К 125-летию специального образования на Смоленщине

NovaInfo 46, с.309-314, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 2
CC BY-NC

Аннотация

Автор прослеживает становление системы специального образования в Смоленском регионе на примере первого учреждения – училища для слепых детей.

Ключевые слова

УЧИЛИЩЕ ДЛЯ СЛЕПЫХ ДЕТЕЙ, СМОЛЕНСКИЙ РЕГИОН, СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Текст научной работы

125 лет назад 7 мая 1891 г. в городе Смоленске открылось первое учреждение системы специального образования - училище для слепых детей. Специальное образование в России представляет собой сложный процесс, который имеет длительную историю развития, постоянно изменяется в культурно-исторической перспективе. Его изучение требует учета различных форм исторического времени, исторической практики и познания.

Вопросами истории становления и развития специального образования занимались многие ученые. Одним из первых исследований, посвященных становлению и развитию системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии можно назвать работу Е.В. Герье и Н.В. Чехова «Вспомогательные школы для отсталых детей» [1], которая касается вопросов истории возникновения первых учреждений для умственно отсталых детей. Изучением вопросов организации обучения и воспитания данной категории детей занимались И.И. Данюшевский (1931), Т.А. Власова (1983),
Х.С. Замский (1995), перу которого принадлежит наиболее обобщающий труд, касающийся истории организации обучения, воспитания и развития умственно отсталых детей «Умственно отсталые дети. История их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины XX века».

В исследованиях Л.Г. Басовой, С.Ф. Егорова, Г.Н. Батова, К.Г. Дердик, Г.В. Кузнецовой раскрыты вопросы становления и развития системы специального образования детей с нарушением слуха. В.А. Феоктистова,
З.И. Марголин посвящают свои исследования становлению и развитию системы образования слепых и слабовидящих лиц. Эти исследования были выполнены в советский период.

На современном этапе изучение отечественной системы специального образования рассматривается как предмет комплексного анализа. Именно такой подход впервые обосновал в своих работах Н.Н. Малофеев [3], где автор рассматривает отечественную систему специального образования как часть мировой системы специального образования, дает анализ процесса становления и развития отечественного специального образования и выделяет этапы его развития.

Анализ работ этих и других авторов позволяет сделать вывод о том, что в основном исследования касаются становления и развития системы специального образования в России отдельных категорий лиц
с отклонениями в развитии, либо социокультурных аспектов становления специального образования. Однако следует подчеркнуть, что
в освещении данной проблемы в основном описывается открытие первых учреждений для этих детей в центре страны, и совсем нет работ советского периода, где представлено положение детей и подростков с отклонениями
в развитии в провинциях и на ее окраинах.

В настоящее же время проблема изучения процесса становления и развития специального образования представляет интерес в связи с новой исторической действительностью. Переоценка политических, правовых, экономических, социокультурных и образовательных ценностей, затронувшая в последнее десятилетие российское общество, несомненно, коснулась и положения детей с различными отклонениями в развитии.

Открытие новых типов и видов специальных (коррекционных) образовательных учреждений, разработка, создание и внедрение новых адаптированных основных общеобразовательных программ, коррекционно–развивающих программ для детей с ограниченными возможностями здоровья, переосмысление ценностей самого специального образования как системы, созданной государством для лиц с отклонениями в развитии с целью обеспечения им равных возможностей в получении образования, – эти и многие другие факторы актуализируют данную проблему.

Процесс развития специального образования на Смоленщине отражает как общие закономерности истории обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии, так и специфику становления специального образования в регионе, обусловленную местными социально–экономическими, культурными особенностями: более поздний характер и продолжительные сроки периодов развития системы специального образования; неравномерность распределения специальных (коррекционных) образовательных учреждений на территории области; недостаточное развитие служб раннего выявления нарушений развития у детей и определения их особых образовательных потребностей.

Истоки специального образования на Смоленщине связаны с днем официального утверждения устава и состава Попечительства императрицы Марии Федоровны о слепых в феврале 1881 года. Главными целями Попечительства являлись: «призрение, воспитание, обучение слепых детей и подготовление их к самостоятельной деятельности; попечение о взрослых слепых посредством помещения их в заведения, в которых они могли бы изучать доступные для них ремесла, а также поддержка семейств их и тех лиц, которые взяли бы их на свое содержание, или же посредством помещения в богадельни и т.п. учреждения неспособных к труду, слабых и престарелых»
[6, с. 13].

В Смоленской губернии отделение Мариинского Попечительства о слепых было открыто в октябре 1881г. Его представителем стал заведующий губернским акцизным управлением, действительный статский советник Аполлон Андреевич Фон Зигель. Организованная Попечительством всеобщая перепись слепых 1886 года показала, что Смоленская губерния по количеству незрячих занимает 6-е место в России: на 10 тысяч населения здесь приходилось в среднем 34 слепых [7].

25 января 1890 года на заседании Смоленского губернского земского собрания А.А. Фон Зигель прочел отношение по поводу учреждения школы слепых в городе Смоленске. Собрание предписало постоянно действующему органу местного самоуправления – земской управе – к следующему собранию представить подробный доклад по этому вопросу. В 1890 году образованный комитет по управлению училищем послал «для ознакомления способам обучения и воспитания слепых» в Петербургское Александро-Мариинское училище для слепых учительницу смоленского городского женского двухклассного училища Александру Викторовну Замятину, которая впоследствии стала первой заведующей Смоленским училищем слепых.

Доклад по ходатайству уполномоченного Попечительства слепых ведомства императрицы Марии Федоровны об открытии специализированного учебного заведения в Смоленске был прочитан 22 января 1891 года на следующем губернском земском собрании председателем земской управы Александром Васильевичем Рачинским. Губернское земство, признав, что «забота об общественном призрении» есть одна из прямых обязанностей органов местного самоуправления, большинством голосов «нашло желательным выдачу пособия» училищу слепых, установив ежегодный размер субсидий в 250 рублей [2, с. 7].

Официальное открытие Смоленского училища для слепых состоялось 7 мая 1891 года в присутствии представителя Мариинского Попечительства А.А.Фон Зигеля, епископа Смоленского и Дорогобужского Гурия и Смоленского губернатора Василия Осиповича Сосновского. Первым зданием училища в городе Смоленске был арендованный комитетом по управлению училищем слепых дом Розонова, находившийся на первой линии Солдатской слободы (ныне Красноармейская слобода). Первыми учениками школы слепых стали три мальчика из крестьян Гжатского, Смоленского уездов и один мальчик из мещан Рославльского уезда Смоленской губернии. В конце 1891 года число учащихся в Смоленском училище насчитывало 30 человек [3].

Всего на территории Российской империи Попечительством о слепых в 1891 году было организовано одиннадцать учебных заведений для слепых мальчиков, к 1900 г. насчитывалось 24 училища для слепых детей, в том числе два училища (Тульское и Полтавское) для девочек.

Начав с десяти школьников, которых смог принять Константин Карлович Грот, председатель Попечительства о слепых, в частную и единственную в 1881 году школу для слепых детей в России, число незрячих учащихся достигло в империи тысячи человек по прошествии тридцати лет. Конечно, для многомиллионной страны это не такой большой показатель, но здесь важна динамика роста и неуклонная тенденция развития сети специальных школ. Накануне Октябрьской революции в России существовало 35 учебных заведений для слепых детей.

Большой вклад в тифлопедагогику и разработку методик обучения слепых общеобразовательным предметам сделал профессор Ленинградского педагогического института им. А.И. Герцена Борис Игнатьевич Коваленко (1890-1969). Он родился в Литве, закончил юридический факультет Петербуржского университета. Работал в Смоленской области учителем сельской школы. Среди его учеников был А.Т. Твардовский. В 1921 году Борис Игнатьевич перенёс тиф и из-за этого почти полностью лишился зрения. Несмотря на потерю зрения, он ещё три года работал сельским учителем. В 1924 году Б.И. Коваленко становится заведующим школой для слепых в городе Смоленске и добивается того, что руководимая им школа для слепых
в Смоленске становится лучшей в стране. В течение пяти лет под его руководством школа слепых преображается. Активизируется учебно-воспитательная работа, применяются новые наглядные пособия, широко применяется экскурсионный метод обучения. Трудовое воспитание, которому Б.И. Коваленко отводил наиважнейшую роль, осуществляется в трех ремесленных мастерских: щеточной, трикотажной и швейной [4]. Он организовал учебные занятия в мастерских, построил для них новые помещения, ввёл обучение трикотажному делу. Школа наладила связь с колхозом, учащиеся на лето выезжали в село, занимались основами овощеводства, ухаживали за животными.

Б. И. Коваленко утверждал, что цели и задачи образования слепых такие же, как и у зрячих. Но для успеха работы требуется определённое изменение методики проведения занятий, соответствующее оборудование учебного процесса, а главное, учёт состояния остаточного зрения и требований коррекции и компенсации дефектов развития. Он считал обязательным создание специальных школ для слабовидящих детей.

По инициативе Б.И. Коваленко в Смоленске был осуществлён эксперимент по организации совместного обучения и воспитания слепых и зрячих, начиная с детского сада и затем с пятого класса школы. В результате эксперимента были сделаны следующие выводы:

  1. Совместное обучение слепых и зрячих в детском саду и затем с пятого класса школы доступно далеко не всем. Целесообразно включать слепых детей в класс для зрячих лишь небольшими группами по два-три человека.
  2. Необходим специальный инструктаж, систематические встречи тифлопедагогов с воспитателями детских садов и учителями массовой школы, работающих в классах, куда направлены слепые дети. В ряде случаев следует предоставлять специальные пособия.
  3. Слепые дети, посещающие школу для зрячих, должны жить в своей школе для слепых, им надо оказывать помощь при подготовке домашних заданий и проработке тем, требующих специальных технических средств [5].

Мы сегодня, как и наши коллеги много лет назад, проводим дискуссии и многочисленные эксперименты по интеграции, инклюзивному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья. Современные выводы, к которым мы приходим, слово в слово повторяют выводы Б.И. Коваленко, сделанные 90 лет назад.

Сегодня система специального образования в Смоленской области имеет достаточно разветвленную структуру, представлена образовательными коррекционными организациями для таких категорий детей как: слепые, слабовидящие, глухие, слабослышащие, с нарушением опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, с нарушениями речи, умственно отсталые. Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, с особыми образовательными потребностями, детям-инвалидам придется интегрироваться и стать членами инклюзивного образования на всей территории Российской Федерации. Мы, педагоги и психологи специального образования, сегодня обладаем огромным арсеналом специальных средств, приемов, методов, технологий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья всех категорий. Результаты этого опыта от Элен Келлер до Ольги Скороходовой до сих пор поражают и будоражат умы студентов-дефектологов. Мы готовы к инклюзии, интеграции. Готовы оказать помощь педагогам массового образования, научить их работать с такой наисложнейшей категорией воспитанников.

Читайте также

Список литературы

  1. Вспомогательные школы для отсталых детей / под ред. Е.В. Герье и Н.В. Чехова. М., 1923. 171 с.
  2. Кононов В.А. История одной школы. Смоленск, 2001.72 с.
  3. Малофеев Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Россия. М.: Просвещение, 2010. 319 с.
  4. Меженцева Г.Н. К 125-летию основателя отечественной тифлопедагогики Б.И. Коваленко (из истории инклюзивного и специального образования на Смоленщине): Вопросы образования и науки: теоретический и методический аспекты: сб. науч. тр. по мат-лам Междунар. науч.-практ. конф. 30 июня 2015 г.: Часть 1. Тамбов, 2015. С. 131-132.
  5. Меженцева Г.Н. Формирование менталитета толерантности в условиях инклюзии (из истории специального образования). В сб.: Социально-психологические проблемы ментальности/менталитета: сборник научных статей Х1 Международной научно-практической конференции / под ред. Н.П. Сенченкова; Смоленский государственный университет. – Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2014.-Вып.11. С.143-146.
  6. Отчет Попечительства императрицы Марии Александровны о слепых за 1909 г. СПб., 1910. 76 с.
  7. Яблонский А. Новооткрытое в г. Смоленске училище для слепых мальчиков // Смоленские епархиальные ведомости. 1891. №13 от 15.07.1891. С. 62-67.

Цитировать

Меженцева, Г.Н. К 125-летию специального образования на Смоленщине / Г.Н. Меженцева. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 46. — С. 309-314. — URL: https://novainfo.ru/article/5970 (дата обращения: 02.04.2023).

Поделиться