Социологический опрос зарубежных студентов, обучающихся в вузе Сибирского региона

NovaInfo 45, с.273-277, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 2
CC BY-NC

Аннотация

Приводятся результаты социологического опроса иностранных студентов, обучающихся в Иркутском национальном исследовательском техническом университете. Раскрываются социально – бытовые факторы обучения в условиях Сибири, отношения их к ценностям здорового образа жизни, формам проведения досуга и другое.

Ключевые слова

СТУДЕНТЫ, ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ, БЫТОВЫЕ ФАКТОРЫ, СОЦИАЛЬНЫЕ

Текст научной работы

Введение. Подготовка иностранных студентов в вузах РФ является важной составляющей внешнеэкономической и внешнеполитической деятельности страны и имеет государственную значимость, что закреплено в принятой в стране «Концепции экспорта образовательных услуг в 2011-2020 годах» [7]. Одним из вузов предлагающих современные образовательные услуги, является Иркутский национальный исследовательский технический университет (ИРНИТУ), который входит в первую пятерку рейтинга вузов, подведомственных Министерству образования и науки РФ, по численности иностранных студентов (более 1300 иностранных граждан из 30 стран) [4-6].

Реализация успешной адаптации иностранных студентов к обучению в России возможна при условии создания комфортной инфраструктуры жизни для них [1-3]. Известно, что смена климата является сильным потрясением для организма, она может вызвать у человека расстройство сна, головную боль, повышение кровяного давления, обострить хронические заболевания. Повышение и понижение температуры, изменение влажности воздуха, колебания атмосферного давления, особенности светового дня также могут вызвать плохое настроение и дискомфорт [8, 13, 14].

В литературе достаточно широко освещены вопросы касающегося условиям проживания иностранных студентов в различных городах РФ. Однако, среди иностранных студентов, обучающихся в вузах в г.Иркутске подобные исследования не проводились.

С этой целью был проведен социологический опрос (анкетирование) иностранных студентов, обучающихся в ИРНИТУ. Для исследования использовались анкеты, состоящие из 23 вопросов, касающихся характеристики адаптации студентов к обучению, отношения их к ценностям здорового образа жизни, формам проведения досуга и другое. В анкетировании приняли участие 119 зарубежных студентов в возрасте от 17 до 22 лет, обучающихся на различных курсах и факультетов университета. Представляет интерес изучение вопроса проведения и занятости свободного время (табл. 1).

Таблица 1. Характеристика форм проведения досуга зарубежными студентами

Свободное время

Часто (%)

Иногда (%)

Никогда (%)

Общение с друзьями

68,8

31,2

-

Музыка

60,5

39,5

-

Чтение

38,5

56,4

5,1

Прогулки

23,4

71,4

5,2

Интернет

54,9

43,9

1,2

Спорт

41,0

55,4

3,6

Домашнее хозяйство

35,9

56,4

7,7

Театры, музеи, кино

11,8

72,4

15,8

Хобби

31,0

56,0

13,0

ТВ

18,0

53,8

28,2

Отдых

32,0

65,4

2,6

Подработка

14,5

56,6

28,9

Компьютерные игры

15,7

62,6

21,7

Клубы

6,4

50,0

43,6

Кружки, секции

17,1

59,2

23,7

Другое

21,7

60,9

17,4

Установлено, что большинство студентов (68,8%) в свободное время часто уделяют общению с друзьями, музыке – 60,5%, интернету – 54,9%, чтению – 38,5%. Большинство зарубежных студентов (71,4%) мало уделяют внимание прогулкам на свежем воздухе, посещению театров (72,4%), спортивных секций (59,2%), клубов (60,0%).

В анкете ставился вопрос о трудностях, с которыми они столкнулись в Прибайкалье. Ими оказались: незнание русского языка (16,8%), климат (24,4%), но также были те, у кого трудностей не возникло (20,2%).

По результатам анкеты на проявления недружественного отношения, было установлено, что со стороны населения их отметило 7,8%, от российских студентов - 6,8%, от преподавателей - 9,7%, но большинство зарубежных студентов не сталкивались с этим - 48,5%. Студенты-иностранцы болезненно переживают непонимание, а тем более конфликты с преподавателями. К сожалению, иногда преподаватели не хотят вникать во все проблемы иностранных студентов из-за отсутствия опыта или свободного времени.

Наиболее быстро протекает процесс адаптации к русской кухне. Во многих странах предпочитают картофель, рис, мясо и рыбу, но используют большее количество приправ.

Поэтому отдельные блюда оказались сходными с блюдами родной кухни, что вызывало приятное удивление. Но не все смогли приспособиться к общественному питанию, поэтому больше готовят сами.

Большинство студентов готовят пищу самостоятельно – 36,6%, каждый день посещает столовую незначительное количество студентов – 14,6%, а 12,2% никогда не пользуется столовой.

В табл. 2 представлена частота употребления различных продуктов питания. Как видно из табл., ежедневно мясные продукты употребляют 31,6%, овощи - 33,3% и злаки - 50%. Редко иностранные студенты употребляют молочные продукты и рыбные продукты. Так, ежедневно лишь 9,3% употребляет молоко и молочные продукты, а рыбу употребляют ежедневно лишь 2,6% опрошенных. На вопрос о регулярности питания 72,7% зарубежных студентов ответили утвердительно, а 27,3% - не регулярно. Всухомятку питается единичное количество зарубежных студентов - 5,8%.

Таблица 2. Частота употребление продуктов питания

Раз/ нед.

Мясо (%)

Молоко (%)

Яйца (%)

Рыба (%)

Фрукты (%)

Овощи (%)

Злаки (%)

0

-

-

3,7

5,3

-

-

-

1

10,5

20,4

20,4

44,7

25,5

10,5

14,3

2

17,5

14,8

14,8

23,7

14,5

8,8

4,8

3

10,5

27,8

20,4

7,9

14,5

10,5

11,9

4

12,3

14,8

9,3

10,5

10,9

12,3

7,1

5

12,3

9,3

11,1

5,3

14,5

22,8

4,8

6

5,3

3,7

1,9

-

3,6

1,8

7,1

7

31,6

9,3

18,5

2,6

16,4

33,3

50,0

Известно, что занятия спортом и физической культурой позволяют ускорить процесс адаптации иностранных студентов к обучению в вузах [9-12].

Иностранные студенты редко занимаются спортом, посещают секции, при этом 10,7% из них отметили у себя плохую физическую форму. Оценка состояния своего здоровья свидетельствует о том, что лишь 26,8% отметили отличное здоровье, а на оценку 3, 2 и 1 ответили 23,9% респондентов. Посещение физкультуры отметили меньше половины студентов (43,5%), а секции посещает примерно каждый третий иностранный студент. Регулярно занимается спортом лишь 27,9% обучающихся, что свидетельствует о недостаточно двигательной активности этих студентов.

Выводы:

1. Иностранные студенты трудно проходят адаптацию в техническом вузе Прибайкалья, на что указывают трудности, с которыми они столкнулись при обучении в Сибири. Часто они связаны с незнанием русского языка, а также с не пониманием проблем со стороны преподавателей и администрации вуза. На недружелюбное отношение со стороны населения указали 7,8%, подверглись физическому насилию (37%).

2. Больше половины иностранных студентов (56,5%) не посещают занятия по физической культуре, при этом почти 25% оценивают свое здоровье как низкое, а плохую физическую форму отмечают - 10,7%.

3. Для ускорения адаптации зарубежных студентов к образовательной среде университета и условиям жизни в Сибири следует шире привлекать иностранных студентов к занятию физической культурой и спортом. Для этой цели нужно вовлекать их в совместные с российскими студентами занятия в спортивных секциях.

Читайте также

Список литературы

  1. Амбарцумян Р.А. Физическое развитие иностранных студентов, обучающихся в техническом вузе Прибайкалья / Р.А. Амбарцумян, М.М. Колокольцев // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2013. № 2 (73). С. 216-220.
  2. Брегель Л.В., Городиский Б.В., Забродина Л.В., Колесникова Л.И., Колокольцев М.М., Мериакри В.С., Поляков В.М., Протопопова Н.В., Ремарчук А.А., Старшинова Е.О., Селиверстов В.М. Cостояние здоровья детского населения в Иркутской области. Иркутск. 1991.
  3. Колокольцев М.М. Соматотипологическая характеристика популяции юношей Прибайкалья / М.М.Колокольцев, О.М. Лумпова // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2012. №2(61) – С. 226-231.
  4. Колокольцев М.М. Конституциональная характеристика популяции девушек 17-20 лет, проживающих в условиях Прибайкалья (сообщение 2) / Колокольцев М.М., Лумпова О.М. // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2013. № 8 (79). С. 275-279.
  5. Колокольцев М.М. Особенности физического развития студенток вуза с учетом типа конституции / Колокольцев М.М. // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2015. № 4 (99). С. 287-292.
  6. Колокольцев М.М. Эффективность расширенного двигательного режима в физическом воспитании иностранных студенток / Колокольцев М.М., Амбарцумян Р.А., Власов Е.А. // Теория и практика физической культуры. 2014. № 6. С. 18-20.
  7. Колокольцев М.М., Рыбина Л.Д., Шикота И.И., Демидов А.Г., Власов Е.А., Епифанова М.Г., Шпорин Э.Г., Лебединский В.Ю. Физическая культура и физическое воспитание студентов в техническом вузе. Иркутск, 2013.
  8. Колокольцев М.М. Особенности двигательных качеств студентов Прибайкалья с учетом типов их конституции /М.М. Колокольцев // Теория и практика физической культуры, 2015, 7, с. 35-37.
  9. Колокольцев М.М. Характеристика двигательной активности студентов вуза и стадии изменения их поведения, связанного с выполнением физических нагрузок М.М.Колокольцев, А.Ю.Баженов //Вестник ИрГТУ 2014, №2 (85).- С.250-255/
  10. Колокольцев М.М. Двигательные возможности студенток технического вуза с различными типами телосложения / М.М.Колокольцев, Е.А.Койпышева // Вестник ИрГТУ 2014, №1 (84). – С.210-215.
  11. Лумпова О.М. Характеристика физического развития юношей Прибайкалья / О.М.Лумпова, М.М.Колокольцев // Фундаментальные исследования. 2011. № 11-2. – С. 320-324.
  12. Лумпова О.М. Сравнительная конституцианальная характеристика соматотипов у девушек 17-20 лет с учетом медицинской группы здоровья / О.М.Лумпова, М.М.Колокольцев //Вестник ИрГТУ 2013, №9(80).- С.269-274.
  13. Шпорин Э.Г. Инновационные технологии в деятельности кафедры физической культуры технического вуза Сибирского региона / Э.Г.Шпорин, В.Ю.Лебединский, М.М. Колокольцев // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2011. № 8 (55). С. 332-337.
  14. Шпорин Э.Г. Мониторинг физического здоровья студентов технического вуза / Э.Г.Шпорин, В.Ю.Лебединский, М.М. Колокольцев // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2012. № 6 (65). С. 274-282.

Цитировать

Амбарцумян, Р.А. Социологический опрос зарубежных студентов, обучающихся в вузе Сибирского региона / Р.А. Амбарцумян, О.М. Лумпова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 45. — С. 273-277. — URL: https://novainfo.ru/article/5830 (дата обращения: 27.06.2022).

Поделиться