Кризисные центры, как система социальной поддержки населения

NovaInfo 47, с.357-361, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Социологические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 69
CC BY-NC

Аннотация

В данной статье рассматривается понятие кризисного центра, как социальной системы поддержки населения. Предоставляется характеристика влияния кризиса в жизни каждого человека и общества в целом, роль кризисных явлений на формирование межличностных отношений и функционирование социальной поддержки населения. Выделены основные кризисные центры в городе Барнауле, обозначена деятельность данных центров и их значимость в социуме. В статье анализируется востребованность платных услуг в кризисных центрах.

Ключевые слова

ЦЕНТР, КРИЗИС, ПОДДЕРЖКА, ОБЩЕСТВО, ЖЕНЩИНА, ОТНОШЕНИЕ, СОВРЕМЕННОСТЬ, МУЖЧИНА

Текст научной работы

В данной статье рассматривается понятие кризисного центра, как социальной системы поддержки населения. Предоставляется характеристика влияния кризиса в жизни каждого человека и общества в целом, роль кризисных явлений на формирование межличностных отношений и функционирование социальной поддержки населения. Выделены основные кризисные центры в городе Барнауле, обозначена деятельность данных центров и их значимость в социуме. В статье анализируется востребованность платных услуг в кризисных центрах.

Россия переживает очередную историческую эпоху, характеризующуюся кризисами политической и экономической системы, пересмотром законодательной базы, реорганизацией системы государственного самоуправления, социально-экономическим переустройством.

Все эти процессы не могут не отражаться на психологическом состоянии людей, их физическом здоровье, материально-финансовом благополучии, что приводит к переоценке жизненных ценностей и установок, изменению представлений о социально допустимом поведении.

Кризис – это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе, угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде. Кризис может пониматься и как этап в развитии социально-экономической системы, необходимый для устранения напряжений и неравновесия в ней. Может возникнуть ситуация, при которой механизмы, связанные с существующей системой регуляции, оказываются не в состоянии изменить неблагоприятные конъюнктурные процессы, когда обостряются противоречия, развивающихся в недрах важных институциональных форм, определяющих режим накопления материальных благ. В ходе кризиса оказываются нежизнеспособными самые важные закономерности [2].

Основная государственная задача по отношению к социальной сфере деятельности - это обеспечение индивида, социальной группы, населения заключается в комплексном, разностороннем решение различных проблем, обусловленных социальными рисками. Основным социальным риском является утрата или отсутствие изначально основного источника дохода в силу ограниченных возможностей, возникающих у человека по состоянию здоровья (например, граждане преклонного возраста, беременные женщины, лица с временной и стойкой утратой трудоспособности) или в связи с социальными обстоятельствами (например, осужденные, беженцы, переселенцы, безработные, мигранты).

Система социальной защиты это целенаправленная деятельность государства, ставящая своей целью ослабление дифференциации доходов, смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов.

Основными целями социальной политики (социальными приоритетами) являются:

  • достижение улучшения материального положения и условий жизни людей;
  • обеспечение занятости населения, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы;
  • гарантии конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем;
  • переориентация социальной политики на семью, обеспечение прав и социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям и молодежи;
  • нормализация и улучшение демографической ситуации, снижение смертности населения, особенно детской и граждан трудоспособного возраста; улучшение социальной инфраструктуры;
  • оказание помощи и поддержки недееспособным гражданам, женщинам ставшими жертвами насилия.

Для эффективного оказания помощи в разрешении кризисных ситуаций в данный период времени становится столь значительным появление кризисных центров, как основы социальной поддержки граждан.

Кризисный центр - учреждение социального обслуживания, предназначенное для оказания помощи и социальной реабилитации, подвергшихся физическому или психическому насилию, потерявших жилье или работу, оказавшихся в экстремальных психологических и социально-бытовых условиях [ ].

В настоящий момент в России государственных и негосударственных центров поддержки женщин в кризисных ситуациях гораздо больше, чем для мужчин. Это соотношение отражает сложившиеся приоритеты и степень осознания обществом актуальности помощи женщинам по сравнению с мужчинами. Но стоит отметить, что многие проблемы, связанные с положением женщин, являются следствием проблем положения мужчин.

В современном мире, существуют кризисные центры различной направленности. Общество старается защитить женщин, детей, мужчин от различного рода проявления насилия и другого ущемления их прав. В Алтайском крае г. Барнауле существует следующие кризисные центры: Краевой кризисный центр для женщин, Краевой кризисный центр для мужчин, Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства, Центр социальной реабилитации инвалидов и ветеранов боевых действий.

В выше перечисленных центрах проводятся консультации специалистов (психологов, юристов, специалистов по социальной работе); направление работы по профилактике работы с детьми дошкольного возраста, школьного возраста; помощи, как детям так и взрослым в преодолении сложных жизненных ситуаций. Кризисные центры предоставляют помощь в различных формах. Одна из них - телефонная линия доверия. Цель телефонного контакта - выслушать, понять проблему, поддержать, определить вид необходимой помощи и организовать, если надо, консультацию. Помимо этого можно получить подробные сведения о месте и режиме работы специалистов и другие необходимые данные.

Линия доверия имеет большое эмоциональное значение для женщин подвергшимся насилию или детей, в большинстве случаев не кому довериться, раскрыться, признаться, а в данном виде поддержки анонимность является решающим фактором.

Основные причины стрессовых (кризисных) ситуаций для женщин, обращающихся на линию доверия: домашнее насилие против женщин и детей; изнасилование; внутрисемейные отношения (конфликты между супругами); безработица или угроза потери работы; ухудшение состояния физического и психического здоровья женщины или детей; конфликты между родителями и детьми; юридические проблемы; конфликты на работе, в трудовом коллективе; уход из жизни близких людей.

Следующая форма работы кризисного центра - очное консультирование. В этом случае общаются непосредственно со специалистами в конкретной области. Помощь может быть организована по следующим направлениям: социально-психологическая поддержка (ее цель - прояснение жизненной ситуации, прежде всего для самого клиента); психотерапевтическая, немедикаментозная помощь в случае депрессии и страхов; юридические консультации по текущему законодательству; группы поддержки, группы по росту уровня самооценки и самосознания.

Существует третья форма помощи женщинам в кризисной ситуации - убежище. Создание убежища -- задача довольно трудная для нашего общества как с юридической, так и с материальной точки зрения. Убежище - это место, куда может прийти вместе с детьми в любое время, если детям угрожает опасность, насилие. В убежище можно рассчитывать на одежду, еду и комнату. Цели пребывания в убежище: иметь возможность почувствовать себя в безопасности; подумать о своей жизни в будущем и принять решение о дальнейших действиях. Во время пребывания в убежище проводят работу сотрудники центра, помогая осознать сложившуюся ситуацию, поддерживая, но не опекая.

В кризисных центрах предоставляется часть услуг на платной основе, Услуга – это хозяйственная деятельность, направленная на удовлетворение потребностей заказчиков – физических или юридических лиц путем предоставления им духовных, социальных, материальных благ или создающая условия для потребления указанных благ.

При разработке перечня платных социальных услуг и тарифной сетки необходимо учитывать возможности и интересы населения, не нарушая при этом экономической целесообразности. Желательно, чтобы дополнительные социальные услуги приносили прибыль, направляемую на развитие системы бесплатного социального обслуживания и повышение материальной заинтересованности работников социальной сферы в качественном профессиональном труде.

В то же время качество оказания консультационных услуг во многом связано с профессиональными качествами исполнителя - как самого консультанта, так и консультационной фирмы. Анализ доктринальных подходов к критериям оценки качества консультационной услуги позволяет выделить основу ее пяти составляющих элементов: 1) информационные показатели, характеризующие информационную обеспеченность клиентов (опыт работы в данной сфере услуг, объем реализации услуг за предшествующие периоды, информация об основных параметрах предоставления консультационных услуг, ее полнота и актуальность, наличие рекламных материалов; причем данная информация должна быть предоставлена в разрезе отдельных видов консультационных услуг); 2) квалификационные требования, характеризующие профессионализм консультационной фирмы; 3) профессиональные качества консультанта (специальное образование, стаж работы, профиль деятельности - специализация); 4) профессиональность исполнения (отсутствие возвратов на исправление, количество отказов в консультационной услуге, технический уровень исполнения услуги, выполнение услуги в установленные сроки, количество услуг с использованием новых видов и прогрессивных форм обслуживания и др.); 5) качество обслуживания (эргономичность, этичность).

Государственные и муниципальные программы по социальному обслуживанию населения дополняет деятельность общественных организаций и объединений. Их вовлечение в сферу социального обслуживания населения позволяет привлечь к решению проблем малоимущих, одиноких и инвалидов дополнительные трудовые ресурсы, денежные средства, расширить перечень оказываемых социальных услуг. Учитывая, что наибольший спрос на социальные услуги формирует категория людей находящихся в сложной жизненной ситуации, особую значимость приобретает развитие социального обслуживания со справедливым ценовым порядком.

Проводимые реформы, особенно в социальной сфере, должны преследовать определенный положительный эффект. Задача государственной власти состоит в таком построении социальной стратегии, чтобы одновременно решить несколько социальных проблем, получив максимальный эффект при минимальных ресурсных вложениях.

Читайте также

Список литературы

  1. Симонян Гарник Айкарамович, Пантелеева Т.С., Червякова Г.А. Экономические основы социальной работы: Учеб. пособие. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 16 .
  2. Панов, А.М. Социальное обслуживание населения как новый сектор социальной сферы // Ученые записки. - 1996. - № 3.
  3. Топчий, Л.В. Социальное обслуживание населения: ценности, теория, практика : учеб. пособие для студентов вузов / Л.В. Топчий. - М. : Изд-во РГСУ, 2012. - 322 с.
  4. Парсонс Т. Система современных обществ. М.: Аспент Пресс, 1997.
  5. Исраелян Е.В. Как создать кризисные центры для женщин. - М., 1995.

Цитировать

Кризисные центры, как система социальной поддержки населения / Е.А. Брачкова, И.В. Дергунова, А.С. Доровских, А.В. Жабина. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 47. — С. 357-361. — URL: https://novainfo.ru/article/6369 (дата обращения: 04.12.2022).

Поделиться