Основные направления повышения качества и достоверности результатов компьютерного тестирования знаний

NovaInfo 44, с.22-25, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Технические науки
Просмотров за месяц: 1
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассматриваются основные направления повышения качества и достоверности результатов компьютерного тестирования: разработка инновационных форм тестовых заданий; разработка методов повышения качества тестовых заданий; разработка методов и алгоритмов количественной и качественной оценки результатов компьютерного тестирования; разработка адаптивных стратегий компьютерного тестирования.

Ключевые слова

ТЕСТИРОВАНИЕ, ИНФОРМАТИЗАЦИЯ, ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Текст научной работы

Информатизация образования как приоритетное направление развития системы образования, инициирует процесс создания и использования дистанционных систем компьютерного тестирования для оценки уровня знаний обучаемых.

Ошибка измерения уровня знаний с помощью компьютерного тестирования описывается следующим уравнением:

T=T^{'} \pm \bigtriangleup,

где T — истинный тестовый балл, который бы получил пользователь при отсутствии ошибки компьютерного тестирования; T' — наблюдаемый тестовый балл, фактически полученный пользователем в процессе компьютерного тестирования; \bigtriangleup – ошибка компьютерного тестирования.

Ошибка компьютерного тестирования включает систематическую и случайную составляющие:

\bigtriangleup=\bigtriangleup_{sys}+\bigtriangleup_{rand}.

Систематическая ошибка \bigtriangleup_{sys} компьютерного тестирования порождается нарушением репрезентативности теста, недостаточным качеством тестовых заданий и алгоритмов обработки, ошибками в априорных данных.

Случайная ошибка \bigtriangleup_{rand} зависит от нарушений технологии тестирования, психологического состояния испытуемого и определяет уровень воспроизводимости (повторяемости) результатов тестирования. В работах [3, 5] приведен обзор проблем, влияющих на величину \bigtriangleup_{rand} при проведении итогового компьютерного тестирования знаний.

В настоящее время большое внимание уделяется вопросам повышения точности компьютерной оценки знаний пользователей веб-ориентированных систем электронного обучения.

Основные направления повышения качества и достоверности результатов компьютерного тестирования, и, как следствие, снижение \bigtriangleup_{sys}, можно представить следующими группами:

  1. Разработка инновационных форм тестовых заданий [3, 6], сочетающих отдельные элементы основных форм. Инновации в форме тестового задания заключаются в использовании мультимедиа для моделирования предметной области и действий пользователя в ней, описывающих процесс построения свободно конструируемого ответа. Инновационные тестовые задания способствуют уменьшению влияния эффекта случайного угадывания и направлены на повышение информативности и точности педагогических измерений;
  2. Разработка методов повышения качества тестовых заданий [6];
  3. Разработка методов и алгоритмов количественной и качественной оценки результатов компьютерного тестирования, создание диагностического инструментария оценки уровня сформированности универсальных учебных действий [1, 2, 4];
  4. Разработка адаптивных стратегий компьютерного тестирования [5], ориентированных на уровень знаний обучаемых и позволяющих получать более точные оценки, используя меньшее количество тестовых заданий по сравнению с неадаптивными стратегиями тестирования.

Рассмотрим сравнительный анализ эффективности адаптивного теста (Computer Adaptive Test) и теста, построенного на основе случайно выбранных тестовых заданий (RandomTest). На рис. 1 показано уменьшение стандартных ошибок, усредненных для пользователей, имеющих различные баллы.

Изменение средней величины стандартной ошибки для стратегий адаптивного тестирования и случайного выбора
Рисунок 1. Изменение средней величины стандартной ошибки для стратегий адаптивного тестирования и случайного выбора

При использовании адаптивного теста происходит более быстрое уменьшение стандартной ошибки. Например, при использовании 20 тестовых заданий при стратегии адаптивного тестирования достигается таже самая эффективность, что и при неадаптивном тесте с длинной 50 тестовых заданий. При использовании 50 тестовых заданий, средняя стандартная ошибка для адаптивной стратегии тестирования приблизительно вдвое меньше, чем для неадаптивного теста.

Проведенный анализ подходов к повышению качества и достоверности компьютерного тестирования показал, что пробелом является отсутствие в функции итоговой оценки критериев динамики процесса формирования пользователем конечных ответов на тестовые задания.

Читайте также

Список литературы

  1. Дюмина С.В. Формирование универсальных учебных действий обучающихся как объект управленческой деятельности // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2014. № 3 (34). С. 17-29.
  2. Дюмина С.В. Управление формированием универсальных учебных действий обучающихся как актуальная проблема современного образования // Известия Юго-западного государственно университета. - 2015. - №2. - с. 99-105
  3. Макушкина Л.А., Рыбанов А.А., Приходько Е.А. Электронный учебник как знаковое средство построения и организации обучения // Актуальные вопросы профессионального образования. 2009. Т. 6. № 10 (58). С. 98-100.
  4. Рыбанов А.А. Автоматизированный анализ качества процесса обучения по результатам тестирования знаний на основе диаграмм парето // Дистанционное и виртуальное обучение. 2009. № 8. С. 54-59.
  5. Рыбанов А.А. Моделирование динамики процесса оценивания ответов для тестовых заданий на установление соответствия при дистанционном тестировании знаний // Качество. Инновации. Образование. 2008. № 1 (32). С. 2-9.
  6. Рыбанов А.А. Оценка качества текстов электронных средств обучения // Школьные технологии. 2011. № 6. С. 172-174.

Цитировать

Рыбанов, А.А. Основные направления повышения качества и достоверности результатов компьютерного тестирования знаний / А.А. Рыбанов. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 44. — С. 22-25. — URL: https://novainfo.ru/article/5616 (дата обращения: 26.06.2022).

Поделиться