Введение
Немаловажную роль в становлении информационного общества играет процесс информатизации практически всех отраслей и сфер, особенно секторов имеющих непосредственное отношение к информационным технологиям.
Основная часть
По мнению А. Д. Черемухина, С. А. Суслова, И. Г. Генералова, Н. С. Завиваева информатизация на современном этапе – это процесс применения информационно-коммуникационных технологий в различных сферах общественной жизни для повышения эффективности анализа и использования информации и знаний, увеличения объема актуальной, достоверной, доступной различным заинтересованным пользователям информации, позволяющее достичь основополагающих целей развития как всего общества в целом, так и отдельных его элементов [1, с. 47].
Следует отметить, что создание общества с полностью открытой информацией является утопией, поскольку это противоречит фундаментальным, конституционно закреплённым правам человека.
Так, например, экономическая информация, полученная в рамках первичного статистического наблюдения, согласно ст. 9 ФЗ № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» от 29.11.2007, относится к информации ограниченного доступа, что автоматически исключает огромный пласт данных, доступных для, проведения научных исследований [2].
Информатизация общества – наилучший катализатор распространения услуг связи в целом, и, прежде всего инфокоммуникационных. Рынок инфокоммуникационных услуг демонстрирует в последнее время очень высокие темпы роста, занимая ключевое место среди секторов экономик развитых стран и играя все большую роль в развитии социально-экономической жизни общества [1, с. 47].
Особое влияние на развитие народохозяйственного комплекса страны оказывает развитие и становление научных и образовательных институтов, имеющих практическое и прикладное значение.
В условиях рыночной экономики наиболее конкурентоспособными оказываются организации, максимально быстро приспосабливающиеся к различным изменениям конъюнктуры рынка. Мировая практика показывает, что наиболее адаптированными к данным изменениям являются организации с диверсифицированным производством [15–20].
Таким образом, на сегодняшний момент развитие наукоемких секторов экономики, сектора информационно-коммуникационных технологий определяет не только современное место России в мировой экономике, но и формирует будущий экономический потенциал страны, ее возможность в дальнейшем отстаивать свои экономические интересы, сохранять экономическую и политическую свободу [3, с. 100; 6; 13, с. 38].
Процедура осуществления информатизации общества и конвергенции информационных технологий не может быть осуществлены без своевременной поддержки со стороны государства и различных финансовой структур рынка.
В целях обеспечения динамичного и эффективного развития рынка инфокоммуникационных услуг необходимо совершенствовать механизмы государственной поддержки отрасли. Одним из таких направлений является государственная программа «Информационное общество (2011-2020)» направленная на получение гражданами и организациями преимуществ от применения информационных и телекоммуникационных технологий [5, с. 249; 10, с. 20; 11, с. 128].
Таблица 1 - Рейтинг стран по индикаторам развития информационного общества в 2014 г. [5]
Место |
Страна |
Индекс сетевой готовности |
Индекс развития ИКТ |
Индекс глобальной конкурентоспособности |
1 |
Сингапур |
6 |
7,9 |
5,68 |
2 |
Финляндия |
5,8 |
8,31 |
5,45 |
3 |
Швеция |
5,8 |
8,67 |
5,43 |
4 |
Нидерланды |
5,8 |
8,38 |
5,5 |
5 |
Норвегия |
5,8 |
8,39 |
5,41 |
6 |
Швейцария |
5,7 |
8,11 |
5,76 |
7 |
Соединённые Штаты Америки |
5,6 |
8,02 |
5,61 |
8 |
Великобритания |
5,6 |
8,5 |
5,43 |
9 |
Люксембург |
5,6 |
8,26 |
5,2 |
10 |
Япония |
5,6 |
8,22 |
5,47 |
… |
… |
… |
… |
… |
41 |
Россия |
4,5 |
6,7 |
4,44 |
Безусловно, федеральное правительство играет ведущую роль в становлении и развитии информационного общества с использованием инфокоммуникационных технологий всеми субъектами процесса коммуникации в нашей стране. Этот факт подтверждается и статистическими показателями, рассчитанными Н. С. Завиваевым и Е. А. Шаминым на основе данных министерства связи и массовых коммуникаций РФ.
Быстрое развитие отечественного рынка инфокоммуникаций сопровождается стабильным увеличением доли доходов, приобретаемых за счет предоставления обширного спектра услуг связи всем слоям населения, государственным учреждениям, коммерческим организациям. По сравнению с 2003 годом объем доходов от услуг связи увеличился почти в 4 раза и в 2013 году составил 1608,9 млрд. рублей. Доходы от услуг связи, оказанных населению в расчете на одного жителя, на 1 января 2014 года составили 11250 рублей. Это в 4,1 раза больше значения данного показателя в 2003 г., составлявшего 2724,8 руб. [7, с. 942; 12, с. 26].
Своевременный мониторинг конкурентной среды позволяет определить направления повышения конкурентоспособности. Практически очень важно оценить конкурентов: насколько они агрессивны, в чем преимущества товаропроводящих сетей конкурентов, как они стимулируют реализацию продукции. Высокий уровень конкурентоспособности продукции свидетельствует о целесообразности ее производства и возможности выгодной продажи [8, с. 42; 9, с. 37; 14, с. 107].
Выводы
Роль информационных технологий в становлении информационного общества невозможно переоценить ввиду значимости информации как главного продукта коммуникации между субъектами.