В настоящее время одной из острых проблем в обучении является пассивность учащихся. Причины этого не только сугубо педагогические, но и социальные:
- информационный переизбыток, доступность различной информации формируют привычку получать всё в готовом виде, не прилагая собственных умственных усилий;
- отсутствие мотивации к обучению, непристижность успешности учебной деятельности в молодежной среде;
- неадекватная самооценка своих знаний и умений;
- негативное отношение к труду (не только умственному, но и физическому);
- падение авторитета профессии учителя в обществе и др.
В данной ситуации диаметрально противоположными выступают требования к портрету выпускника: образование должно быть нацелено на воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина, который способен брать на себя ответственность при решении возникающих проблем, проявлять самостоятельность в конкретизации задач и их решении, обучаться на протяжении всей жизни.
В связи с вышесказанным, очевидным представляется необходимость изменения всех составляющих учебного процесса: содержания, методов обучения и контроля усвоенного материала.
В данной работе мы рассмотрим методы обучения, которые наиболее востребованы сегодня в педагогической практике [5, 7]. Речь пойдет об интерактивных методах обучения.
Интерактивные методы обучения ориентированы на широкое взаимодействие учащихся не только с учителем, но и с друг другом (рис. 1), которое нацелено на активную познавательную деятельность учащихся и расширение их субъектного опыта посредством новой самостоятельной добытой информации. Роль учителя при этом заключается в направлении учащихся на изучение нового материала, привнесение в учебный процесс своих знаний и опыта деятельности [6].

Успешность взаимодействия учащихся и учителя при интерактивных методах обучения зависит от реализации следующих условий:
- мотивация учебно-познавательной деятельности учащихся;
- демократический стиль общения;
- опора на субъектный опыт учащихся;
- многообразие форм и методов представления информации, форм организации деятельности учащихся.
Интерактивных методов обучения в педагогической науке достаточно много, все они связаны с организацией коллективной или групповой работы учащихся при решении творческих, нестандартных задач. Основой интерактивных подходов являются интерактивные упражнения и задания, которые направлены не только и не столько на закрепление уже изученного материала, сколько на изучение нового [1].
Рассмотрим те интерактивные методы, которые не требуют выделения большого объема учебного времени, а потому могут широко использоваться в обучении [2].
«Мозговой штурм» — это метод коллективного поиска ответа на поставленный вопрос. Здесь важно принимать любой ответ каждого учащегося, не давать оценку высказываемым точкам зрения сразу, фиксировать ответы на доске или бумаге.
«Микрофон» — это метод высказывания собственной точки зрения каждым учащимся по поставленному вопросу или проблеме: по классу пускают предмет, имитирующий микрофон, и каждый, получивший такой «микрофон», обязан изложить свои мысли.
«ПОПС-формула» — это метод, который позволяет учащимся высказать свою точку зрения к предложенной проблеме, последовательно излагая:
- П-позицию («Я считаю, что…»);
- О-обоснование («Потому что…»);
- П-пример («Я могу подтвердить это тем, что…»);
- С-следствие («В связи с этим, можно сделать вывод о…»).
«Дерево решений» — это метод, который позволяет овладеть навыками выбора оптимального варианта решения. Построение «дерева решений» является способом оценки преимуществ и недостатков различных вариантов. Дерево решений для трех вариантов может выглядеть следующим образом (рис. 2.).

«Метод шести шляп» — это метод, который позволяет структурировать умственную деятельность, развивает гибкость мышления, помогает преодолеть творческий кризис и правильно принять решение в соответствии с поставленной задачей. Суть метода: разделение процесса мышления на шесть разных режимов, каждый из которых представлен в виде шляпы определенного цвета: белая шляпа — это режим актуализации всей имеющейся информации и её анализ; красная шляпа — это режим высказывания интуитивных догадок; желтая шляпа — это режим выделения преимуществ того или иного решения; черная шляпа — это режим выделения недостатков того или иного решения; зеленая шляпа — это режим высказывания творческих решений; синяя шляпа — это режим управления процессом реализации идеи и работы над решением поставленной задачи.
«Два, четыре — вместе» — это метод, при котором учащимся предлагается проблема, которую они сначала прорабатывают самостоятельно, затем обсуждают в парах, далее — в четверках и в завершении происходит общее обсуждение вопроса и совместное принятие решения.
«Выбери позицию» — это метод, при котором предлагается проблемный вопрос, имеющий две противоположные точки зрения и соответственно три позиции: «да», «нет», «не знаю, не определил собственную позицию»; учащиеся выбирают определенную позицию, формируя три группы, обсуждают правильность своей позиции. Затем каждая группа аргументирует свою позицию, после чего происходит коллективное обсуждение проблемы и принятия решения.
«Синквейн» — это метод творческой работы, который позволяет учащимся лаконично выразить своё отношение к определенной теме. Учащимся предлагается написать 5 строк:
- Существительное (название темы);
- Два прилагательных (определение темы);
- Три глагола, показывающие действия в рамках темы;
- Фраза из 4 слов, содержащая отношение автора к теме;
- Вывод, завершение темы, выраженной любой частью речи.
Рассмотренные интерактивные методы обучения не охватывают всего многообразия методов данной направленности, но позволяют понять специфику организации учебной деятельности учащихся в ходе ориентации на интерактивное взаимодействие участников учебного процесса. Они требуют от учащихся активности при решении учебно-познавательной задачи, обращению к субъектному опыту. Интерактивные методы обучения учат учащихся эффективно работать в команде, обогащают их субъектный опыт личностно значимыми знаниями.
В контексте вышесказанного важно выделить ещё одно направление организации интерактивного обучения — это использование компьютерных интерактивных технологий [3, 4]. Компьютерные интерактивные технологии предоставляют широкий спектр средств визуализации учебного материала, поддерживающих возможность взаимодействия с ним учащихся, как в индивидуальном режиме, так и групповом.
Таким образом, интерактивные методы обучения выступают средством активизации познавательной деятельности обучающихся, позволяют вовлечь учащихся в процесс открытия новых знаний, активизируя при этом их личную заинтересованность и накопленный субъектный опыт, способствуют формированию направленности на самообучение и саморазвитие.