Значение толерантности среди молодёжи

NovaInfo 44, с.252-257, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 2
CC BY-NC

Аннотация

В статье дается анализ понятия "толерантность", рассматриваются ее виды и важность ее целенаправленного формирования у подрастающего поколения.

Ключевые слова

ФОРМИРОВАНИЕ, ТОЛЕРАНТНОСТЬ, МОЛОДЕЖЬ

Текст научной работы

Проблема толерантности чрезвычайно актуальна, глобальна и многоаспектна. Обусловлено это стремительным развитием мира, отличающимся многообразием, противоречивостью и, вместе с тем, взаимозависимостью процессов и явлений. Современная социокультурная ситуация определила насущную необходимость в формировании толерантности как нормы гуманных человеческих отношений, как мировоззрения и осознанного ориентира построения взаимоотношений с окружающим миром. Воспитание в духе толерантности, прежде всего, решает задачу раскрытия смысла бытия человека в мире через понимание характера и способов его взаимодействия с этим миром. В конечном счете, речь идет о восприятии толерантности как личностно-значимой ценности. Обществом остро востребованы личности, способные проявить готовность к пониманию и сотрудничеству, терпимость к инакомыслию, осмыслению уникальности единства и многообразия культур. Все это не может оставаться без внимания науки и обусловливает различных исследований по проблемам толерантности в наши дни.

Воспитание личности, обладающей толерантностью, – одна из важнейших социально-педагогических проблем.

Государственная позиция в отношении толерантности отражена в политике, проводимой президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым. Главой многонационального государства, каким является Казахстан, межкультурный и межэтнический диалоги в разных формах и на разном уровне рассматриваются как важное условие и средство бесконфликтного существования, а формирование идеологии терпимости и согласия как важнейший приоритет в политике [1]. Подкрепляется сказанное геополитической и многонациональной особенностью Республики Казахстан, стремительным ростом авторитета государства на международной арене, среди стран Содружества. Поликультурное государство, каким является Казахстан, своими добрососедскими отношениями, веротерпимостью декларирует на практике принципы толерантности, провозглашенные средством урегулирования конфликтов.

В научно- педагогической литературе до последнего времени термин «Толерантность» много не встречался. В связи с этим, мы в начале обратили внимание на этимологию данного слова. Так, понятие толерантность от латинского слова «tolero» - терпеть, выдержать, приспособиться.

В английском языке «tolerant» употребляется в качестве существительного – «терпимость» и в качестве глагола – «терпеть».

На испанском языке toleranсia – «способность принимать чужое противостоящее своему мнению идеи и взгляды».

В немецком языке tolerant глагол «терпеть» и существительное «терпимость» – это слова разного происхождения. Причем понятие терпимость в этом языке употребляется только в отношении человека к человеку. Значение слова употребляется с соответствующей эмоциональной окрашенностью: оно ориентирует на миролюбивый настрой.

На китайском языке толерантность «смотреть на других с добродушием».

На персиидском языке «терпеть, терпимость, выдерженность, готовность к примерению».

На французском языке tolerant «терпеливый,», а, tolerare означает «терпеливость, готовность к оказанию помощьи».

В русском языке аналогом слова толерантность является существительное «терпимость», которое означает умение человека без вражды, миролюбиво относиться к чужому мнению, характеру, поведению, вероисповеданию и т.п. Как видим, много схожего имеется в трактовке с европейскими языками.

На этом фоне наиболее широкую гамму чувств и отношений понятие «толерантность» выражает в арабском языке, где оно может употребляться в значении «прощение», «снисхождение», «мягкость, расположенность к другим»[2].

В Декларации принципов толерантности, утвержденной резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года толерантность рассматривается как обязанность способствовать утверждению прав человека, демократии и правопорядка…» [3].

В целом, проведенный анализ позволяет утверждать, что к раскрывающим сущность понятия «толерантность» относятся слова: терпимость, терпение, уважение, прощение, снисхождение, сострадание, расположенность к другому, признание и т.д.

Как видим, лексические определения, касающиеся толерантности, достаточно близки и во многом совпадают. Наличие некой разности оттенков толкования в каждом из языков объясняется национальными особенностями, историческим опытом различных народов. Однако лексическая общность позиций очевидна: понимание толерантности в науке дается в контексте человеческих отношений. Наше исследование за лексическую основу принимает наиболее существенную характеристику термина как:

  • принятие индивида как ценности;
  • умение человека без вражды, миролюбиво относиться к чужому мнению, характеру, поведению, вероисповеданию;
  • признание многообразия человеческой культуры.

Основные понятия и принципы толерантности раскрываются в таких международных соглашениях как:

  • Декларация принципов толерантности ЮНЕСКО.
  • Всеобщая декларация прав человека.
  • Международный пакет о гражданских и политических правах.
  • Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации.
  • Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказаний за него.
  • Конвенция о правах ребёнка.
  • Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религиозных убеждений.
  • Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным или языковым меньшинствам.

В результате изучения проблемы толерантности были выявлены следующие виды: межнациональная, религиозная, географическая, образовательная, возрастная, политическая, физиологическая, расовая, межрасовая и т.д.

«…Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности» [4].

Толерантные отношения предполагают не отказ от собственной точки зрения, а принятие и равноправие между партнерами, право на существование иной точки зрения. В то же время в процессе взросления человек усваивает нормы и ценности своей ближайшей культурной среды – так происходит его становление как представителя определенной человеческой общности. Но данный процесс протекает сложно и противоречиво: с одной стороны, человек осознает свое положение среди других и вырабатывает толерантное отношение к близкому окружению, а с другой – он осознает и свою индивидуальность и неповторимость [5].

Сущностью содержания образования сегодня, ее стратегическим курсом является воспитание поликультурной и конкурентоспособной личности, принимающей общечеловеческие ценности, призванной жить в многообразном мире.

В связи с этим, во всех образовательных учреждениях, где проводятся

обучающий и воспитательный процесс должны обратить внимание на толерантное отношение подрастающего поколения. Одним из таких учреждений являются высшие учебные заведения, где обучаются и воспитываются студенческая молодежь.

Молодежь – это социальный слой общества, у которых ярко выраженный эмоциональный настрой, мощная сила и выраженный в отношениях с окружающими своего «Я» [6].

Толерантность в межличностном общении выступает фундаментом любой терпимости в обществе и в наибольшей степени поддается целенаправленному формированию при обучении и социальном воспитании.

Толерантность общения молодежи это личностно-значимое образование, которое выражается на уровне сознания и поведения.

В этой связи целесообразно определить условия воспитания толерантности в рамках интерактивной модели воспитания, которая тоже является одним из актуальных проблем современности [7].

В данном виде воспитании молодежи одним из самых главных условий является многоголосье, когда каждый участник воспитательного процесса имеет свою точку зрения по любой рассматриваемой проблеме.

К потенциальным рассматриваемым проблемам можно отнести: изучение позиций государственного языка на сегодняшний день, поддержки представителей национальных меньшинств, содержание государственной политики в области обеспечения толерантности и межнационального согласия др.

Не менее важным условием является диалог в работе со студенческой молодежи, особенно в формировании патриотических качеств и этики межнационального общения. Диалогичность общения педагога и обучающихся предполагает их умение слушать и слышать друг друга, внимательно относиться друг к другу, оказывать помощь в формировании своего взгляда на проблему, своего способа решения задач.

Обсуждение проблем и ситуаций должно сопровождаться мыследеятельностью студентов. Она заключается в организации активной и взаимной мыслительной деятельности преподавателя и студентов.

Интерактивные методы могут применяться при организации куратором следующих видов работ со студентами: организация тематических занятий, а для решения воспитательных и учебных задач могут быть использованы следующие интерактивные формы проведения кураторских часов:

  • Интерактивная экскурсия (с использованием интернета, электронной библиотеки на тему толерантности);
  • Проведение видеоконференций (с представителями этнокультурных организаций, посольств разных стран, национальных центров и т.д.);
  • Круглый стол (по обсуждению Послания президента, Различных Деклараций и т.д.);
  • Мозговой штурм (принятие вариантов решения проблем общества, связанных с межнациональным общением, формированием патриотических чувств и привычек поведения и др.);
  • Дебаты (по внедрению государственного языка во все сферы деятельности человека и т.д.);
  • Фокус-группа (обсуждение репортажей, газетных статей, видеороликов по проблемам патриотического и поликультурного воспитания и образования, толерантности человека и т.д.);
  • Деловые и ролевые игры;
  • Case-study (анализ конкретных, практических ситуаций, возникающих у студентов на практике по вопросам межнационального общения и проявлению патриотических качеств);
  • Тренинги (на принятие многонационального многообразия академической группы и др.).
  • Творческие вечера с представителями студенческой молодежи из различных национальностей и т.д.

Несомненно, проведение таких вышеперечисленных мероприятий поднимет параметры современной личности, которыми являются навыки межличностного общения, которые нацелены на толерантные отношения, взаимную терпимость, уважение к другой личности, формирования у студентов представлений о многообразии культур в мире и Казахстане, воспитания позитивного отношения к культурным различиям, обеспечивающим прогресс человечества я условия для самореализации личности, создания условий для интеграции студентов в культуры других народов, развитию умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями различных культур, а самое главное воспитанию студентов в духе мира, терпимости, гуманного общения.

Читайте также

Список литературы

  1. Назарбаев Н.А. Критическое десятилетие. – Астана, 2005. – 485 с.
  2. Словарь иностранных слов / ред. В.Л. Пчелкина. – 18-е изд. – М.: Рус. яз., 1989. – 624 с.
  3. Декларация принципов толерантности ЮНЕСКО. – М.: Открытое общество, 2001. – 25 с.
  4. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений: сб. ст. – М., 2002. – 365 с.
  5. Губогло М.Н. Толерантность сознания молодежи: состояние и особенности//Толерантное сознание и формирование толерантных отношений: сб. науч.-метод. ст. – М.; Воронеж, 2002. – С. 99 –163.
  6. Тесленко А.Н. Теоретико-методологические основы социализации молодежи: автореф. … д-ра пед. наук. – Алматы, 2005. – 42 с.
  7. Муналбаева У.Д. Этносоциальное воспитание в условиях современного Казахстана: дис. … канд. пед. наук. – Алматы, 2004. – 156 с.

Цитировать

Акпарова, Ж.М. Значение толерантности среди молодёжи / Ж.М. Акпарова, Ш.Ж. Аралбаева. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 44. — С. 252-257. — URL: https://novainfo.ru/article/5603 (дата обращения: 26.06.2022).

Поделиться