В настоящее время в практике уделяют много внимания вопросам управления дебиторской задолженностью. Так как данная статья оборотного актива отражает фактические продажи, и приостановленные в обороте финансовые средства в расчетах.
Под управлением оборотными активами понимается целенаправленная деятельность, связанная с оптимизацией величины оборотных активов, определением величины риска возникновения убытков, получаемых в результате нехватки тех или иных составляющих оборотных активов
Дебиторская задолженность относится к высоколиквидным активам организаций, обладающим повышенным риском. Большой объем просроченной и безнадежной дебиторской задолженности существенно увеличивает затраты на обслуживание заемного капитала, повышает издержки организации, что влечет уменьшение фактической выручки, рентабельности и ликвидности оборотных средств, а значит и негативно сказывается на финансовой устойчивости, повышает риск финансовых потерь организации.
Контроль за дебиторской задолженностью включает в себя ранжирование дебиторской задолженности. Кроме того, необходим контроль безнадежных долгов с целью образования необходимого резерва.
Анализ состояния дебиторской задолженности:
- производят с общей оценки динамики е объема в целом и продолжают в разрезе отдельных статей;
- определяют долю дебиторской задолженности в оборотных активах, анализируют ее структуру;
- определяют удельный вес дебиторской задолженности, платежи по которой ожидаются в течении года;
- оценивают динамику этого показателя и проводят последующий анализ качественного состояния дебиторской задолженности с целью оценки динамики неоправданной (сомнительной) задолженности.
Увеличение доли дебиторской задолженности в структуре активов бухгалтерского баланса может быть вызвано:
- Неосмотрительной кредитной политикой предприятия по отношению к покупателям, неразборчивым выбором партнёров;
- Наступлением неплатёжеспособности и банкротства некоторых потребителей;
- Слишком высокими темпами наращивания объёмов продаж;
- Трудностями в реализации продукции
Уменьшение дебиторской задолженности может быть вызвано из-за взаимоотношений с клиентами:
- Сокращением продаж в кредит;
- Потерей потребителей продукции.
Контроль за дебиторской задолженностью включает в себя ранжирование дебиторской задолженности по срокам ее возникновения. Кроме того, необходим контроль безнадежных долгов с целью образования необходимого резерва. Ее ранжирование может осуществляться по кварталам, но чаще всего используют группировку по дням: 0-30 дней; 30-60 дней; 61-90 дней и 91-120 дней.
В основе управления дебиторской задолженностью существует два подхода:
- Сопоставление дополнительной прибыли, связанной с той или иной схемой спонтанного финансирования, с затратами и потерями, возникающими при изменении политики реализации продукции;
- Сопоставление и оптимизация величины и сроков дебиторской и кредиторской задолженностей. Данные сравнения проводятся по уровню кредитоспособности, времени отсрочки платежа, стратегии скидок, доходам и расходам по инкассации.
Для оценки эффективности управления дебиторской задолженностью предприятия используется несколько коэффициентов, основанных на соотношении товарооборота и величины капитала, необходимого для обеспечения такого объема операций.
Качество и ликвидность дебиторской задолженности можно изучить с помощью одного показателя — период оборачиваемости дебиторской задолженности. Оборачиваемость дебиторской задолженности основывается на сравнении величины этой статьи с чистым объемом продаж.
Для эффективного управления дебиторской задолженностью руководству предприятия, финансовым менеджерам необходимо решать следующие задачи:
- выбор условий продаж, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств;
- ограничение приемлемого уровня дебиторской задолженности;
- определение скидок или надбавок для различных групп покупателей;
- ускорение истребования долгов;
- уменьшение бюджетных долгов;
- оценка упущенной выгоды от неиспользования средств, замороженных в дебиторской задолженности.
Таким образом, управление дебиторской задолженностью дает основные пути и направления для эффективного управления оборотными средствами. Так как это важный компонент оборотного актива, благодаря которой создается будущая экономическая выгода организации.