Практически во всех городах разных государств мира есть услуги такси для перевозки пассажиров на короткие и длинные расстояния, которые отличаются своей историей, ценами, удобствами, комфортностью, временем нахождения в пути, качеством организации бизнеса и т.д. Данные услуги формируют национальные и международные логистические системы, которые эволюционно развиваются и распространяются по странам и континентам во времени и социально-экономических сферах [1-6].
История формирования и развития услуги извоза
«Конь же лихой не имеет цены:
Он и от вихря в степи не отстанет,
Он не изменит, он не обманет.» [7]
Вечер. Облака покрыли небо, скрывая лучи света. Деревья, хаотично ударяясь друг о друга, создают содрогающий шелест листвы. На улице почти никого. «Где-то близко-близко от нее раздалось протяжное, радостное конское ржание… Лошадь, мирно пощипывая траву, бродила между гряд, наслаждаясь своей нечаянной свободой.»[8] Но свобода длилась недолго. Хозяин дернул ее. Её ждала работа. Они занимались перевозками пассажиров на коммерческой основе и находились в Древнем Риме. В наемных колесницах были установлены примитивно сделанные таксометры. Сама конструкция счетчика была проста: на колесо прикреплялась лента, которая, в свою очередь, через какое-то количество метров дёргала сосуд. Из которого выпадали камушки, которые оказывались в тазике. От количества камней зависела цена перевозки. Кто же пользовался данный услугой? Самое главное, что данная услуга была не из дешевых, поэтому пользоваться ею могли только богатые купцы и состоятельные граждане. [9]
Лондон. 1630-е годы. Начали появляться прототипы автомобильных такси. Кэбы получили широкую известность благодаря романам Артура Конан Дойла, где главные герои передвигались на данном транспорте на протяжении всего цикла книг. Время идёт, все развивается. По состоянию на январь 2015г. в России насчитывается 39 349 246 единиц автомобилей.[10] Население чуть более 143 миллионов жителей. То есть примерно каждый 4-ый человек в стране имеет автомобиль. Появление автомобилей и популяризация их существенно упростило жизнь людям. Теперь вы просто садитесь в свое авто, у вас нет определенного маршрута, вам не нужно подстраиваться под расписание общественного транспорта. Это революционный вид транспорта, который существенно облегчает нам жизнь. Но не у всех есть транспорт. Почему? Многие просто не переносят процесс вождения. Другие не могут позволить тебе авто, либо просто не хотят. Но что делать, если общественный транспорт не работает, а необходимо доехать куда-то, или вы опаздываете на встречу. В данном случае вы можете воспользоваться услугами такси.
Какие компании у нас на слуху, в первую очередь, которые активны в медийной среде. Это Яндекс Такси, Uber, Gett. Многие узнают какую-то из них, возможно, пользовались даже их услугами. Но мало кто знает, что в масштабах Российской Федерации лидирует не они. А это «Рутакси», «Сатурн» и «Максим». Это тройка лидеров. Но сейчас не об этом.
Агрегаторы и их основные особенности
Агрегаторы делятся на онлайн сервисы, то есть без офиса и диспетчерской (Яндекс Такси, Uber, Gett). И традиционные диспетчерские, имеющие также свое приложение для смартфонов («Максим» и прочие). Но что оказывает значительное влияние на рынок? Это онлайн сервисы. Они переворачивают рынок с ног на голову. Агрегатор — является посредником между водителем и пассажиром, помогая им найти друг друга. Есть одно маленькое преимущество перед другими. Это закон «О такси». Там не прописаны понятия «информационный сервис» и «диспетчерская служба такси». О чем это говорит? Агрегаторы не несут ответственность за безопасность, дорожно-транспортные происшествия, опоздание на рейс. Это является большим минусом.
Что является главным для клиента такси? Скорость и стоимость. Это основной показатель при выборе способа передвижение. Ведь такси выбирается, как быстрый и комфортный вид транспорта. При этом основываясь на цене. Но ставя такие приоритеты, клиенты несерьезно относятся к безопасности, отодвинув ее на задний план. Это большая ошибка. Ведь как бы ни был опытен водитель, опасность на дороге немаленькая. В начале 2016 года компания Uber обновила свое пользовательское соглашение. В нем они четко прописали, что они не транспортная компания, и на них не лежит никакая ответственность.[11] Главные конкуренты Яндекс Такси и Gett уже давно это сделали.

По данным аналитического агентства «TrendForce», количество пользователей смартфонов будет стремительно расти. Опираясь на данные, видно, что смартфоны скоро вытеснят телефоны (см. табл. 1). Данные «eMarketer» показывают, как будет расти количество пользователей смартфонов (с. табл. 2). А почти все пользователи агрегаторов- используют для заказа смартфоны, поскольку в приложении сделать это удобнее и не все сервисы дают возможность заказать через ПК или телефон.

Борьба с «бомбилами» или «леваками»
Я помню время, когда нужно было отдать крупную сумму для того, чтобы доехать до аэропорта в Москве. Особенно на этом наживались бомбилы, то есть нелегальные водители. 6 июля Uber ввела новый фиксированный тариф до Внуково, Домодедово, Шереметьево от любой точки в черте города- 1000 рублей.[12] 28 апреля 2016г. Uber убрал фиксированный тариф, теперь стоимость поездки составляет от 700 до 1150 рублей, в зависимости от округа и аэропорта. [13]
Люди часто не задумываются, садясь в машину к незнакомцу. Что может с ними произойти, куда их повезут, как их потом искать. Почти всегда можно найти время для того, что заказать себе такси через приложение или позвонить по номеру, где все водители занесены в базу данных, их местоположение отслеживается.
Состав агрегаторов
Что представляет собой бизнес Яндекс Такси, Uber, Gett? Яндекс Такси и Gett подписывают соглашения с таксопарками, которые имеют в своем распоряжении автопарк с водителями. Из конечной выплаты за поездку часть отходит Яндекс Такси/Gett, таксопарку, остальное самому водителю. То есть, чтобы начать работать на кого-то из них, нужно начать работу с каким-либо таксопарком. Чаще всего водители таксопарков работают одновременно на 2 сервиса, чередуя их. У Uber кардинально другой подход. Компания работает напрямую с водителем, то есть исключается посредник (таксопарк), как в случае с Яндекс Такси и Gett. Клиент ничего не теряет от разных подходов, вся нагрузка ложится на водителей.
Продвижение
Для многих может показаться «Зачем заказывать такси через смартфон, если можно просто позвонить!?» Экономия времени. Вам не нужно подробно рассказывать, куда вам нужна машина, достаточно поставить точку на карте и выбрать класс авто. Всё. Заказ сделан. На экране вашего телефона отобразится местонахождение водителя, его фотография, рейтинг, модель автомобиля, номер авто и телефона. Но для многих это в новинку. И необходимо продвигать услугу.
Услугами Яндекс Такси можно воспользоваться так же через сайт. Поэтому клиенту легче объяснить, почему именно их услугами, должен воспользоваться клиент. Нужно понимать, Яндекс- известный Российский бренд, который не нуждается в продвижении. Основное отличие, что они продвигаются не только с помощью интернета, но и с помощью ТВ. Совместно с автомобильной компанией Tesla клиент может прокатиться на Tesla Model S, просто совершив определенные действия. Данную услугу продвигали всеми возможными способами. Яркая реклама на ТВ, реклама на видеохостингах, на различных сайтах. [14]
Была проведена яркая реклама в Сочи, надев чехлы с надписью «Уехали на такси» на автомобили, для стимулирования жителей отказаться от поездки за рулем в пользу их сервиса. [15]
Uber — мировой брэнд, который славится качеством, ценами и своей политикой. В России бренд не так популярен. Но за рубежом компания имеет большой авторитет. Являясь стартапом, имеет капитализацию 50 млрд$. Продвижение основано на совместной деятельности с местными игроками. Недавно в Уфе запустили сервис UberStart с водителями Lada Vesta и X-Ray, показывая, что отечественный автопром конкурентоспособен.[16] Также они выпустили бутылки вина, на которых изображены аварии, для борьбы с нетрезвыми водителями совместно с агентством Leo Burnett Moscow. [17] Так же иногда акции приводят к критике от пользователей. Летом компания провела масштабную рекламную компанию, развозя бесплатно мороженое марки Mövenpick. Компания исправно развозила угощения, но она не ожидала такого ажиотажа. Не все пользователи смогли получить подарок, и из-за этого поднялся шум, который не утихал несколько дней.[18] Также компания старается нестандартно мыслить и смотреть на проблемы. Не так давно, в знак протеста Uber доставили 15 000 писем на лошади с телегой, отреагировав, таким образом, на законопроект правительства штат Квинсленд (Австралия), по которому увеличились штрафы на водителей.[19]
Не просто такси
Компании теперь — не только сервисы по доставке пассажиров. Их услуги стремительно расширяются. Вперед всех убежала компания Gett. Совсем недавно они запустили услугу по доставке цветов.[20] Скоро появится возможность заказа пиццы.[21] Есть возможность ремонта разбитого стекла на телефоне марки Apple.[22] У Uber есть сервис UberEats, но он не работает в нашей стране.[23]
Опасность
Представляют ли такие сервисы опасность? Смотря для кого! Они переворачивают рынок своими решениями. В любом случае, от этого остается в выигрыше клиент, ведь в условиях конкуренции, рождаются более выгодные условия и предложения. Каждый игрок привносит свой функционал, который другие игроки не смогут не включить в свой перечень, иначе можно будет потерять часть клиентуры. Даже пытаясь снизить издержки и понизить цену услуги, клиенту это будет на руку.
Для кого опасность может проявиться? В первую очередь, агрегаторы сами говорят, что в случае опасности они не будут виновны, то есть они не виноваты в потерях. Но все равно, такие крупные компании, как Яндекс Такси, Uber, Gett не могут не следить за профессионализмом водителей, ведь это напрямую будет влиять на их статус. А они не готовы уходить. От них уже никуда не деться. Они облегчают нам жизнь. И с ними нам становится безопаснее передвигаться по городу и с большими удобствами. Не стоит бояться прогресса.