Комическое в театрализованном представлении и празднике

NovaInfo 45, с.324-328, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Культурология
Просмотров за месяц: 7
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассмотрены основные приемы использования элементов комического в театрализованных представлениях и праздниках и принципы возникновения комического эффекта при использование вербального метода подачи материала.

Ключевые слова

ПРАЗДНИК, КОМИЧЕСКОЕ, ТЕАТРАЛИЗОВАННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ, ЮМОР, КОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ

Текст научной работы

В современных театрализованных представлениях и праздниках, молодые режиссеры зачастую используют приемы комического, не отдавая себе отчет, что они ими пользуются.

Наше исследование ставит цель систематизировать использование комического в структуре современных театрализованных праздников и представлений.

Комическое, как явление неразрывно связано с культурой, является его частью и возникло в контексте первых празднеств. Ведь праздник – это период освобождения накапливаемой агрессивной энергии общества, которая в обыденной жизни несет разрушительной характер [1].

Предваряя обращение к конкретному исследованию комического, его видов и способов подачи, следует обозначить его роль в празднике в исторические периоды. Например, в древнегреческом празднике в честь Диониса торжественное событие отмечалось праздничным шествием, в ходе которого отпускались шутки и бранные слова в адрес представителей власти. В Древнем Риме, в день празднования Сатурналий, рабы могли меняться местами со своими хозяевами и вдоволь смеяться над ними, таким образом выплескивая негативную энергию. В Средние века в Европе во время празднования карнавала смывались любые иерархические отношений и часто использовались анекдоты, фарсы, пародии на церковь и господ [2].

Само понятие «комического», зародившись в Древней Греции, имело философский смысл, и в самой этимологии слова уже был заложен «весёлый» характер.

Философский словарь дает такое определение: комическое (с греч. komikos – «веселый», «смешной») [3].

На сегодняшний день существует большое количество разнообразных теорий комического Аристотель [4], Ю.Б. Борев [5], К. Глинка[6], Б. Дземидок [7], Д.С. Лихачев [8], З. Фрейд [9]. Они рассматривают юмор, смех и в целом смеховую культуру как (в следующих формах/видах):

  • объективное свойство предмета;
  • результат субъективных способностей личности;
  • и следствие взаимоотношений субъекта и объекта [10].

Проанализировав значение термина «комическое» в этих теориях, можно выделить его общую характерную черту - смех как выражение реакции на происходящее и осмеяние действительности (курсив наш).

В литературе наиболее широко использование приемов комического было исследовано и разработано следующими авторами: Н.Г. Чернышевский (1855) [11], Ю.Б. Борев (1957) [5], В.Я. Пропп (1968) [12], Е.В. Сафонова (2013) [13]. Все основные приемы комического, по их мнению, служат созданию явлений, отклоняющихся от нормы, явлений, порождающих восприятие комического.

Таким образом, традиционно в литературе выделяют следующие приемы:

  • преувеличение. Представляет собой один из способов деформации явлений. Оно может затрагивать внешность (лицо, фигура, одежда), поведение (манера говорить, двигаться, жестикуляция, мимика и т. д.), ситуацию и черты характера. Частными случаями это приема считаются:
    • карикатура. Гиперболизации некоторых чисто отрицательных особенностей внешнего облика или черт характера. В карикатурном свете можно представить не только черты личности, но и черты национального характера, научные теории, религиозные верования, нравы, идеологию и т. д.
    • и пародирование. Подражанию оригиналу с одновременным преувеличением характерных его черт, с гиперболизацией их подчас до абсурда. Пародия может быть успешной только тогда, когда тот, кто ее воспринимает, хорошо знаком с оригиналом.
  • неожиданность. Сюда относят всякий сюжетный ход, поворот, который зритель или читатель не предвидел, всё, что произошло вопреки его ожиданиям и предположениям, всё, что при нормальном положении вещей не должно было произойти.
  • сопоставления, т.е. сближение нелепого с тем, что принято считать нормой. Здесь прежде всего надо сказать о выходящем за пределы обычных сравнений сходстве между человеком и предметом или же между человеком и животным.
  • обнажение контраста. Сопоставления разных, чаще противоположных (с точки зрения внешности характера, темперамента, привычек и взглядов) человеческих типов.
  • несоответствие между внешностью и тем, что за нею кроется. Демонстрация несоответствия между высоким мнением человека о своей моральной, общественной, интеллектуальной значимости и его фактической ценностью представляет собой один из основных приемов построения комического характера.
  • ироническое высказывание. Сущность иронии сводится к тому, что мнимое одобрение или похвала является завуалированным порицанием или упреком, и, наоборот, мнимое неодобрение оборачивается похвалой. Суть иронии заключается всегда в том, что кому-нибудь или чему-нибудь приписывается та черта, которая отсутствует, и тем самым ее отсутствие только подчеркивается.
  • усложнение простой задачи. Такую неловкость сплошь и рядом демонстрируют цирковые клоуны, комические актеры в театре и в кино.
  • недоразумение. Недоразумения, возникшие из-за отсутствия определенных навыков и неумения совершить какое-либо действие. Создание серии недоразумений с целью вызвать комические эффекты – один из наиболее часто применяемых приемов комического.
  • абсурдистский диалог. Отсутствие связи между репликами собеседников. Участники таких диалогов-споров не в состоянии, как правило, оперировать необходимыми аргументами, хотя взывают без конца к здравому смыслу собеседника.
  • нелепые высказывания. Самый яркий представитель этого приема – анекдот.
  • метафора. Человек смотрит на окружающий мир как бы через себя и очеловечивает его, наделяя новыми, непривычными, неожиданными свойствами.

Задачи сценариста при создании комического в сценарии праздника и театрализованного представления, заключается в том, что он должен уметь искажать, смещать, преувеличивать, преуменьшать то, о чем он пишет.

Чаще всего публика смеется, когда видит несоответствие желаемого и действительного, когда намеренно путаются явление, причина и следствие. Именно здесь возникают специфические приемы эксцентрики, буффонады, гротеска, пародии, все те приемы, что позволяют драматургу прибегать в празднике к языку метафор, который выражается не только в диалоге, но и в тех действиях, которые драматург выписывает в сценарии праздника.

Из вышесказанного следует, что на сегодняшний день профессиональные режиссеры редко обращаются к приемам комического. Автор выделяет следующие причины этого:

  1. Не всякий текст можно преобразовать в шутку.
  2. Комическое не используется в праздниках от неумения правильно определиться с приемом, который в свою очередь диктуется правильным выбором жанра и формы представления или праздника.
  3. Определение роли комического в сценарии, как драматурга. Мы можем использовать только комический номер, или же построить целый эпизод на комическом и, на конец, комическое будет связующим элементом между эпизодами (номерами).

По результатам исследования автором было выявлено, что комическое используется в специфических представлениях, таких, как клоунада и КВН, но эти представления относятся к другим жанрам искусства, отличным от театрализованных представлений и праздников.

В сфере драмы, в частности, таким фактором становится осознание внутренней конфликтности человеческого бытия, события и совмещения разнонаправленных тенденций в один текущий миг, взаимной обусловленности и наличия скрытых связей между противоположными полюсами и т.д. Отталкивание от готовых устоявшихся форм не означает все же полного и безоговорочного отказа от художественного опыта осмысления комического как эстетической категории, опыта, накопленного в жанре комедии, скорее, это обозначает этап в диалектическом процессе вечного возвращения искусства к своим истокам в поисках энергии для его обновления.

Читайте также

Список литературы

  1. Бахтин, М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Реннесанса. [Текст] / М.М. Бахтин, - М.: Художественная литература, 1990. – 545 с.
  2. Лаврикова, И.Н. Краткий экскурс в теорию праздника [Электронный ресурс]: понятие праздника // Вестник ЧГУ. 2011. № 2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kratkiy (Дата обращения 14.09.2015)
  3. Философский словарь. [Текст] / Под ред. Фролова И.Т. – М.: Республика, 2001.- 719 с.
  4. Аристотель. Риторика. Поэтика [Текст] / Аристотель,– М.: Лабиринт, 2000. – 224 с.
  5. Борев, Ю. Б. Комическое, или о том, как смех казнит несовершенство мира, очищает и обновляет человека и утверждает радость бытия. / Ю.Б. Борев, – М.: Издательство «Искусство», 1970. – 270 с.
  6. Глинка, К. Теория юмора [Электронный ресурс]: теории комического // Независимый Бостонский Альманах "Лебедь". – 2004. – № 388. URL: http://lebed.com/2004/art3865.htm (дата обращения: 11.10.2015)
  7. Дземидок, Б. О комическом [Текст] / Б. Дземидок, - М.: Прогресс, 1974. – 223 с.
  8. Лихачёв, Д.С. Смех в Древней Руси. [Текст] / Д.С. Лихачёв, А.М. Панченко, Н.В. Понырко – Л.: Наука, 1984. – 295 с.
  9. Фрейд, З. Остроумие и его отношение к бессознательному [Текст] / З. Фрейд, – СПб.: Алетейя, 2000. –285 с.
  10. Смыкова, Е.А. Особенности комического в истории российской культуры советского периода [Электронный ресурс]: Культура и цивилизация. // - Электрон. дан. - 2012. - № 4. - С. 33-48. - Режим доступа: http://elibrary.ru/aspekty-komicheskogo (Дата обращения 30.10.2015).
  11. Чернышевский, Н.Г. Возвышенное и комическое. [Текст] / Н.Г. Чернышевский, - Т2. М.: Правда, 1974. – 584 с.
  12. Пропп, В.Я. Проблемы комизма и смеха. [Текст] / В.Я. Пропп, - М.: Искусство, 1976. – 186 с.
  13. Сафонова, Е.В. Формы, средства и приёмы создания комического в литературе [Электронный ресурс]: / / Молодой ученый. 2013. №5.

Цитировать

Кудашов, В.Ф. Комическое в театрализованном представлении и празднике / В.Ф. Кудашов, В.В. Павлов. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 45. — С. 324-328. — URL: https://novainfo.ru/article/5707 (дата обращения: 27.06.2022).

Поделиться