как агрессия, склонность к насилию, замкнутость, но даже многочисленные социологические исследования не могут с точностью утверждать, что это так.

Обратимся к статистике. Согласно сведениям, которые приводит Фонд «Общественное мнение» (ФОМ), в РФ более трети подростков в возрасте 14–17 лет играют в компьютерные игры. Из них 75,5 % подростков от 14 до 17 лет пользуются интернетом, причем их пользовательский опыт составляет примерно 2 года. Итак, 41 %, или 3,2 млн. подростков 14–17 лет пользуются интернетом, чтобы иметь возможность пристраститься к играм. Близок к этому проценту показатель подростков, играющих в онлайн-игры (а это лишь один из классов игр, хотя и популярный): 38 % [1].

По статистике среди подростков, играющих в насильственные компьютерные игры, 50 % девушек и 90 % юношей имеют индекс уровня агрессивности выше нормы (нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 плюс-минус 4). Среди подростков, не играющих в насильственные компьютерные игры, 30 % девушек и 60 % юношей имеют индекс уровня агрессивности выше нормы. Причем, у девушек наиболее выражена склонность к косвенной и вербальной агрессии (15 и 18 %), а у юношей — к вербальной и физической агрессии (20 и 17 % соответственно). В поведении подростков, увлеченных компьютерными играми, присутствует агрессия, раздражительность, вспышки гнева и другие негативные проявления. У подростков, не играющих в насильственные компьютерные игры, выше показатели чувства вины. Чувство вины — выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести. У девушек этот показатель выше на 1 %, а у юношей — на 3 % [2].

Исходя из всего выше написанного, можно сделать вывод, что родители детей и подростков должны больше уделять внимания ребенку, интересоваться его жизнью, помогать справляться с личными проблемами, а также контролировать, в какие игры играет их ребенок, устанавливать лимит времени, проводимого за компьютером и сделать подобное времяпрепровождение, в своем роде, неким бонусом за хорошее поведение, оценки и помощь по дому.

Читайте также

Список литературы

  1. Буркова В. Н. Насильственные компьютерные игры и проблемы агрессивного поведения детей и подростков / В. Н. Буркова, М. Л. Бутовская // Вопросы психологии, 2012. № 1. — 186с.
  2. Войскунский А. Е. Развивается ли агрессивность у детей и подростков, увлеченных компьютерными играми? / А. Е. Войскунский // Вопросы психологии, 2010. № 6–179с.
  3. Зимина К. И. Положительное влияние компьютерных игр на развитие подростков [Текст] / К. И. Зимина // Современная психология: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 43-45.

Цитировать

Колганова, В.М. Положительное и негативное влияние компьютерных игр на психику и здоровье человека / В.М. Колганова, С.В. Плотникова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 44. — С. 341-344. — URL: https://novainfo.ru/article/5466 (дата обращения: 12.08.2022).

Поделиться