Анализ проблемы популяризации культурного наследия среди молодежи города Белгорода

№86-1,

культурология

В статье определены основные проблемы популяризации культурного наследия в молодежной среде города Белгорода.

Похожие материалы

На сегодняшний день популяризация памятников истории и культуры является одним из способов привлечения внимания общественности и органов власти к проблемам сохранения историко-культурного наследия, изучению истории родного края. Направленность этой работы заключается в патриотическом и нравственном воспитании поколений, в том числе и молодежи, гражданской и конституционной обязанности каждого сохранять и беречь памятники истории и культуры, а также на гарантированное право обеспечения доступа к культурным ценностям.

Для выявления основных проблем популяризации культурного наследия среди молодежи г. Белгорода был проведен массовый опрос 200 молодых людей, направленный на выявление знаний о культурном наследии.

Анализ массового опроса молодежи показал:

Во-первых, большинство опрошенных понимают под культурным наследием памятники, ансамбли и достопримечательные места. На втором месте стоит ответ — «то, что оставили предки».

Можно сделать вывод о том, что мнение большинства респондентов совпадает с толкованием понятия «Культурное наследие», прописанным в Конвенции ЮНЕСКО от 16 ноября 1972 г. — совокупность элементов культурного опыта, знаний, навыков, которые позволяют индивиду свободно ориентироваться в социальном и культурном окружении.

Во-вторых, можно наблюдать, что большая часть опрошенных молодых людей не имеет представления о том, каким документом руководствуется государство в сохранении культурного наследия. Тем не менее, почти все респонденты разделяют мнение о том, что именно государство должно обеспечить охрану объектов культурного наследия.

В-третьих, оценивая политику государства, направленную на охрану культуры, лишь чуть меньше 1/3 опрошенных дают положительную оценку, большая часть опрошенных затрудняется дать какую-либо оценку, а почти 1/3 опрошенных негативно относится к результатам политики государства в сфере охраны и популяризации объектов культурного наследия на сегодняшний день, считая, что власть недостаточно сделала для сохранности и популяризации объектов культуры.

В-четвертых, в тоже время большинство респондентов считают, что состояние объектов культурного наследия г. Белгорода удовлетворительное.

Налицо наблюдается определенная противоречивость в ответах: респонденты, конечно же, делают выводы, исходя из своих наблюдений, но не имеют четкого представления о том, кто и какие мероприятия осуществляет. Выявленное противоречие между оценками состояния объектов культурного наследия России и представлениями молодежи о политике государства в сфере охраны и популяризации объектов культурного наследия является информационным сигналом для органов власти о том, что информирование населения в этом направлении организовано неудовлетворительно.

В-пятых, вызывает определенную тревогу мнение респондентов по оценке отношения молодежи г. Белгорода к объектам культурного наследия. Чуть меньше половины опрошенных отвечают, что им безразлично, как популяризируется культурное наследие народа и пропагандируется ли вообще.

Это свидетельствует о том, что необходимо воспитывать в душах молодых людей чувство ответственности за судьбу культурного наследия. Ведь только конкретные знания истории и культуры своего города, страны сформируют у молодежи уважение к прошлому, пробудят желание продолжить традиции, внести вклад в историю и культуру своего государства.

В-шестых, на вопрос «Считаете ли Вы, что облик объектов культурного наследия в г. Белгороде за последние 5 лет улучшился?» чуть меньше половины респондентов ответили, что улучшился, но в незначительной степени.

Интересна оценка респондентов основных достижений в сфере популяризации объектов культурного наследия в г. Белгороде. Большая часть опрошенных отметили проведение реставрации объектов культурного наследия в центре города. 1/3 респондентов обратили внимание на то, что на объектах культурного наследия устанавливаются QR коды, а также информационные надписи. Ведь с июля 2014 года на 32 исторических объектах в центре Белгорода появились специальные таблички и QR-коды, которые позволяют туристам и горожанам получить больше информации об истории памятников. Для этого достаточно воспользоваться приложением для считывания QR-кодов. Чуть меньше половины опрошенных отметили, что в целях популяризации объектов культурного наследия проводятся такие мероприятия как «Ночь музеев» и др. 1/4 респондентов оценили, что на объекты культурного наследия привлекаются туристы. Культурный потенциал любого города выражен в его историко-культурном наследии. Большинство туристских направлений бережно относится к своей истории как фактору привлечения туристских потоков. Наличие уникальных историко-культурных объектов может предопределить успешное развитие туризма в регионе. Знакомство с историей и историко-культурными объектами наследия — сильнейший побудительный туристский мотив. Но парадокс, конечно же, состоит в том, что эти достижения респонденты не рассматривают как часть государственной политики и не связывают конкретные мероприятия, направленные на популяризацию объектов культурного наследия, с деятельностью органов власти.

У большинства респондентов есть интерес к просветительским и развлекательным мероприятиям, проводимым в таких формах как фестивали, экскурсии и художественные выставки. 4/5 респондентов положительно относятся к возможности привлечения волонтеров к мероприятиям по сохранению и популяризации объектов культурного наследия г. Белгорода. Более половины опрошенных согласились бы стать волонтерами во время мероприятий по популяризации объектов культурного наследия. Основными задачами добровольчества в сфере культуры выступает сохранение и продвижение культурного достояния, формирование культурной идентичности, популяризация сферы культуры среди молодежи, развитие всеобщей ответственности за сохранение культурного достояния, сохранение исторической памяти.

Интересны ответы респондентов по предпочтениям в формах популяризации культурного наследия Белгородчины. Налицо устойчивая тенденция к пассивному участию: 77% выбирают как основную форму популяризации интернет. Но есть и обнадеживающие результаты: 46 % респондентов посещают часто или от времени сайты, посвященные культурному достоянию нашей страны. У респондентов также есть заинтересованность в таких формах популяризации как выставки (80%) и ярмарки (36%). Эти данные подтверждают, что традиционные формы популяризации культурного наследия не потеряли свою значимость, в том числе среди молодежи. 43 % опрошенных систематически обращаются к просмотру видео-экскурсий, посвящѐнных искусству и культурному наследию, 37% предпочитает непосредственно посетить и увидеть самим знаменитые объекты культурного наследия.

Не привлекает молодежь и такая форма популяризации культурного наследия как коллекционирование журналов с различными тематическими товарами искусства и истории мира. Также не является основной формой продвижения информации о культурном наследии телевидение: респонденты либо вообще его не включают, либо только в определѐнное время. Именно поэтому программы телеканала «Культура», посвященные культурным ценностям мира и России. Данный канал также не очень востребован молодыми зрителями, они отдают предпочтение музыкальным каналам. В тоже время среди этой категории молодежи распространено посещение выставок: раз в сезон посещают выставки. При этом предпочтение отдают выставкам изобразительного искусства с использованием современных интерактивных технологий.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

Во-первых, для результативной популяризации культурного наследия России среди молодежи специалистам, занятым в этой сфере, необходимо учитывать условия жизни, потребности, а также специфику восприятия информации, в частности, молодежью (студентами и школьниками старших классов). Для работы с этой категорией необходимы как традиционные, так и новые формы популяризации культурного наследия. Важной формой популяризации становится непосредственное включение молодежи в разные мероприятия в качестве волонтеров и активных участников. Именно активные формы, эмоционально наполненные соучастием, способствуют не только популяризации объектов культурного наследия, но и формированию чувства гражданской причастности и гордости за свою страну, ее историю и культуру.

Во-вторых, сохранение и популяризация культурно-исторического наследия среди молодежи средствами информационных технологий способствует более активному использованию его в образовательных и просветительских целях: обеспечивается более широкий доступ к нему и появляются возможности создания образовательных ресурсов нового типа, представляющих источник, адаптированный к учебным задачам. Процесс информатизации создает возможность для перехода от исследований национальной, региональной и местной направленности к международным проектам сохранения и популяризация культурно-исторического наследия как общечеловеческого достояния. Поэтому был предложен проект «Создание молодежного портала культурного наследия» на территории г. Белгорода.

Список литературы

  1. Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» Российской Федерации от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс // Режим доступа к изд.: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37318/– Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.