Интерактивные методы обучения как средство активизации познавательной деятельности обучающихся

NovaInfo 59, с.310-314, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 10

Аннотация

В работе рассматриваются интерактивные методы обучения. Обоснована актуальность их использования в педагогической практике, их значимость в активизации познавательной деятельности обучающихся. Раскрыта специфика взаимодействия учителя и учащихся в интерактивных методах обучения, выделены условия успешности такого взаимодействия. Охарактеризованы интерактивные методы обучения, которые не требуют выделения большого объема учебного времени, что позволяет их широко использовать в педагогической практике: «Синквейн», «Выбери позицию», «Два, четыре – вместе», «Метод шести шляп», «Дерево решений», «ПОПС-формула», «Микрофон», «Мозговой штурм».

Ключевые слова

ДЕРЕВО РЕШЕНИЙ, МИКРОФОН, ПОПС-ФОРМУЛА, ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, МОЗГОВОЙ ШТУРМ, ОБУЧЕНИЕ, СИНКВЕЙН, ВЫБЕРИ ПОЗИЦИЮ, ЧЕТЫРЕ – ВМЕСТЕ, ДВА, МЕТОД ШЕСТИ ШЛЯП, ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Текст научной работы

В настоящее время одной из острых проблем в обучении является пассивность учащихся. Причины этого не только сугубо педагогические, но и социальные:

  • информационный переизбыток, доступность различной информации формируют привычку получать всё в готовом виде, не прилагая собственных умственных усилий;
  • отсутствие мотивации к обучению, непристижность успешности учебной деятельности в молодежной среде;
  • неадекватная самооценка своих знаний и умений;
  • негативное отношение к труду (не только умственному, но и физическому);
  • падение авторитета профессии учителя в обществе и др.

В данной ситуации диаметрально противоположными выступают требования к портрету выпускника: образование должно быть нацелено на воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина, который способен брать на себя ответственность при решении возникающих проблем, проявлять самостоятельность в конкретизации задач и их решении, обучаться на протяжении всей жизни.

В связи с вышесказанным, очевидным представляется необходимость изменения всех составляющих учебного процесса: содержания, методов обучения и контроля усвоенного материала.

В данной работе мы рассмотрим методы обучения, которые наиболее востребованы сегодня в педагогической практике [5, 7]. Речь пойдет об интерактивных методах обучения.

Интерактивные методы обучения ориентированы на широкое взаимодействие учащихся не только с учителем, но и с друг другом (рис. 1), которое нацелено на активную познавательную деятельность учащихся и расширение их субъектного опыта посредством новой самостоятельной добытой информации. Роль учителя при этом заключается в направлении учащихся на изучение нового материала, привнесение в учебный процесс своих знаний и опыта деятельности [6].

Сущность интерактивных методов обучения
Рисунок 1. Сущность интерактивных методов обучения

Успешность взаимодействия учащихся и учителя при интерактивных методах обучения зависит от реализации следующих условий:

  • мотивация учебно-познавательной деятельности учащихся;
  • демократический стиль общения;
  • опора на субъектный опыт учащихся;
  • многообразие форм и методов представления информации, форм организации деятельности учащихся.

Интерактивных методов обучения в педагогической науке достаточно много, все они связаны с организацией коллективной или групповой работы учащихся при решении творческих, нестандартных задач. Основой интерактивных подходов являются интерактивные упражнения и задания, которые направлены не только и не столько на закрепление уже изученного материала, сколько на изучение нового [1].

Рассмотрим те интерактивные методы, которые не требуют выделения большого объема учебного времени, а потому могут широко использоваться в обучении [2].

«Мозговой штурм» — это метод коллективного поиска ответа на поставленный вопрос. Здесь важно принимать любой ответ каждого учащегося, не давать оценку высказываемым точкам зрения сразу, фиксировать ответы на доске или бумаге.

«Микрофон» — это метод высказывания собственной точки зрения каждым учащимся по поставленному вопросу или проблеме: по классу пускают предмет, имитирующий микрофон, и каждый, получивший такой «микрофон», обязан изложить свои мысли.

«ПОПС-формула» — это метод, который позволяет учащимся высказать свою точку зрения к предложенной проблеме, последовательно излагая:

  • П-позицию («Я считаю, что…»);
  • О-обоснование («Потому что…»);
  • П-пример («Я могу подтвердить это тем, что…»);
  • С-следствие («В связи с этим, можно сделать вывод о…»).

«Дерево решений» — это метод, который позволяет овладеть навыками выбора оптимального варианта решения. Построение «дерева решений» является способом оценки преимуществ и недостатков различных вариантов. Дерево решений для трех вариантов может выглядеть следующим образом (рис. 2.).

Схема дерева решений для трех вариантов
Рисунок 2. Схема дерева решений для трех вариантов

«Метод шести шляп» — это метод, который позволяет структурировать умственную деятельность, развивает гибкость мышления, помогает преодолеть творческий кризис и правильно принять решение в соответствии с поставленной задачей. Суть метода: разделение процесса мышления на шесть разных режимов, каждый из которых представлен в виде шляпы определенного цвета: белая шляпа — это режим актуализации всей имеющейся информации и её анализ; красная шляпа — это режим высказывания интуитивных догадок; желтая шляпа — это режим выделения преимуществ того или иного решения; черная шляпа — это режим выделения недостатков того или иного решения; зеленая шляпа — это режим высказывания творческих решений; синяя шляпа — это режим управления процессом реализации идеи и работы над решением поставленной задачи.

«Два, четыре — вместе» — это метод, при котором учащимся предлагается проблема, которую они сначала прорабатывают самостоятельно, затем обсуждают в парах, далее — в четверках и в завершении происходит общее обсуждение вопроса и совместное принятие решения.

«Выбери позицию» — это метод, при котором предлагается проблемный вопрос, имеющий две противоположные точки зрения и соответственно три позиции: «да», «нет», «не знаю, не определил собственную позицию»; учащиеся выбирают определенную позицию, формируя три группы, обсуждают правильность своей позиции. Затем каждая группа аргументирует свою позицию, после чего происходит коллективное обсуждение проблемы и принятия решения.

«Синквейн» — это метод творческой работы, который позволяет учащимся лаконично выразить своё отношение к определенной теме. Учащимся предлагается написать 5 строк:

  1. Существительное (название темы);
  2. Два прилагательных (определение темы);
  3. Три глагола, показывающие действия в рамках темы;
  4. Фраза из 4 слов, содержащая отношение автора к теме;
  5. Вывод, завершение темы, выраженной любой частью речи.

Рассмотренные интерактивные методы обучения не охватывают всего многообразия методов данной направленности, но позволяют понять специфику организации учебной деятельности учащихся в ходе ориентации на интерактивное взаимодействие участников учебного процесса. Они требуют от учащихся активности при решении учебно-познавательной задачи, обращению к субъектному опыту. Интерактивные методы обучения учат учащихся эффективно работать в команде, обогащают их субъектный опыт личностно значимыми знаниями.

В контексте вышесказанного важно выделить ещё одно направление организации интерактивного обучения — это использование компьютерных интерактивных технологий [3, 4]. Компьютерные интерактивные технологии предоставляют широкий спектр средств визуализации учебного материала, поддерживающих возможность взаимодействия с ним учащихся, как в индивидуальном режиме, так и групповом.

Таким образом, интерактивные методы обучения выступают средством активизации познавательной деятельности обучающихся, позволяют вовлечь учащихся в процесс открытия новых знаний, активизируя при этом их личную заинтересованность и накопленный субъектный опыт, способствуют формированию направленности на самообучение и саморазвитие.

Читайте также

Список литературы

  1. Анацкая А.Г. Интерактивные методы обучения // Инновационное образование и экономика. 2011. № 9. С. 44-48.
  2. Ганиева Н.А., Муртазаева У.И. Классификация интерактивных методов обучения в процессе преподавания // Вестник науки и творчества. 2016. № 11 (11). С. 53-57.
  3. Дронова Е.Н. Разработка интерактивных упражнений в сервисе LearningApps // NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1. № 37. С. 179-184.
  4. Дронова Е.Н., Путинцева А.С. Программные средства разработки интерактивных дидактических материалов // Педагогическое образование на Алтае. 2016. № 2. С. 103-109.
  5. Магомедов Д.М. Использование интерактивных методов в учебном процессе // В сборнике «Язык и литература: проблемы теории и практики». Материалы Международной научно-практической конференции. 2016. С. 236-238.
  6. Новикова А.Ю., Полуян Е.О. Интерактивные методы обучения и средства организации учебного процесса как инструмент освоения знаний // Символ науки. 2016. № 11-2 (23). С. 158-160.
  7. Тихонова О.В., Парахин А.М. Применение интерактивных методов в образовательной среде // В сборнике «Современные аспекты гуманитарных, экономических и технических наук. Теория и практика». Материалы XV Международной научно-практической конференции. 2016. С. 199-200.

Цитировать

Дронова, Е.Н. Интерактивные методы обучения как средство активизации познавательной деятельности обучающихся / Е.Н. Дронова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2017. — № 59. — С. 310-314. — URL: https://novainfo.ru/article/11188 (дата обращения: 30.05.2023).

Поделиться