Духовно-нравственные качества личности как факторы подготовки их к социальной жизни

NovaInfo 42, с.262-265, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 9
CC BY-NC

Аннотация

В данной статье освещены вопросы формирования духовно-нравственных качеств воспитанников «Домов милосердия», как средства подготовки их к жизни в обществе, раскрыты понятия «мораль» («нравственность») в различных интерпретациях.

Ключевые слова

ПОДГОТОВКА К ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ, САМОВОСПИТАНИЕ, ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА, МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ, НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ

Текст научной работы

При подготовке воспитанников «Домов милосердия» к жизни в обществе особое значение придается воспитанию у них духовно-нравственных качеств, так как воспитанники как равноправные члены общества должны соблюдать нормы общественной морали. В чем же заключаются критерии нравственности? Какие духовно-нравственные качества необходимо сформировать у воспитанников «Домов милосердия», исходя из требований сегодняшнего дня? Какого должно быть содержание педагогической деятельности, чтобы реализовать поставленные задачи?

Как только человечество стало осознавать себя, были созданы предпосылки для разделения плохого от хорошего, предприняты попытки для установления отношений между людьми в определенном обществе, разработки правил поведения и критериев нравственности «Мораль» (от латинского «moralis»-нравственный) имеет отношение, в первую очередь, к поведению, поступкам, привычкам. Мораль (нравственность) – это особое свойство, позволяющее регулировать отношения между людьми; правила, принятые обществом. Нравственность - «Одна из форм общественного сознания, которое присуще людям, живущим в каком-либо обществе, оно воплощает в себе определенные правила поведения». В различных источниках нравственность характеризуется как совокупность, присущих каждому человеку этнических ценностей, самовоспитания и самоуправления.

«Нравственность – это неписаные законы» (то есть неофициальные), но это принятые и поддержанные обществом «золотые правила», следуя которым люди проявляют своё отношение друг к другу, к обществу, государству, народному достоянию, семью, средствам производства, продуктам производства. Правила эти образуют систему. [1. 626-c ]

Каким образом и в какой форме проявляются нравственные особенности в межличностных отношениях? В обобщенном виде ответ на данный вопрос в разных источниках представлен в следующих формулировках:

  1. Нравственность регулирует или устанавливает общественные межличностных отношения;
  2. Служит определению содержания межличностных отношений;
  3. Духовно-нравственные нормы (критерии) не систематизированы и не закреплены в письменной форме, как законы или правовые нормы;
  4. Мораль управляется общественной мыслью;
  5. Соблюдение духовно-нравственных критериев определяет отношение личности к духовно-нравственным ценностям, место и роль человека в обществе и в конечном счете – его мировоззрение;
  6. Нравственность выражает важную сторону человеческой личности;
  7. Нравственный человек является неотъемлемой частью общих ценностей общества, это значит, что он понимает и принимает права других субъектов, сосуществует и взаимодействует с ними, хорошо знает свое место в обществе.

Нравственность поведения личности в обществе определяется её нравственным сознанием которое в свою очередь выражается в поступках и отношениях с другими субъектами. Структуру нравственного сознания образуют нравственные чувства, воля, интеллект, интуиция, представления и память.

Исторический опыт и теоретический анализ межличностных отношений, складывающихся на протяжений веков, убеждает в том, что духовно-нравственные качества личности обеспечивают их успешность. Практические действия и теоретические идеи в этом направлении формировались в процессе исторического развития узбекского народа.

Определение критериев нравственности в разные эпохи развития человечества происходило по-разному. Но несмотря на то, что каждой общественной системе были свойственны свои подходы к определению нравственных и этических норм, сохраняются общие позиции по этим вопросам, приемлемые для всех эпох и общественных систем. В обобщенном виде их можно представить следующим образом: разумный подход к объективной реальности, бережное отношение к природе; стремление делать добро людям, непричинение им зла, чувство долга и ответственности за свою деятельность и поступки, забота общественном благе и желание приносить личную пользу, защита Родины, готовность к борьбе за благополучие и счастье народа и отечества.

В священной книге зорастрийской религии «Авесто» основой нравственных качеств признавались добрая мысль, доброе слово, доброе дело. В исламской религии также считается, что основу нравственности составляют чистота души, благодеяние, вера, отсутствие алчности, справедливость, образованность (знания). И в противоположность этому – безверие, дурные поступки, ложь, клевета, легкомыслие, необразованность леность оценивались как грех и недостойные качества. В приведенных в священной книге мусульман «Коран» в Хадисах перечислены наиболее важные моральные качества, которые и на последующих этапах развития общества сохранили свою сущность[ 3. 84 с. ].

Великие мыслители Востока уделяли большое внимание изучению и анализу духовно-нравственных ценностей. В ряду таких ученых, государственных и религиозных деятелей находятся Абу Райхан Беруний, Абу Наср Форобий, Абу Али ибн Сино, Унсурул-Маолий, Кайковус, Ахмад Югнакий, Алишер Навои, Жалолиддин Давоний, Хусайн Воиз Кошифий, Мухаммад Содик Кошкарий, Абдулла Авлони в чьих произведениях создан образ высоконравственной личности.

Древние письменные источники и взгляды выдающихся мыслителей о духовно-нравственных качествах могут быть использованы в процессе подготовки воспитанников «Домов милосердия» к жизни в обществе. Прежде чем проводить педагогическую работу по формированию нравственных качеств воспитанников, следует иметь четкое представление об особенностях этих детей. [ 4. 413c]

Начать надо с того, чтобы избавить или профилактически предупредить воспитанников от дурных привычек и склонностей, имеющихся у многих из них в силу неблагополучных семейных и других обстоятельств и одновременно формировать у них положительные качества, переходя постепенно не вести работу по духовно-нравственному воспитанию, дети не будут считать себя полноценными членами общества, у них не сформируется бережное отношение к окружающим природе. Отсутствие навыков социального общения и взаимоотношений, психологической устойчивости, неосознание необходимости вести здоровый образ жизни, слабая мотивация к трудовой и профессиональной деятельности приведут к тому, что воспитанники будут не готовы к семейной и общественной жизни ни умственно, ни морально, ни психологически и ни физически.

В процессе исследования нами была разработана и апробирована методика формирования нравственных качеств воспитанников «Домов милосердия» с целью подготовки их к общественной жизни. К процессе обучения и воспитания были привлечены методисты-учителя и воспитатели «Домов милосердия», которые должны были проанализировать и оценить результаты работы. В ходе эксперимента были изучены показатели в контрольной и экспериментальной группах.

Критериям оценки была степень готовности воспитанников «Домов милосердия» к социальной жизни по нескольким направлениям.

Уровень сформированности духовно-нравственных качеств воспитанников

Группы, число участников

Показатели уровня

Высокий

Средний

Низкий

Число

Процент

Число

Процент

Число

Процент

Экспериментальная

п1=245

62

25,3

104

42,4

79

32,2

Контрольная

п2 =249

41

16,5

83

33,3

125

50,2

Из показателей таблицы видно, что сформированность духовно-нравственных качеств у респондентов-воспитанников экспериментальной группы на высоком уровне составляет четвертую часть, в то же время показатель низкого уровня сформированности участников контрольной группы достигла 50 с лишним процентов, что свидетельствует о значительном отставании воспитанников контрольных групп от их сверстников из экспериментальных групп. На основе показателей в соответствии с разработанными критериями можно констатировать преимущество участников экспериментальных групп по следующим направлениям:

  • повышение интереса к получению знаний;
  • реализация нравственных принципов в поведении, в общении с окружающими;
  • оказание помощи тем, кто в ней нуждается;
  • проявление искренности и доверия к коллективу образовательного учреждения и, в частности, к своим ровесникам;
  • стремление к обогащению своего мировоззрения;
  • проявление уважения к незнакомым людям, гостям;
  • активное участие в общественно-полезном труде;
  • бережное отношение к природным богатствам, к имуществу «Дома милосердия»;
  • осознание в достаточной степени сущности национальной идеи независимости. [ 5. 79 c]

Таким образом, целенаправленная деятельность педагогических коллективов «Домов милосердия» по подготовке воспитанников к жизни в обществе позволит сформировать у детей и подростков положительные нравственные качества и тем самым воспитать достойной поколение граждан своей страны.

Читайте также

Список литературы

  1. Ўзбек тилининг изоҳли луғати. 5 жилдли. Биринчи жилд. А – Д /А.Мадвалиев таҳрири остида. - Тошкент, 2006.
  2. Ҳошимов З., Мўминова М. Бола бўлса бешик топилар // Жаннат макон. - Тошкент, 2008. 3-сон.
  3. Қуръони Карим /Ўзбекчадан изоҳли таржима ва изоҳлар муаллифи А.Мансур. - Тошкент, 1998.
  4. Парфенова О. История развития социального призрения детей-сирот в России XVIII – начала XX века на примере Чувашии.http://www.rl-online.ru/articles/1-04/413.html.
  5. Асқарова У. Меҳрибонлик уйи тарбияланувчиларида ижтимоий ҳаётга тайёрлашга тизими./Монография / Т; Фан 2010 .

Цитировать

Аскарова, У.М. Духовно-нравственные качества личности как факторы подготовки их к социальной жизни / У.М. Аскарова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 42. — С. 262-265. — URL: https://novainfo.ru/article/4965 (дата обращения: 16.05.2022).

Поделиться