Человеческий фактор и проблема духовности в новом миропорядке

NovaInfo 44, с.345-348, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Социологические науки
Просмотров за месяц: 0
CC BY-NC

Аннотация

В статье анализируется о нравственных факторах Восточных народов таких как: уважительное отношение к старшим, тесные связи с родственниками их поддержка во всём, мирное сосуществование с соседями, их доброта, сострадание, искренность.

Ключевые слова

СОСТРАДАНИЕ, ИСКРЕННОСТЬ, ДОБРОТА, ПОДДЕРЖКА, ОТНОШЕНИЕ К СТАРШИМ, УВАЖЕНИЕ, ВОСТОК, НРАВСТВЕННОСТЬ

Текст научной работы

Глобализационный прогресс XXI века внёс свою лепту в формированию политической, социальной, экономической и духовной картины современного общества. Меняющийся мир в наших глазах приобретает следующие качества. Во-первых, развитием жизненного темпа мир охвачен бушующим колоритом; во-вторых, требование рыночных отношений выдвигает на повестку дня бдительный подход ко всему, точный расчёт во всём; в-третьих, нужно считаться теми процессами, что происходит в других странах и развивать чувство причастности этим событиям; в четвёртых, выросли возможности воздействовать на мировой прогресс каждой политической, социальной группы, коллектива, а также человека.

В этих условиях стало невозможным жить в изолированном и тесном мире, довольствоваясь лишь своими традициями и образом жизни.

Логика изменения миропорядка диктует изменения общества и граждан. В этом, конечно, особое место имеет человеческий фактор.

Человеческий фактор, проблема интереса личности во все времена предполагало принцип справедливого распределения блага общества. На Западе это решалось путём, с одной стороны удовлетворением индивидуальных интересов личности, с другой - достичь всеобщего равенства.

В отличии от Западных ценностей материальных и реальных интересов, для Восточных народов всегда наивысшее значение имели нравственные факторы: уважительное отношение к старшим, тесные связи с родственниками, их поддержка во всём, мирное сосуществование с соседями, откуда вытекали такие качества как, доброта, сострадание, искренность и т.д. Эти духовные ценности выстраиваются одной цепочкой и образуют своеобразную иерархию. Повреждение хотя бы одного звена этой системы, ведет к разрушению личности и общества, а далее и государства. Иерархическая система нравственных устоев всегда считалось основным достоянием Восточного образа жизни.

Запад боролся за общее равенство веками. На этом пути были приведены в жертву некоторые нравственные ценности: милосердие, доброта, готовность помочь попавшему в беду, мужество, справедливость, сострадание, достоинство. Общее равенство, либеральные ценности сделали Западные страны могучими, развитыми, но вместе с тем там закрепились и такие качества у людей, как, индивидуализм, эгоизм, конформизм, маргинальность, цинизм. Цинизм как крайнее выражение бездуховности – это и надругательство над историческими достижениями культуры человечества, и глумление над нравственными принципами, и осмеяние дорогих людям идеалов, и попрание человеческого достоинства.

Как отмечает Президент И.А.Каримов, для активизации человеческого фактора необходимы три основные принципа – нравственность, просвещение и воспитание. Вопрос состоит в том, чтобы правильно и пропорционально распределить их формировании личности. Например, если активизировать просвещение в отрыве от нравственности, то откроется путь к таким порокам как, алчность, ксенофобие, отчужденность личности от общества, безразличие ко всему, апатия.

Последние 200 летнее развитие цивилизаций показало, что однобокое развитие научно-технического фактора, наименьшее уделение внимания нравственности приводит к моральной деградации личности, обнищанию духовного мира человека.

В основе нравственности всегда лежит несовпадение двух начал – стремление к собственному благу и сознания ответственности перед другими людьми. Регулирующая роль нравственности нацелена на то, чтобы соединить волю каждого человека с бесчисленным количеством других человеческих воль.

Нетрудно убедиться, что во всяком обществе существует некое согласие, своеобразный консенсус относительно того, что считать моралью. Нравственный консенсус общества может видоизменяться или меняться коренным образом. Величайщим поворотом в нравственном прогрессе всего человечества сегодня можно считать новое осмысление понятия «общественное благо», позволяющее иначе взглянуть на отношение к войне и миру, к окружающей природной и социальной среде. Цивилизация долго шла к осознанию того, что в понятии общего блага воплощена не только защита интересов всего человечества, но и необходимость создания условий для развития каждой личности, условий, достойных человека.

О нравственности и духовности не раз говорил в своих произведениях И.А. Каримов: «Духовность – не дар небес. Чтобы она раскрылась в человеке, он должен потрудиться сердцем и совестью, умом и руками. Это сокровище даёт устойчивость человеку в жизни, не позволяет судить его взгляды до простой наживы, спасает в момент трагедии и укрепляет волю в дни материальных невзгод».

Современное образование, духовный прогресс, идейная убеждённость, возросший уровень политической, правовой, духовной культуры станут основой нового менталитета восточных обществ. Наряду с лучшими традиционными, унаследованными из цивилизованного прошлого чертами национального характера – мудростью, добротой, верой, щедростью души, открытостью, толерантностью и другими в этом новом менталитете прочное место займут такие свойства гражданской личностной культуры как политическая информированность, самостоятельность суждений, национальная гордость за легитимное, стабильное мирное развитие общества, ответственное понимание своего места и роли в этой жизни в соответствии со своими правами и свободами, убежденность в необходимости гармоничного развития нравственных и демократических устоев общества.

Однако новое качество национального менталитета сформируется не сразу и не само собой. Потребуются годы и годы упорного труда всего общества и каждого его члена во всех сферах жизнедеятельности страны, ведь духовное развитие общества происходит медленно и иногда мучительно, сопровождаясь и с позитивными и негативными тенденциями.

Читайте также

Список литературы

  1. И.А. Каримов. Узбекистан свой путь обновления и прогресса. – Т.: Ўзбекистон, 1992. – 66 с.

Цитировать

Нишанова, Ф.М. Человеческий фактор и проблема духовности в новом миропорядке / Ф.М. Нишанова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 44. — С. 345-348. — URL: https://novainfo.ru/article/5684 (дата обращения: 26.06.2022).

Поделиться