До конца 2000-х годов основным способом заказа такси был звонок в диспетчерскую службу. С развитием технологий, стало появляться все больше пользователей смартфонов, что и повлияло на создание первых мобильных онлайн - приложений для заказа такси через интернет, где таксопарки были объединены общей диспетчерской службой.
Первой российской системой онлайн - заказа такси является Яндекс. Такси, которая была образованна в октябре 2011 года. Яндекс. Такси представляет собой бесплатное мобильное приложение, доступное для Android и iOS. Оно позволяет быстро заказать такси, связавшись с водителем. Яндекс. Такси отправляет заказ непосредственно водителю, который находится поблизости, не обращаясь к диспетчеру. После принятия заказа водителем, показывается информация и движение машины на виртуальной карте.
В качестве особенностей Яндекс. Такси можно выделить:
- Заказ попадает непосредственно в систему, где определяется ваше местоположение, после чего начинается поиск свободных машин, которые находятся рядом с вами и удовлетворяют вашим запросам. Заказ отображается у водителя на смартфоне, и кто первый отреагирует, того и заказ.
- Заказ, в первую очередь, поступает к тем водителям, у которых выше рейтинг. Главное, что у водителя обязательно должно быть это: лицензия, хорошие отзывы клиентов, постоянный прием заказов, пунктуальность водителя. Также водители должны проходить экзамены, на данное обстоятельство повлияло недовольство потребителей в низком качестве сервиса из-за привлечения нелегальных перевозчиков. Первыми выступили таксопарки Санкт-Петербурга, которые в дальнейшем отказались от сотрудничества с сервисом.
- Поступивший заказ отправляется в две волны. В первой волне, заказ отправляется тем водителям, у которых выше рейтинг, если за 30 секунд заказ был не принят, начинается вторая волна, система начинает искать водителей, с рейтингом чуть ниже. Яндекс отмечает, что около 60-65% принятых заказов отправляются в первую волну.
- В Яндекс. Такси можно расплачиваться карточкой или Яндекс. Деньгами. Это удобно как для пассажиров, так и для водителей. Многие водители считают, что это удобно с той точки зрения, что не всегда есть возможность дать сдачу.
- По прибытию на место назначения, в приложении включает статус «В ожидании». Система тем самым, может проверить опоздал водитель или подъехал вовремя. На снижение рейтинга может повлиять 3 опоздания.
- В приложении Яндекс. Такси можно воспользоваться любим понравившимся вам тарифом. Всего существует 5 видов тарифов: «Вечерний», «Дневной», «Утренний», «Ночной» и «Выходной день». Каждый тариф обладает своими преимуществами.
- При заказе такси в приложении можно указать данные, которые устраивают вас лично, например, не курящий водитель, перевозка животных, свободный багажник, детское кресло.
- Также Яндекс. Такси запустил приблизительный расчет стоимости поездки. Он рассчитывается с учетом:
- выбранного вами тарифа;
- пожеланий к поездке;
- времени в пути и километража;
- информация о пробках.
Единственный минус приблизительной стоимости в том, что она может сильно разнится в реальности, причем на приличную сумму. По этому поводу поступает множество жалоб и отзывов пассажиров.
- Что касается самих пассажиров, то отследить нормальный или ненормальный человек сложно, поэтому Яндекс. Такси использует черный список. Можно отметить пассажира флагом, под названием скандалист и не брать заказ или быть осторожным.
- Постоянные пассажиры могут получать бонусы. Статус постоянного клиента можно получить, если будет оформлено 3 заказа через Яндекс. Такси, в связи с чем, в дальнейшем, смогут оформить 2 заказа одновременно, а это удобно когда необходимо перевезти большую компанию.
- В конце 2015 года Яндекс. Такси решил запустить автомобили со шлемами виртуальной реальности. Правда данная идея реализована только в Москве и Санкт-Петербурге. Когда пассажир наденет данный шлем, то вместо городских улиц, смогут наблюдать тропический лес. В России данная идея появилась впервые. Чтобы воспользоваться сервисом, необходимо заказать такси по тарифу «Эконом» и «Комфорт». Специально заказать такси с таким шлем не получится, тут как повезет. Если при заказе откликнется водитель со шлем, то в приложении обязательно сообщится об этом. Преимуществом является то, что дополнительно оплачивать пользование данной услугой не придется.
Таким образом, Яндекс. Такси является крупнейшей виртуальным сервисом по заказу такси в России. Он за 5 лет своего существования расширил свой таксопарк и уже существует в 25 городах России. Сервис довольно таки быстро развивается и со временем введенная совсем недавно предварительная стоимость поездки, устранит несоответствие с реальностью, что повлечет за собой приток пассажиров, заказывающих такси через Яндекс. Такси. Также водители, которые прошли экзамены, уменьшают количество конфликтных ситуаций и увеличивают положительные отзывы пассажиров.