Современная пенсионная реформа РФ

№45-1,

Экономические науки

Сегодня на наших глазах происходит формирование законодательства, которое будет определять состояние пенсионной системы государства, как минимум, на ближайшие десять лет. От того, каким станет это законодательство зависит будущее не только ныне работающего населения, но и тех молодых людей, которые начинают свою профессиональную трудовую деятельность. Необходимо разобраться в принятых реформах, для того чтобы удачно распорядиться своей пенсией.

Похожие материалы

Актуальность выбранной темы обусловлена важнейшей социальной значимостью решения проблем развития и совершенствования системы пенсионного обеспечения, которая неразрывно связана с предыдущим опытом пенсионного реформирования в современной России.

В настоящее время сфера пенсионного обеспечения характеризуется наличием большого числа острых проблем, требующих неотложного решения.

Существующая пенсионная система является обременительной для экономики и в то же время не обеспечивает даже минимальные потребности значительных по численности слоев населения, охваченных пенсионным обеспечением.

Россия - социальное государство, политика которого направлена на создание условие, обеспечивающих достойную жизнь. Следовательно, только соответствующая социальна политика, направленная на повышение уровня и качества жизни человека, может служить основанием для признания государства социальным. Пенсионное обеспечение - важнейшая часть социальной политики государства. Дело не только в том, что пенсионеры составляют около четверти всего населения страны и основным источником средств к существованию для подавляющего большинства из них является пенсия. Пенсионеры живут обычно в семьях либо неразрывно связаны со своими близкими. В связи с этим уровень их достатка, а это, как правило, пенсия, затрагивает интересы практически всего населения.

С помощью проведения пенсионной реформы в стране государство преследует следующие цели:

  • Совершенствовать пенсионные выплаты гражданам РФ;
  • Обеспечить достойную старость пенсионерам;
  • Стабилизировать ситуацию учитывая демографический кризис;
  • Искоренить «черные» заработные платы.

Новая пенсионная формула очень сложна, многие её не понимают, в чем её суть? Раньше для получения пенсии человек должен был иметь трудовой стаж не менее 5 лет. И те, кто отработал 7 лет, и те, кто отработал 20, фактически уравнивались.

Теперь пенсия будет зависеть от стажа. Начиная с 2016-го, ежегодно минимальный стаж начал увеличиваться на 1 год, достигнув таким образом к 2024-му году 15 лет.

Государство намерено стимулировать продолжение работы граждан, увеличивая размеры пенсий за каждый следующий трудовой год после достижения пенсионного возраста.

Кроме того, более важную роль будет играть заработная плата. Что даст гражданам изменение размера отчислений с 6% до 0%? Кому выгоднее оставить эти 6%, а кому – нет?

С 1 января 2014 года вступил в силу закон от 4.12.2013 г. №351-ФЗ, согласно которому граждане 1967 г. р. и младше получили право выбора – формировать им накопительную пенсию или нет. Определиться с решением нужно было до 31 декабря 2015 г. До этого 6% страховых взносов за эту категорию граждан в обязательном порядке направлялись на накопительную часть. Сам человек мог решить только то, кому доверить управление этими средствами: государственной или частной УК либо негосударственному пенсионному фонду.

При отказе от формирования накопительной пенсии (выбор – 0%) 6% не пропадают, они перечисляются на страховую пенсию, увеличивая ее размер в будущем. Насколько это выгодно – каждый должен решить сам.

Страховая часть ежегодно индексируется государством как минимум на величину инфляции плюс 2 процента. Средства пенсионных накоплений не индексируются, они должны «работать» и прирастать инвестиционным доходом.

Конечные суммы выплат при выходе на пенсию зависят от того, насколько удачно выбранные НПФ или УК «раскрутят» эти деньги.

Если человек решил отказаться от формирования накопительной пенсии, в ближайшие два года он должен написать заявление в ПФР, при условии, что на сегодняшний день его накопления находятся в НПФ или ЧУК (частной управляющей компании).

У тех, кто этого не сделает, все 16% со следующего года автоматически будут направляться в страховую часть. Все ранее сформированные пенсионные накопления выплачиваются в полном объеме с учетом дохода от их инвестирования.

Тем, кто кроме страховой хочет получать и накопительную пенсию, нужно перевести накопления в НПФ или ЧУК. Накопительную пенсию можно формировать и в государственной УК. Для этого надо подать заявление в управление ПФР по месту жительства с указанием об отчислении 6%.

С 2014 г., в период проведения этих процедур, все 16% страховых взносов поступают на страховую часть трудовой пенсии. Граждане не теряют в пенсионных правах, так как этот капитал ежегодно индексируется исходя из уровня инфляции и доходов ПФР.

К слову, страховую часть пенсии в соответствии с реформой начисляют исходя не из абсолютных показателей, а из коэффициентов-баллов, которые начисляются в зависимости от стажа, зарплаты и возраста выхода на пенсию.

Мнения о пенсионной реформе расходятся. Федеральные СМИ, ссылаясь на экспертов, считают, что она заведет нас в тупик. Сотрудники ПФР говорят о необходимости совершенствования пенсионной системы. Что будет с пенсиями в результате реформы покажет время.

Список литературы

  1. Сираева, Р.Р., Русаков, Н.С. Пенсионная система Германии [Электронный ресурс] / Р. Р. Сираева, Н.С. Русаков // NovaInfo.Ru. 2014. - № 28. - С. 194-197.
  2. Сираева, Р.Р. Пенсионное обеспечение в РФ [Текст] / Р.Р. Сираева // Германия. – 2012. – 338 с.
  3. Михайлова, А.В., Сираева, Р.Р. Негосударственные пенсионные фонды и их роль в пенсионной реформе [Электронный ресурс] / А.В. Михайлова, Р. Р. Сираева // NovaInfo.Ru. 2014. - № 28. - С. 165-167.
  4. Каримова А.М., Сираева Р.Р. Пенсионная система РФ [Электронный ресурс] / А.М. Каримова, Р. Р. Сираева // NovaInfo.Ru. 2015. - Т. 1. - № 32. - С. 70-73.