Роль веб-сервисов в учебном процессе

NovaInfo 44, с.257-260
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 36
CC BY-NC

Аннотация

В статье обоснована значимость использования веб-сервисов в учебном процессе. Выявлены общие характеристики веб-сервисов. Кратко охарактеризованы следующие популярные веб-сервисы: Google Docs, Prezi, Фабрика кроссвордов, LearningApps, RealtimeBoard, MindMeister, WebАnketa.

Ключевые слова

LEARNINGAPPS, ФАБРИКА КРОССВОРДОВ, PREZI, GOOGLE DOCS, УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС, ВЕБ-СЕРВИС, REALTIMEBOARD, MINDMEISTER, WEBАNKETA

Текст научной работы

В настоящее время трудно представить учебный процесс без использования современных информационных технологий. Информатизация учебного процесса охватывает все ступени образования и предусматривает оснащенность учебного заведения современным компьютерным оборудованием и программным обеспечением [4].

Вместе с тем, развитие и совершенствование аппаратного и программного обеспечения протекает столь быстрыми темпами, что угнаться за их новинками не представляется возможным. Отличным решением проблем компьютеризации образования является внедрение в учебный процесс веб-сервисов.

Веб-сервис – это программное обеспечение, которое предоставляет платформенно-независимый доступ к своим данным другим программным продуктам через сеть Интернет.

Можно выделить следующие общие характеристики веб-сервисов:

  • не требуется установка на компьютер, для доступа к ним достаточно наличия подключения к сети Интернет;
  • свободный доступ к сервису из любой точки мира (при наличии подключения);
  • поддержка групповой работы с документами;
  • наличие различных режимов доступа к материалам (закрытый, открытый, по запросу и т.д.);
  • возможность обсуждать и оценивать опубликованные материалы внутри сообщества;
  • объединение материалов в тематические группы;
  • развитая система поиска (по тематике, по ключевым словам);
  • необходимость регистрации для публикации материалов.

По функциональному назначению веб-сервисов выделяют: хранилища файлов, сервисы для создания/хранения презентаций, анкет и опросов, проведения тестирования, сервисы для создания виртуальных классов и дидактических игр, ментальных карт, «облака слов», платформы для собственных сайтов и блогов и др.

Значимость использования веб-сервисов в учебном процессе обоснована следующими положениями:

  • возможность использования новых разнообразных информационных технологий, не входящих в перечень свободного программного обеспечения, используемого в образовательных учреждениях;
  • возможность организации качественного дистанционного обучения за счет использования разнообразных информационных технологий, обеспечивающих интерактивное взаимодействие учащихся с учебным материалом;
  • организация групповой/коллективной работы участников учебного процесса по разработке различных проектов;
  • пополнение банка общедоступных электронных образовательных ресурсов сети Интернет по различным предметным областям, разработанных педагогическим сообществом.

Приведем несколько примеров популярных веб-сервисов.

Google Docs (https://www.google.ru/intl/ru/docs/about/) – онлайновый офис, включающий в себя текстовый и табличный процессоры, сервис для создания презентаций, а также интернет-сервис облачного хранения файлов с функциями файлообмена. Данный сервис не только предоставляет возможности, аналогичные популярным офисным пакетам Microsoft Office и LibreOffice, но и поддерживает совместную работу с документами различных пользователей [2]. Следует подчеркнуть, что компания Google разрабатывает и предоставляет множество различных сервисов, которые предоставляют инструменты преподавателям и учащимся более успешно и эффективно взаимодействовать в учебном процессе.

Веб-сервис Prezi (http://prezi.com) предлагает удивительные возможности для создания мультимедийных нелинейных презентаций. Все содержание презентации размещается на одном слайде, фрагменты которого представляются по ходу просмотра. Путь для просмотра можно задать так, чтобы вернуться к одному и тому же фрагменту несколько раз. Сервис также поддерживает возможности совместной работы нескольких пользователей.

Веб-сервис Фабрика кроссвордов (http://puzzlecup.com/crossword-ru/) позволяет быстро составить или сгенерировать кроссворд онлайн, а также разгадывать кроссворды других посетителей сайта.

Веб-сервис LearningApps (http://learningapps.org/) – прекрасный сервис для разработки разнообразных интерактивных заданий [3]. Сервис поддерживает создание следующих форм интерактивных упражнений: «Найди пару», «Классификация», «Хронологическая линейка», «Простой порядок», «Ввод текста», «Сортировка картинок», «Аудио/видео контент», «Сетка приложений», «Кто хочет стать миллионером?», «Викторина с выбором правильного ответа», «Викторина», «Пазл «Угадайка»», «Кроссворд», «Найди на карте», «Слова из букв», «Заполнить пропуски», «Где находится это?», «Виселица», «Скачки», «Игра «Парочки»», «Оцените». Кроме этого, данный сервис представляет собой упорядоченное хранилище общедоступных интерактивных упражнений по различным предметным областям.

Веб-сервис RealtimeBoard (http://realtimeboard.com/ru/) – это бесконечная виртуальная доска, на которой есть пространство для творчества. На доску можно прикреплять картинки и PDF-файлы, клеить стикеры, рисовать маркерами, оставлять текстовые заметки и комментарии к любым элементам, загружать и редактировать документы Google Docs, также сервис позволяет осуществлять данную работу как самостоятельно, так и в команде из приглашенных пользователей [1].

Веб-сервис MindMeister (http://www.mindmeister.ru/) предназначен для создания ментальных карт – наглядного отображения эффективного способа мышления, запоминания, решения творческих задач. Сервис позволяет быстро создать эстетично оформленные ментальные карты, а также поддерживает возможность совместной работы нескольких пользователей.

Веб-сервис WebАnketa (http://webanketa.com/ru/) позволяет создавать анкеты, тесты, голосования и опросы. Есть возможность настройки отображения элементов в анкете, проверки уникальности респондентов, установки времени на выполнение.

Кроме вышеперечисленных в сети Интернет существует масса других интересных веб-сервисов для образования. Конечно, использование их на учебных занятиях требует от педагога постоянной работы над повышением уровня своей ИКТ-компетентности, творческого подхода к проектированию занятий. Однако последующие результаты обучения того стоят: грамотное использование веб-сервисов способствует формированию интереса учащихся к предмету, развитию у них креативных способностей и воспитанию активной жизненной позиции, повышению мотивацию к самообразованию, и в целом, позволяет эффективно организовывать учебно-воспитательный процесс.

Читайте также

Список литературы

  1. Апольских Е.И., Белоненко М.Г. Реализация интерактивных методов обучения с использованием сервиса RealtimeBoard / Педагогическое образование на Алтае. – 2015. – № 1. – С. 71-79.
  2. Дронова Е.Н. Использование сервиса Google Docs для организации групповой работы на примере занятия «Введение в базы данных» / Современная техника и технологии. – 2015. – №4 (44). – С. 76-83.
  3. Дронова Е.Н. Разработка интерактивных упражнений в сервисе LearningApps / NovaInfo.Ru. – 2015. – Т.1. – № 37. – С. 179-184.
  4. Кошева Д.П. Внедрение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в педагогическом университете / NovaInfo.Ru. – 2016. – Т. 3. – № 41. – С. 193-197.

Цитировать

Дронова, Е.Н. Роль веб-сервисов в учебном процессе / Е.Н. Дронова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 44. — С. 257-260. — URL: https://novainfo.ru/article/5606 (дата обращения: 21.01.2022).

Поделиться