Пассивные операции коммерческих банков

№45-2,

Экономические науки

Для каждого коммерческого банка большое значение имеют пассивные операции. В данной статье мы рассматриваем сущность пассивных операций и основные их виды. Также мы определяем насколько важную роль пассивные операции играют в банковской системе.

Похожие материалы

Актуальность данной темы заключается в том, что пассивные операции формируют основную финансовую базу, и от того, сколько денежных средств банк сможет привлечь зависит его основная деятельность, а также деятельность всей банковской системы в целом.

Пассивные операции – это операции по формированию ресурсов банка, операции по мобилизации средств, а именно: привлечение кредитов, вкладов (депозитных, сберегательных), получение кредитов от других банков, эмиссия собственных ценных бумаг. Средства, получаемые в результате пассивных операций, являются основой непосредственной банковской деятельности.

Пассивные операции делятся на две группы. Первая группа включает операции, которые формируют ресурсы, принадлежащие непосредственно банку и не требуют возврата.

Вторая группа направлена на временное привлечение средств. Таким образом, образуются заемные ресурсы. В этом случае у банка перед банками-кредиторами и вкладчиками возникают определенные обязательства. Поэтому часто операции второй группы носят название пассивных кредитных операций, при которых банк выступает в роли заемщика, а его клиенты – в роли кредиторов.

Собственный капитал банка очень важен для его деятельности. Он являет собой совокупность нераспределенной прибыли и фондов банка. При создании банка образуется уставной капитал, а в процессе его деятельности –другие фонды. Собственный капитал банка выполняет три основных функции: защитную, регулирующую и оперативную.

Основную часть пассивных операций составляют заемные ресурсы: кредиты других банков, депозиты, средства, поступившие от операций репо, и средства, которые были получены от продажи долговых ценных бумаг.

В большинстве банков основная часть заемных ресурсов приходится на депозиты (денежные средства, внесенные в форме вкладов юридическими или физическими лицами на определенных условиях). Депозиты в коммерческих банках классифицируются по ряду критериев: по валюте депозита, срокам, виду процентной ставки, категории вкладчиков, условиям внесения, изъятия или использования денежных средств и указанием получателей денег.

Выпуск коммерческими банками долговых ценных бумаг на национальном и международном рынках также относится к источникам заемных ресурсов. В перечень долговых ценных бумаг входят сберегательные и депозитные сертификаты, векселя, облигации.

С рынком ценных бумаг связан еще один источник ресурсов – операции репо. Банк продает ценные бумаги с условием обратного выкупа. Одновременно заключаются две сделки. Первая – на реализацию ценных бумаг по определенному курсу и в определенный срок, вторая – на приобретение этих бумаг по фиксированному курсу через определенный срок.

Между активными и пассивными операциями коммерческих банков существует тесная связь, так как ресурсы, имеющиеся у банка, во многом определяют структуру и размер активных операций, которые обеспечивают ему доход.

Ресурсная база, как экономический фактор, оказывает прямое влияние на ликвидность и платежеспособность коммерческого банка. Сами масштабы деятельности коммерческого банка, а, следовательно и размеры доходов, которые он получает, жестко зависят от размеров тех ресурсов, которые банк приобретает на рынке ссудных и депозитных ресурсов. Отсюда возникает конкурентная борьба между банками за привлечение ресурсов.

Формирование ресурсной базы, включающее в себя не только привлечение новой клиентуры, но и постоянное изменение структуры источников привлечения ресурсов, является составной частью гибкого управления активами и пассивами коммерческого банка. Эффективное управление пассивами предполагает осуществление грамотной депозитной политики. Специфика этой области деятельности состоит в том, что в части пассивных операций выбор банка обычно ограничен определенной группой клиентуры, к которой он привязан намного сильнее, чем к заемщикам.

При выдаче ссуды банк, а не клиент, решает вопрос о передаче денег заемщику, то есть имеет значительную возможность маневра денежными ресурсами. При привлечении денежных средств право выбора остается за клиентом, а банк вынужден вести нередко жесткую конкуренцию за вкладчика, потерять которого довольно легко. Безусловно, хорошие заемщики тоже представляют собой большую ценность и формирование их широкого круга — одна из важнейших задач банка. Но первичным все же является привлечение, а не размещение ресурсов.

Ограниченность ресурсов, связанная с развитием банковской конкуренции, ведет к тесной привязке к определенным клиентам. Если круг этих клиентов узок, то зависимость от них банка очень высока.

Поэтому банкам нужна грамотная депозитная политика, в основу которой ставится поддержание необходимого уровня диверсификации, обеспечение возможности привлечения денежных ресурсов из других источников и поддержание сбалансированности с активами по срокам, объемам и процентным ставкам.

Список литературы

  1. Зарипова, Г.М. Финансово-кредитная поддержка предпринимательства России [Текст] / Г.М.Зарипова //Наука,образование и инновации: материалы Международной научно-практической конференция.- Челябинск,2015. – Часть 1.- С.111-113.
  2. Зарипова, Г.М. Кредитование малого бизнеса в современных коммерческих банках России [Текст] / Г.М.Зарипова //Наука,образование и инновации: материалы Международной научно-практической конференция. - Челябинск,2015. – Часть 1.- С.115-117.