Воспитание психологической устойчивости у воспитанников детского дома

NovaInfo 45, с.264-267, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 2
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассматривается вопрос формирования психической устойчивости воспитанников детского дома. Вне семьи развитие ребёнка идёт по особому пути, у него формируется специфические черты характера, поведения. Причины, определяющие неблагоприятное психологическое развитие детей, воспитывающихся в закрытых детских учреждениях.

Ключевые слова

ДЕТИ, ХАРАКТЕР, РАЗВИТИЕ, ПОВЕДЕНИЕ, ВОСПИТАННИК ДЕТСКОГО ДОМА, ПСИХИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ, ФОРМИРОВАНИЕ

Текст научной работы

В условиях современных социально-экономических преобразований в нашей стране подрастающему поколению особенно необходимы морально-психологическая устойчивость, чувство гражданской и социальной ответственности, способность принимать жизненные решения.

Ребенок, который растет и воспитывается не в своей семье,— всегда нежелательное и, скажем прямо, противоестественное явление. Конечно, бывает много различных трагических обстоятельств (война, стихийное бедствие, болезни и т. п.), в результате которых ребенок может оказаться без самых близких и необходимых ему людей — матери и отца, и тогда родственники или государство берут на себя заботу о нем.

Детство – это период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, нравственные ориентации, жизнеспособность и целеустремлённость. Эти духовные качества личности не развиваются спонтанно, а формируются в условиях выраженной родительской любви, когда семья создаёт у ребёнка потребность быть преданным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других, стремление научиться самому. Чтобы ребёнок комфортно себя чувствовал в эмоциональном плане, необходимы социальные условия, которые определяют его быт, его физическое здоровье, характер его общения с окружающими людьми, его личные успехи.

К сожалению, почти во всех учреждениях, где воспитываются дети-сироты, среда обитания, как правило, сиротская, приютская, казарменная. Конечно, известен опыт лучших детских домов и интернатов, где у детей формируется психологическая устойчивость, выпускники которых сравнительно успешно вступают во взрослую жизнь.
Актуальным является подготовка воспитанников детских домов к встрече с разными сложностями, а порой опасными жизненными ситуациями.
Ведущие психологи (Л.И. Анцыферова, Л.С. Выготский) психологическую устойчивость связывают с высшим этапом развития личности, под этим системным свойством понимают активность и успешность её организации. Многие ученые рассматривают устойчивость как равновесное состояние системы, сохраняемое путём её противодействия .

Исследования, проведённые во многих странах мира, свидетельствуют о том, что вне семьи развитие ребёнка идёт по особому пути, у него формируется специфические черты характера, поведения. Причины, определяющие неблагоприятное психологическое развитие детей, воспитывающихся в закрытых детских учреждениях, можно назвать следующие:

  • неправильная организация общения взрослых с детьми, несостоятельность тех форм, которые доминируют в детских учреждениях, особенно в домах ребёнка и дошкольных детских домах;
  • непостоянство, частая сменяемость взрослых, воспитывающих детей;
  • бедность конкретно-чувственного опыта детей, проистекающая из чрезвычайной суженности окружающей среды;
  • недостаточная психолого-педагогичеcкая подготовленность воспитателей детских домов, их безучастное отношение к детям;
  • недостатки программ воспитания и обучения, компенсирующих дефекты развития детей, вызванных отсутствием семьи;
  • недифференцированный подход к детям в процессе их воспитания и обучения: помещение детей с разной степенью задержек в психическом развитии в одну группу.

Исследования показывают, что лишение детей материнской заботы с последующей психической депривацией в детских домах катастрофически сказываются на их социальном, психическом и физическом здоровье. Большинству брошенных детей детского дома не хватает личного внимания и эмоционального стимулирования, необходимого для развития. Наблюдая у таких детей недостаточное интеллектуальное развитие, ученые высказывают предположение о том, что эмоциональная депривация делает особенно актуальным сам «момент отторжения». Разлука с матерью зачастую ведет к печальным последствиям, не поддающимся реабилитации, хотя их интеллектуальное развитие может нормализоваться.
Проблема формирования психологической устойчивости детей-сирот и детей, оставшихся без родителей, требует объединения усилий социальных педагогов, психологов, педагогов-воспитателей.

Детские дома призваны выполнять не только образовательно-воспитательные функции. Перед педагогами стоит задача – выпустить в самостоятельную жизнь человека, у которого сформированы:

  • позитивное отношение к людям;
  • способность делать выбор, принимать решения и нести за это ответственность;
  • потребность в труде как образе жизни;
  • способность жить в социальном пространстве прав и обязанностей.

Детские дома имеют своей основной задачей оптимизацию социализации личности, ее полноценного развития, компенсирование недостатков развития, обеспечение правовой и психологической защищенности воспитанников и выпускников.

Совершенно очевидно, что именно дети-сироты должны проходить более глубокую подготовку к самостоятельной жизни.

Для адекватного вхождения воспитанника детского дома в систему социальных отношений должна проводиться специальная педагогическая работа, обеспечивающая овладение ребенком комплексом социальных ролей, в том числе – работа по семейному воспитанию, нравственно-эстетическому, правовому, медико-педагогическому, трудовому, а также психологическая реабилитация и развитие воспитанников.

Можно выделить наиболее эффективные виды и формы работы с детьми от 3 до 18 лет, которые могут лежать в основе реабилитационных и психокоррекционных программ влияющих на развитие детей, их психологическую устойчивость.
Это – игротерапия, т.е. использование разного рода игр, в процессе которых создаются наиболее благополучные условия для личностного роста ребенка, изменения отношения к своему "Я", повышения уровня самопринятия. В своих играх дети возвращаются к пережитым стрессовым ситуациям и переживают их до тех пор, пока не привыкнут к тому, что они пережили.

Постепенно переживания становятся менее острыми и сильными, и дети переносят свои переживания на другие объекты, используют способы нового поведения. Применение разных видов игр является ценным, так как в игре проявляется форма преодоления травмирующих переживаний. Через нее происходит снятие психического напряжения, формируется способность восприятия новых впечатлений, что способствует развитию уверенности в себе, утверждению собственного "Я", повышению самооценки, доверия взрослым.

Для определения результативности воспитательной работы возможно использовать следующие критерии:

  1. Уровень готовности к самостоятельной жизни и деятельности (измеряется при помощи метода экспертных оценок)
  2. Уровень личностной готовности дополнительно измеряется при помощи следующих методик:
    • Уровень личностной и ситуативной тревожности (по методике Спилберегера)
    • Уровень самооценки (по методике Л.Д. Столяренко)
    • Уровень агрессивности и враждебности (по методике А.Басса-А.Дарки)
    • Социометрического статуса в коллективе (по методике Морено)

Читайте также

Список литературы

  1. «Актуальные вопросы педагогики и психологии образования» (Барнаул, 11 — 12 апреля 2012 г.).Сборник материалов конференций.
  2. Серова И.Е., Солдаткина Л.Н. Программа по социализации воспитанников в условиях детского дома. 2005

Цитировать

Аскарова, У.М. Воспитание психологической устойчивости у воспитанников детского дома / У.М. Аскарова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 45. — С. 264-267. — URL: https://novainfo.ru/article/5818 (дата обращения: 05.10.2022).

Поделиться