Подходы к оптимальному выбору пути профессионального развития

№84-1,

экономические науки

Жизнь человека — череда многочисленных выборов. Выбор профессии можно отнести, пожалуй, к самым сложным. Ведь это и выбор того, какое место займёт профессия в жизни человека, что он сможет получить от своей будущей работы, как особенности специальности будут соотноситься с другими жизненными ценностями и планами, не станет ли профессия им мешать.

Похожие материалы

Каждому человеку рано или поздно приходится выбирать либо менять профессию. При выборе профессии в юности легко ошибаться, а совершенную ошибку нелегко исправить.

Проблема выбора профессии известна с давних времен. К вопросам правильного профессионального определения в разное время обращались Аристотель, Р. Оуэн, Т. Мор, Гете, М. Монтень, Т. Гоббс, Гегель. Так как данный вопрос затрагивает интересы как отдельно взятого человека, так и общества в целом, то правильное решение является очень важным. Если каждый индивид построит карьеру, то будет развиваться общество.

Выбор профессии — вопрос во многом философский. Прежде всего нужно устанавливать, какое место в жизни занимает профессиональная деятельность в данный момент и как эта ситуация может измениться с годами. В современных условиях существует не только огромный выбор специальностей, но и масса вариантов ухода в смежные области обучения без отрыва от производства, получения дополнительного заработка. Раньше люди выбирали себе высшее учебное заведение и профессию лишь один раз и на всю жизнь. Сейчас в контексте с работой все чаще идет речь о наиболее полном раскрытии интеллектуального, творческого и личностного потенциала. Рамки расширились настолько, что очень легко растеряться — особенно в юном возрасте, когда еще не понятно, что интересует индивида больше всего.

Еще в детстве, когда детям спрашивают, кем они хотят стать, когда вырастут, они всегда с легкостью и с уверенностью дают ответ. Это оказывается их первый шаг в мир профессии. Основы выбора профессии закладываются в школе, когда на уроках выявляются способности к каким-либо предметам, а во время общения с родителями, учителями и сверстниками — индивидуальные качества. Уже в это время можно примерно определиться, в какой из основных сфер человеческой деятельности имеет смысл приложить свои силы.

Чтобы выбрать оптимально подходящий путь профессионального развития, выбрать профессию, которая не только пользуется популярностью, является востребованной, но и будет интересной, любимой, приносящей пользу можно руководствоваться основными принципами выбора профессии (рис. 1).

Во-первых, нужно определить профессиональные интересы и склонности. То есть определять список так называемой «Хочу».

Во-вторых, оценить профессионально важные качества: здоровье, квалификация и способности, которые, в конечном счете, определяют профессиональную пригодность и возможности человека. Проще говоря, нужно ответить на вопрос «Могу».

В-третьих, выяснить, какие специальности пользуются спросом у работодателей на рынке труда, по каким специальностям возможно найти работу. Иначе говоря, определить, каково сегодня «Надо». При совмещении этих трех факторов, профессиональный выбор будет удачным.

Сопоставление профессиональных целей
Рисунок 1. Сопоставление профессиональных целей

Таким образом, для того чтобы принять взвешенное решение относительно собственной карьеры, сначала следует понять, кто и что собой представляет человек. Следовательно, первое условие успеха — самоанализ и самооценка.

Самооценка — это процесс сбора и анализа информации о себе, которая включает знания и навыки, интересы, что нравится и что не нравится, сильные и слабые стороны[2].

Источники эффективного самоанализа разнообразны (табл. 1.1).

Таблица 1. Источники эффективного самоанализа

Источники

Значение

Характер

комплекс всех психологических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении

Способности

качества персоны, являющиеся критериями эффективного осуществления определённого рода деятельности

Знания

элементы информации, связанные между собой и с внешним миром

Умения

освоенный человеком метод выполнения действия, обеспеченный некоторой совокупностью знаний

Навыки

автоматизированные компоненты сознательного действия человека, которые формируются в ходе его выполнения

Восприятие

непосредственное чувственное отражение действительности в сознании

Мотивация

психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость

Анализ индивида можно и нужно проводить через призму трех аспектов: детерминант, набора черт и стадий развития[3].

Детерминанты индивидуальности — это факторы, роль которых в оформлении человеческой индивидуальности наиболее вероятна. Достаточно широко изученными детерминантами являются: биологические, социальные и культурные факторы, а также прошлый опыт.

Наборы черт — это то, что является самым очевидным аспектом персоны.

Стадии развития — это рассмотрение персоны через ее стадии развития.

Каждая профессия предъявляет профессионалу определенный набор профессионально важных качеств. Например, водителю важно внимание, дизайнеру — образное мышление и т.д. Важным аспектом является изучение способностей и соотнесение их с профессионально-важными качествами профессий индивидом. Тип реализуемой профессиональной деятельности должен совпадать с личностным, характерологическим типом. Если человек коммуникабельный, то ему больше подойдут профессии, связанные с многочисленными контактами, а если эмоционально неустойчив — не сможет выполнять рутинную работу, требующую концентрации в течение длительного времени и т.д.

В каждой профессии одни требования играют большую роль, другие — меньшую. Есть специальности, для которых набор требований является обязательным (жесткие требования), а есть такие, где эти качества просто предпочтительны. Соответствие требованиям делает возможным овладение необходимым профессиональным уровнем.

Каждая профессия выдвигает свои требования к человеку. Эти требования затрагивают практически все стороны:

  1. физические данные — телосложение человека, его рост и конституция, быстрота и сила (развитость) двигательной функции, острота его пяти чувств,
  2. состояние здоровья — отсутствие болезни, болезненных состояний и изменений,
  3. свойства нервной системы — ее природные, врожденные особенности, влияющие на индивидуальные различия в формировании способностей и характера,
  4. психологические качества — время реакции, уровень развития интеллекта, особенности общения и т.д.

Осознать потребность не так легко и зачастую даже профессионалу тяжело сказать, что именно его привлекло в профессии. Профессиональными мотивами могут быть: интерес к какому-либо делу, популярность, хорошие условия труда, карьерный рост и т.п. Но главным мотивом выбора профессии является, конечно, интерес. Желание или мотив позволяют человеку развить необходимую активность для освоения профессии, совершенствования навыков и успешного выполнения самой работы. Реализация собственных целей дает человеку ощущение полноты жизни, собственной значимости и составляет основу для ощущения счастья в жизни[5].

После определения личности, индивидом могут рассматриваться факторы выбора профессии, в которую входят — престиж и востребованность профессии, заработная плата, мнения и желания других людей и т.д.

Престиж профессии является основным фактором выбора для большинства молодых людей. Действительно, престиж — важный мотив. Однако на волне популярности может возникнуть переизбыток специалистов в престижной профессии, что создаст сложности при устройстве на работу.

О востребованности можно сказать то же самое. Те профессии, которые востребованы сегодня на рынке труда, могут оказаться невостребованными завтра и наоборот. Например, спрос на строительные специальности растет при высоких темпах строительства и падает в ситуации экономического кризиса. Поэтому в этом вопросе лучше ориентироваться на прогнозы специалистов, чем на существующую ситуацию.

Заработная плата в выборе профессии не может играть решающей роли, поскольку обычно оплачивается не профессия, а должность. Высокая заработная плата, связанная именное профессией, как правило, отражает степень риска. Рассматривая фактор заработной платы, важно обращать внимание на возможность карьерного роста. Для одних работ стартовая заработная плата может быть весьма высокой, но со временем она не будет повышаться; для других она растет с годами, и через какое-то время вторые значительно обгонят первых[1].

Реальная возможность получить профессию может быть ограничена отсутствием материальных условий, сложностью поступления и т.д. Для решения этой проблемы следует направить усилия на изменение ограничивающих условий — воспользоваться кредитом, найти альтернативное учебное заведение и т.д.

Мнения и желания близких, особенно родителей, — самое неоднозначное условие выбора. С одной стороны, представители старшего поколения обладают опытом, который необходимо использовать, но с другой — они не всегда хорошо разбираются в структуре и динамике современною рынка труда. Чужие взгляды важно учитывать, однако следует понимать, что окончательное решение необходимо принимать самому[4].

Для того, чтобы профессия привела к успеху в жизни, следует руководствоваться несколькими простыми правилами.

Во-первых, выбор необходимо строить, исходя из собственных интересов. В противном случае работника поджидают разочарования и скука.

Во-вторых, следует действительно дать оценку собственным возможностям — ведь именно они определят уровень успехов.

В-третьих, надо приложить необходимые усилия для получения базового образования и затем — непрерывно повышать квалификацию в течение всей жизни.

Таким образом, началом пути в процессе выбора профессии и типа профессиональной карьеры должно стать познание своих особенностей, возможностей и выработка цели профессионального развития.

Список литературы

  1. Бобровская О. А., Дорофеева Г. А., Бобровская Е. Н. Профессиональная ориентация как социальное явление // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 2366–2370.
  2. Гуреева М.А. Правовое обеспечение профессиональной деятельности.Учебник.-М.:Кнорус, 2017 -75с.
  3. Климова Е.К. Психология успеха. Тренинг личностного и профессионального развития: учебно-методическое пособие — Спб: Речь, 2013.
  4. Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Профориентация. - М.: Издательский центр «Академия», 2013
  5. Тундалева, В.С. Как выбрать профессию в 17 лет / В.С. Тундалева. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д : Феникс, 2014. – 205 с. – (Психологический практикум).