Отношение молодежи к рекламе: социологический аспект

NovaInfo 45, с.309-312, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Социологические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 1
CC BY-NC

Аннотация

Статья посвящена разработке социологической концепции влияния рекламы на молодежь.

Ключевые слова

МОЛОДЕЖЬ, РЕКЛАМА, КОММУНИКАЦИЯ, СМИ

Текст научной работы

Реклама стремительно врывается в нашу жизнь, заполняя телеэкраны и радиоэфир, постоянно встречаясь на страницах периодических изданий, в транспорте, магазинах, на городских улицах и обочинах автострад. Буквально за несколько лет отечественная реклама сделала громадный количественный и качественный прорыв. Ее лучшие образцы могут быть признаны произведениями искусства в широком понимании этого термина.

История, развитие и становление рекламы показало нам, что реклама зародилась еще в древнейшие времена, исходя из того, что нашли египетский папирус. Как видно, еще во времена зарождения ранних культур отмечено проявление рекламы посредством письменных текстов. Учитывая изобретение собственно письменности, датируемое в разных частях света 6-8 тысячелетиями до н.э., можно вычислить и возраст рекламы, уходящей корнями в глубокую древность. Далее реклама развивалась еще сильнее с появлением должностей глашатаев и герольдов в Европе. Они считались элитами и за свою работу очень хорошо вознаграждались. И большой вклад в развитии рекламы внес изобретение Гуттенберга в 1450 г. – печатный станок. А Америка сегодня, хотя и крупный рекламодатель с красивыми неоновыми вывесками, но корни его развития лежат на Англии. Благодаря ложным рекламным листовкам, многие люди ради золота, алмаза перебрались в Америку. Что касается России, то у нас толчок для развития рекламы дали купцы, и во времена Петра I подключились и газеты «Ведомости». Бурное развитие рекламы имело место во время НЭПа, а в СССР, хотя рыночной рекламы и не было, зато политически - пропагандисткой рекламы было предостаточно. А в связи с переходом к рыночной экономике, реклама заняла широкое место в СМИ [1].

Реклама – это процесс передачи различными средствами, как правило, платной и носящей характер убеждения информации о товарах, услугах и идеях, предлагаемых представляющими себя рекламодателями. Данный процесс передачи информации может быть осуществлен в рамках рекламной деятельности, которую определяем, как «специфическую область коммуникации между рекламодателями и потенциальными потребителями». Под коммуникацией понимаем «процесс передачи рекламного обращения от источника информации (коммуникатора) к получателю посредством определенного канала [12].

Анализ отношения молодежи к рекламе и ее влияние на ценностные ориентации показал, что приоритетными ценностными ориентациями молодежи являются семья, СМИ (особое место занимают электронные СМИ) и реклама. Большая часть опрошенных молодых людей убеждены в необходимости рекламы, и меньшая часть – считает, что реклама преподносится более ярко, чем любые культурные или развивающие передачи. Исходя из этого, можно утверждать о значительном воздействии этого источника на молодежь. Почти половина молодежи полагают, что реклама разрушает традиционные, веками складывавшиеся в обществе, нормы и ценности [2; 3; 4]. Нередко, в рекламе распространяются ложные представления, наносящие урон образованию и воспитанию молодежи, негативно влияет на не окрепшую психику подростков [10]. Такая тенденция, где около одной трети молодежи не воспринимает рекламные продукты, свидетельствует о неправильном понимании производителями рекламы своей молодежной аудитории, ее потребностей, запросов и, как результат, выход на рынок неэффективных, неприемлемых с точки зрения общественной морали реклам. К сожалению, этот аспект рекламы пока не получил необходимого социологического изучения. Таким образом, реклама, являясь одним из приоритетных источников формирования жизненных ориентаций молодежи, призвана выполнять не только информационно - коммерческую функцию, но и моральную, эстетическую, развивающую функции, которые, в свою очередь, ориентируют молодежь на истинные нравственные ценности и соответствующее поведение, тем самым приобретая все большее значение в жизнедеятельности молодых людей и являясь фактором формирования образа и стиля их жизни [5; 7; 8].

Констатируя факт значительного влияния рекламы на формирование современной молодежи, нельзя не отметить ее деструктивную роль в процессе социализации подрастающего поколения, в становлении и укреплении позитивных социально-политических и нравственных качеств молодежи. Российская общественность озабочена негативным влиянием рекламы, массовым проникновением на страницы прессы, экраны телевидения, на радио, в другие СМИ рекламных образцов безнравственности, аморализма, насилия, жестокости, норм и поведения, не совместимых с российским менталитетом. СМИ, призванные нести в массы знания, культуру, высокие моральные образцы, не могут (не должны) разменивать духовные ценности на цены, обязаны быть строгими цензорами рекламы, исходя из понимания «Что такое хорошо?» и «Что такое плохо?» [6; 11].

Итак, из рассмотренного нами аспекта темы исследования, необходимо:

  • совершенствовать законодательную базу и практику рекламирования;
  • создать системы контроля, в том числе со стороны общественных организаций;
  • провести социально - психологическое исследование с диагностикой и анализом негативных тенденций воздействия рекламной информации на сознании детей и молодежи [9].

Читайте также

Список литературы

  1. Трушина, Л. Е. История отечественной и зарубежной рекламы [Текст]: Учебник / Л. Е. Трушина. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. – 248 с.
  2. Игебаева Ф.А. Современная молодежь в условиях трансформации российского общества // В сборнике: Инновационное образование, гуманизм и система ценностных ориентиров современного российского общества: проблемы и перспективы сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. Центр прикладных научных исследований. 2010. – С. 39-42.
  3. Игебаева Ф.А. Жизненные приоритеты современной молодежи.//В сборнике: Психолого-педагогические проблемы личности и социального взаимодействия сборник статей Международной научно-практической конференции. Пенза, 2010. – С. 94-96.
  4. Игебаева Ф.А. Ценностные ориентации современной молодежи // В сборнике: Уральский регион Республики Башкортостан: человек, природа, общество материалы региональной научно-практической конференции. 2010. – С. 80-83.
  5. Игебаева Ф.А. Стиль управления – главная характеристика эффективности деятельности менеджера // Наука сегодня: теоретические аспекты и практика применения: сб. науч.тр. по мат-лам Международной научно-практической конференции в 9 частях. Часть 8. – Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2011. С.60 – 61.
  6. Игебаева Ф.А. Социализирующая функция семьи в формировании личностных качеств ребенка //Актуальные вопросы технических, экономических и гуманитарных наук. Сб. статей Международной научно-практической конференции. – Георгиевск, 2011. – С.135 – 138.
  7. Игебаева Ф.А. Влияние семьи на ценностные ориентации молодежи В книге: Творчество и развитие образовательных систем. Тезисы докладов. 1997. – С. 68-71.
  8. Игебаева Ф.А. Современная молодежь в условиях трансформации российского общества // В сборнике: Инновационное образование, гуманизм и система ценностных ориентиров современного российского общества: проблемы и перспективы сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. Центр прикладных научных исследований. 2010. – С. 39-42.
  9. Игебаева Ф.А. Ценностные ориентации молодежи в современном российском социуме // В сборнике: Социально-экономические аспекты развития современного государства. Материалы III международной научно-практической конференции. 2014. – С. 47-48.
  10. Игебаева Ф.А., Нартдинова Э.Р. Интернет-зависимость – проблема современного человека // В сборнике: Информационная среда и ее особенности на современном этапе развития мировой цивилизации. Материалы международной научно-практической конференции. 2012. – С. 83-85.
  11. Игебаева Ф.А. О духовной культуре народов многонационального Башкортостана //В сборнике: Духовная культура России: прошлое, настоящее и будущее Всерос. науч.-практ. конф. Пенза, 2004. – С. 61-63.
  12. Понятие рекламы [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%BC%D0%B0 – 14.04.2012.

Цитировать

Ишмуратова, Р.А. Отношение молодежи к рекламе: социологический аспект / Р.А. Ишмуратова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 45. — С. 309-312. — URL: https://novainfo.ru/article/5776 (дата обращения: 10.12.2022).

Поделиться