Технология обучения студентов диагностико-консультативной и исследовательской деятельности

№44-4,

педагогические науки

В статье рассматриваются вопросы формирования профессиональных компетенций студентов бакалавриата направления подготовки «Специальное (дефектологическое) образование.

Похожие материалы

Мы продолжаем тему, начатую в предыдущих работах [1,2,3], о формировании профессиональных компетенций студентов бакалавриата направления подготовки «Специальное (дефектологическое) образование».

Обновляются стандарты высшего профессионального образования, претерпевают видоизменение формулировки компетенций, варьируются условия обучения, но главная цель дефектологических факультетов остается – подготовить выпускника, который должен быть готов решать задачи образования лиц (детей, подростков и взрослых) с ограниченными возможностями здоровья на базе организаций образования, социальной сферы и здравоохранения. Задачи эти достаточно сложные и многообразные, они сформулированы по каждому конкретному виду профессиональной деятельности: коррекционно-педагогической, диагностико-консультативной, исследовательской, культурно-просветительской [5, с. 4].

Сегодня актуальность формирования профессиональных компетенций возрастает в связи с введением инклюзивного образования Законом «Об образовании в Российской Федерации» 2012 года, в условиях перехода с сентября 2016 года на новый федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и новый федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Студенты кроме обязательных базовых теоретических знаний приобретают умения и навыки практической деятельности. Одной из профессиональных компетенций, формируемой в таком виде профессиональной деятельности как диагностико-консультативная деятельность, является способность к проведению психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья, анализу результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Другой профессиональной компетенцией, формируемой в исследовательской деятельности, является постановка и решение исследовательских задач, сбор, анализ и систематизация информации в сфере профессиональной деятельности [5, с. 5-6].

Рассмотрим технологию подготовки студентов к данным видам деятельности в рамках психолого-педагогического изучения детей с нарушением умственного развития (умственной отсталостью). Решению задач профессионального обучения способствует сетевая форма взаимодействия вуза и коррекционной школы, на базе которой проводилось исследование [4].

Непосредственно опытно-экспериментальной части исследования проблемы предшествовала ее глубокая теоретическая разработка. Она всегда начинается с выбора источников, сбора библиографии. Следующим этапом теоретической работы было накопление и осмысление студентами теоретического и методического материала.

В результате информационного поиска было выделено соответствующее теме научное содержание, на изучении и анализе которого было построено экспериментальное исследование. Адекватная постановка проблемы возможна при наиболее глубоком ознакомлении со всем объемом научной литературы по избранной студентом теме и предполагает углублённое понимание существа разрабатываемой проблемы. Поэтому основное содержание теоретического этапа, который включал изучение и анализ источников, предшествовало опытно-экспериментальной работе.

В качестве проблемы было выбрано формирование психолого-педагогической готовности к школьному обучению детей 8-9 лет с умеренной умственной отсталостью, трудностями в обучении (DSM-III, международная система), или с имбецильностью (Российская система). Дети обучались в подготовительном классе коррекционной школы.

Опытно-экспериментальное исследование психолого-педагогической готовности к школьному обучению у детей с интеллектуальной недостаточностью осуществлялось в три этапа. На первом этапе проводилась диагностика психолого-педагогической готовности детей к началу школьного обучения. На втором этапе был разработан и реализован комплекс коррекционно-развивающих занятий по формированию психолого-педагогической готовности к школе детей с нарушениями интеллекта. На третьем этапе состоялось контрольное диагностическое обследование по результатам коррекционно-компенсаторной работы. Наши задачи решались на первом этапе.

Целью первого - констатирующего этапа эксперимента было выявление уровня психолого-педагогической готовности к школе детей данной категории. Студенты начали с наблюдения за учебно-воспитательным процессом, проведения бесед с обучающимися, учителями, специалистами службы сопровождения (логопедом, психологом, дефектологом), контактными родителями. Параллельно изучалась доступная документация: личные дела обучающихся, протоколы обследования и заключения психолого-медико-педагогической комиссии, индивидуальные программы реабилитации детей-инвалидов, карты динамического развития обучающихся, логопедическая документация. Тщательно изучались немногочисленные продукты детской деятельности: тетради, рисунки, лепные поделки, постройки (конструкции из строительного материала).

На основании использования эмпирических и теоретических методов педагогического исследования был подобран комплекс диагностических методик для определения уровня готовности к началу школьного обучения.

Он включал: исследование произвольной сферы (методика «Домик» Н.И. Гуткиной), классификацию по заданному принципу Е.Л. Агаевой, разрезные картинки и пирамидку (по С.Д. Забрамной), парные картинки и цветные кубики (по Е.А. Стребелевой), геометрические фигуры (по В.К. Вархотовой, Н.В. Дятко, Е.В. Сазоновой). Исследование познавательной мотивации студенты проводили по картинкам и составленным ими самими вопросам, которые предполагали односложные ответы. Выбор в основном невербальных вариантов методик объясняется тем, что все пять детей с умеренной умственной отсталостью имели общее недоразвитие речи первого уровня, то есть не владели вербальным способом ответов на вопросы в достаточной степени. В предложенных методиках содержались параметры, нормативы, оборудование, техника проведения, инструкции, критерии оценивания и анализ выполнения задания.

Студенты с интересом работали с каждым ребенком индивидуально. Составляли подробные карты наблюдений и индивидуальные характеристики выполнения каждого задания каждым учеником. На заседаниях студенческого консилиума совместно анализировали ход и результаты выполнения заданий по каждой методике; проводили математическую обработку полученных качественных результатов обследования; консультировались со специалистами службы сопровождения школы и методистами школы и вуза.

Во время констатирующего эксперимента студенты фиксировали: предлагаемые задания и уровень их выполнения; понимание ребенком инструкции; характер его деятельности; оказываемый ребенку вид помощи; возможность самостоятельного исправления ошибок; характер контакта со взрослыми; отношение к выполнению заданий; уровень активности учащегося при выполнении заданий. Несмотря на схожесть качественных характеристик выполнения заданий детьми, количественные результаты получились различными. Это показал выведенный коэффициент психолого-педагогической готовности к школьному обучению, хотя общий уровень психолого-педагогической готовности обследованных детей остался низким.

Работа с данной категорией детей представляла интерес для студентов тем, что все обучающиеся были практически неречевыми, то есть недоразвитие речи было выражено от отсутствия речи до лепетного ее состояния. Один ребенок свои высказывания активно сопровождал жестами и мимикой. Другой ученик пользовался предложениями из одного-двух слов. Это дало возможность студентам на практике применить все свои накопленные теоретические знания, как в области логопедии, так и в области олигофренопедагогики, сформировать необходимые профессиональные компетенции, получить опыт работы по будущей профессии.

Список литературы

  1. Меженцева Г.Н. Организация исследования межличностных отношений подростков с ментальными нарушениями: Образование и наука: современное состояние и перспективы развития: сб. науч. тр. по мат-лам Междунар. науч.-практ. конф. 31 августа 2015 г.: Часть 3. Тамбов, 2015. С. 65-66.
  2. Меженцева Г.Н. Об исследовании студентами особенностей эмоциональной сферы детей с общим недоразвитием речи // Вестник научных конференций. 2016. №1-5 (5). С. 127-128.
  3. Меженцева Г.Н. О системе общепрофессионального роста студентов  будущих учителей // Вестник научных конференций. 2015. № 4-1 (4). С. 106-108.
  4. Меженцева Г.Н. Сетевая форма взаимодействия школы и вуза // Вестник научных конференций. 2015. № 2-4 (2). С. 90-91.
  5. ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование. Приказ Министерства образования и науки РФ от 01.10.2015. № 1087.