Реклама стремительно врывается в нашу жизнь, заполняя телеэкраны и радиоэфир, постоянно встречаясь на страницах периодических изданий, в транспорте, магазинах, на городских улицах и обочинах автострад. Буквально за несколько лет отечественная реклама сделала громадный количественный и качественный прорыв. Ее лучшие образцы могут быть признаны произведениями искусства в широком понимании этого термина.
История, развитие и становление рекламы показало нам, что реклама зародилась еще в древнейшие времена, исходя из того, что нашли египетский папирус. Как видно, еще во времена зарождения ранних культур отмечено проявление рекламы посредством письменных текстов. Учитывая изобретение собственно письменности, датируемое в разных частях света 6-8 тысячелетиями до н.э., можно вычислить и возраст рекламы, уходящей корнями в глубокую древность. Далее реклама развивалась еще сильнее с появлением должностей глашатаев и герольдов в Европе. Они считались элитами и за свою работу очень хорошо вознаграждались. И большой вклад в развитии рекламы внес изобретение Гуттенберга в 1450 г. – печатный станок. А Америка сегодня, хотя и крупный рекламодатель с красивыми неоновыми вывесками, но корни его развития лежат на Англии. Благодаря ложным рекламным листовкам, многие люди ради золота, алмаза перебрались в Америку. Что касается России, то у нас толчок для развития рекламы дали купцы, и во времена Петра I подключились и газеты «Ведомости». Бурное развитие рекламы имело место во время НЭПа, а в СССР, хотя рыночной рекламы и не было, зато политически - пропагандисткой рекламы было предостаточно. А в связи с переходом к рыночной экономике, реклама заняла широкое место в СМИ [1].
Реклама – это процесс передачи различными средствами, как правило, платной и носящей характер убеждения информации о товарах, услугах и идеях, предлагаемых представляющими себя рекламодателями. Данный процесс передачи информации может быть осуществлен в рамках рекламной деятельности, которую определяем, как «специфическую область коммуникации между рекламодателями и потенциальными потребителями». Под коммуникацией понимаем «процесс передачи рекламного обращения от источника информации (коммуникатора) к получателю посредством определенного канала [12].
Анализ отношения молодежи к рекламе и ее влияние на ценностные ориентации показал, что приоритетными ценностными ориентациями молодежи являются семья, СМИ (особое место занимают электронные СМИ) и реклама. Большая часть опрошенных молодых людей убеждены в необходимости рекламы, и меньшая часть – считает, что реклама преподносится более ярко, чем любые культурные или развивающие передачи. Исходя из этого, можно утверждать о значительном воздействии этого источника на молодежь. Почти половина молодежи полагают, что реклама разрушает традиционные, веками складывавшиеся в обществе, нормы и ценности [2; 3; 4]. Нередко, в рекламе распространяются ложные представления, наносящие урон образованию и воспитанию молодежи, негативно влияет на не окрепшую психику подростков [10]. Такая тенденция, где около одной трети молодежи не воспринимает рекламные продукты, свидетельствует о неправильном понимании производителями рекламы своей молодежной аудитории, ее потребностей, запросов и, как результат, выход на рынок неэффективных, неприемлемых с точки зрения общественной морали реклам. К сожалению, этот аспект рекламы пока не получил необходимого социологического изучения. Таким образом, реклама, являясь одним из приоритетных источников формирования жизненных ориентаций молодежи, призвана выполнять не только информационно - коммерческую функцию, но и моральную, эстетическую, развивающую функции, которые, в свою очередь, ориентируют молодежь на истинные нравственные ценности и соответствующее поведение, тем самым приобретая все большее значение в жизнедеятельности молодых людей и являясь фактором формирования образа и стиля их жизни [5; 7; 8].
Констатируя факт значительного влияния рекламы на формирование современной молодежи, нельзя не отметить ее деструктивную роль в процессе социализации подрастающего поколения, в становлении и укреплении позитивных социально-политических и нравственных качеств молодежи. Российская общественность озабочена негативным влиянием рекламы, массовым проникновением на страницы прессы, экраны телевидения, на радио, в другие СМИ рекламных образцов безнравственности, аморализма, насилия, жестокости, норм и поведения, не совместимых с российским менталитетом. СМИ, призванные нести в массы знания, культуру, высокие моральные образцы, не могут (не должны) разменивать духовные ценности на цены, обязаны быть строгими цензорами рекламы, исходя из понимания «Что такое хорошо?» и «Что такое плохо?» [6; 11].
Итак, из рассмотренного нами аспекта темы исследования, необходимо:
- совершенствовать законодательную базу и практику рекламирования;
- создать системы контроля, в том числе со стороны общественных организаций;
- провести социально - психологическое исследование с диагностикой и анализом негативных тенденций воздействия рекламной информации на сознании детей и молодежи [9].