Творческое саморазвитие личности студентов (некоторые аспекты проблемы)

NovaInfo 45, с.272-274, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Психологические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 26
CC BY-NC

Аннотация

В статье представлены основные аспекты творческого саморазвития личности в рамках обучения в высшего учебного заведения. Отмечается, что творческое саморазвитие личности студента, как процесс, характеризуется динамичностью и активностью происходящих при этом психических сторон деятельности.

Ключевые слова

ПСИХИКА, ЛИЧНОСТЬ, ОБУЧЕНИЕ В ВУЗЕ, ТВОРЧЕСКОЕ САМОРАЗВИТИЕ

Текст научной работы

Значение саморазвития личности молодого специалиста в решении современных социально-экономических задач нашего общества выступает на первый план. Формирование у обучаемых творческих умений, коммуникативных способностей, помогающих определяться и действовать в неожиданных, противоречивых условиях воспитание стремления к саморазвитию - задачи, стоящие перед современным педагогическим образованием.

Правильное понимание категорий «саморазвитие», «творческое саморазвитие», «творческая деятельность» невозможно без уяснения понятия «творчество», его сущности. Понятие творчеству как деятельности дают многие известные ученые, такие как Б. М. Теплов, А. К. Спиркин, С. Л. Рубинштейн, В. И. Андреев.

В учебном процессе ВУЗа должно быть определено место для стимулирующих условий творческого саморазвития личности студента, поэтому, проблемы его профессионального образования могут быть решены за счет «процессов самости».

Говоря о механизме творческого саморазвития личности студента, следует заметить, что если даже каждый студент и имеет потенциальные творческие способности, его творческое саморазвитие может плодотворно происходить лишь тогда, когда он способен преодолевать трудности, возникающие на пути профессионально-педагогической деятельности и в социальной среде. Эти трудности являются одновременно сдерживающими и в то же время необходимыми условиями творческого саморазвития.

Творческое саморазвитие личности студента, как процесс, характеризуется динамичностью и активностью происходящих при этом психических сторон деятельности. Это сопровождается возникновением нового творческого начала, которое при достаточной творческой активности укрепляется, влечет за собой формирование творческой личности, но уже на более высоком уровне творческого саморазвития.

В ВУЗе должны быть созданы такие условия, в которых студенты непрерывно стремились бы к самореализации собственных творческих возможностей. Это значит, что процесс вузовской подготовки мы рассматриваем как значимый этап, стимулирующий к саморазвитию и саморегуляции.

Полноценное развитие личности может быть осуществлено только при условии, если сама личность стремится к самосовершенствованию. Поэтому представляется необходимым выделение в творческом саморазвитии субъекта его мотивационной сферы. Насколько важным является присутствие этого компонента в исследовательской характеристике личности.

Творческое саморазвитие невозможно без активной деятельности самого студента. Мотив достижения выполняет ведущую роль в процессе саморазвития личности (Х. Хекхаузен). Постановка определенных целей, направленных на саморазвитие, стремление к их реализации, позволяет достичь того значимого результата, который отражает уровень активности субъекта.

Итак, проведя анализ структурных компонентов творческого саморазвития личности студента можно обозначить механизм:

  1. Осознание студентом необходимости самопознания, самообразования, самосовершенствования, саморазвития на основе самодиагностики своих индивидуальных возможностей:
  2. Оценка результатов своей учебной деятельности, анализ причин успеха-неуспеха, осознание возможных личностно-профессиональных трудностей в дальнейшей деятельности.
  3. Осознание и самостоятельный выбор средств, способов, условий, необходимых для разрешения противоречий между требованиями к профессии и внутренней готовностью студента к их осуществлению
  4. Осознание и самостоятельный выбор средств, необходимых для преодоления барьеров творческого развития личности студента.
  5. Целеполагание студентом своего творческого саморазвития и себя как регулятора этого процесса.

Таким образом, обозначив механизм творческого саморазвития личности студентов, мы тем самым определили последовательность действия студента, при формировании структурных компонентов творческого саморазвития определив особую роль коммуникативному компоненту, признавая за студентом приоритет саморазвития в самопознании, самосовершенствовании, самоактуализации.

Читайте также

Список литературы

  1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. - Книга 1. - Казань: Изд-во Казанского университета, 1996. – 568 с.
  2. Анциферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системы / Кн. Психология формирования и развития личности. – М.: Наука, 1981. – С. 3-19.
  3. Бодалев А.А. Психология о личности. – М.: МГУ, 1988. – 188 с.
  4. Дыбина О.В. Творчество – как сущностная характеристика человеческого бытия. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 96 с.
  5. Исследование проблем психологии творчества / Под ред. Я.А. Пономарева. – М.: Наука, 1983. – 335 с.
  6. Попов Л.М. Концепция человека – как субъекта самовоспитания и саморазвития / В кн. Практические советы самопостижения и самопознания. - Казань: КГУ, 1993. – С. 3-5.
  7. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. – М.: Педагогика, 1989. – 208 с.

Цитировать

Гостюшева, Е.М. Творческое саморазвитие личности студентов (некоторые аспекты проблемы) / Е.М. Гостюшева, Л.А. Якименко. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 45. — С. 272-274. — URL: https://novainfo.ru/article/5765 (дата обращения: 05.12.2022).

Поделиться